5. Политэкономия капитализма

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Карл Маркс (1818-1893), чью теорию мы изучали в институте, поскольку именно она считалась в СССР основополагающей. Его "Капитал" (1867) был библией коммунизма.


Из других предметов запомнилась политэкономия капитализма. Основ марксизма-ленинизма больше не было, вместо с них, мы изучали политэкономию капитализма, которая укладывалась, по крайней мере, для меня в формулу Маркса: Товар – Деньги – Товар. Она должна была дать нам понимание капитализма, как отжившего экономического строя с его частной собственностью и эксплуатацией человека человеком.

В нас вдалбливали это понятие, и даже сегодня мне не надо никуда заглядывать, чтобы написать его.

В Советском Союзе частной собственности не было. Личная была, а частная была «изжита». Все принадлежало народу. Правда, управляло этим государство. Да народ и государство для нас практически были синонимами, потому что фабрики и заводы были не народными, а государственными предприятиями. Правда, магазины могли принадлежать как государственной, так и кооперативной торговле, которая была допущена в минимальных размерах для заготовки таких продуктов, как семечки подсолнуха. Никаких мелких лавочек и лавочников, никаких частных магазинов. Правда, мелкие мастерские могли быть кооперативными, – были артели, входившие в промкооперацию. Но она не играла значительной роли, занимая в общем промышленном производстве доли процента.

Мы должны были дома чего-то читать, что-то конспектировать, а в институте на групповых занятиях писать контрольные. Одну такую я запомнил, потому что со мной случилось впервые то, чего раньше никогда не было. Когда нам раздали вопросы для контрольной и я их прочел, оказалось, что я довольно смутно представляю себе, о чем надо писать. Видимо, у меня не было времени посмотреть материал, а, может быть, я просто забыл, что надо его просмотреть. Так или иначе, но я был совершенно не готов к этой контрольной. Впервые в жизни я испытал чувства, прежде мне неведомые: я не был готов к занятиям, я не знал материал, в моей голове было пусто, даже идей никаких не было, что я должен написать. Я силился хоть что-нибудь вспомнить, но, видимо, и вспоминать было нечего, – я ничего не мог выудить из своей памяти.

– Хорошо, – подумал я, – пусть я не помню, но тогда надо что-нибудь придумать. Если кто-то ответил на эти вопросы, почему бы и мне не сообразить, каков должен быть ответ.

Но по всей вероятности, я не был Марксом, и то, что я в конечном счете написал, оказалось неверным. Хорошо еще, что не крамольным! Так или иначе, но оказалось, что вся моя группа завалила эту контрольную. Только одна студентка, Соколова, которая всегда еле-еле училась, поскольку у нее был ребенок, получила свою троечку. По этому поводу я сочинил песенку про нее, где были такие слова:

Ты только одна, одна виновата,
что в группе не полный завал.

Так что, хоть и редко, но бывали и со мной подобные эксцессы.

Интересно, что в США Карла Маркса считают выдающимся экономистом и его теорию изучают в колледжах и университетах, правда, наряду с другими теориями.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/16/628