Сметливые мышки

Виктор Зейский
    В Иркутск, на авиазавод, я попал переводом. В договоре было записано, что через три года получу квартиру, а пока буду жить в заводской гостинице. Что такое заводская гостиница? Это несколько обычных многокомнатных квартир. Я занимал комнату в трёхкомнатной.
    Через два года представилась возможность перебазироваться временно в комнату в малосемейном общежитии. Но началось смутное время смены СССР на РФ, и одновременно с этим, завод разбили на три завода и каждый со своим директором и администрацией. Начался процесс  «демократизации» страны. На нашем заводе этот процесс начался с того, что все работники подписали договор, из которого до сих пор помню только - как будут назначаться оклады  работникам. Мне, как инженеру-конструктору  первой категории, положен был оклад в три балла, а самый большой оклад, разумеется,  у руководителя завода – шесть баллов. Оклад директора всего в два раза выше оклада простого инженера?! – куда уж демократичней! Но это на бумаге. А в действительности? Подробностей не знаю, так как вскоре ушёл на пенсию. Но лет семь-восемь назад в газете «Комсомольская Правда» (я её сохранил, но лень искать), на первой странице, красовалось  фото, как оказалось, нашего директора (когда я ещё работал на заводе, то даже не представлял, как он выглядит)  и статью, в которой наш директор был назван «выдающимся авиаконструктором». Корреспондент  спутал «авиаконструктора» с «авиастроителем» (это всё равно, что спутать элитного скакуна с гужевой лошадью). В этой статье указывалось, что названное лицо имеет на своём счету  60 млн долларов. А если поёрничать на эту тему, то мои коллеги, не ушедшие на пенсию, должны были бы иметь в то время по 30 млн долларов ?!  (стоимость одного экспортного СУ-27)
   Так о чём я начинал? Ах, да, о мышах. А причём здесь директор? Да, бог с ним!
 Строительство квартир прекратилось на неопределённое время. Наше малосемейное общежитие было в плане на снос, но план был похерен и живу в нём до сих пор почти двадцать пять лет. Интересно, а имел ли к этому вопросу отношение директор завода? А, так вот в связи с чем я его вспомнил!
    Переехал я на новое место проживания и столкнулся с негласными жильцами - мышами. Отлавливал их с помощью литровой стеклянной банки и пятикопеечной монеты того времени и топил в унитазе.
    Однажды, будучи в отпуске, уехал погостить к матери. Через двадцать дней вернулся домой и увидел в прогнившем полу, под раковиной, дырку, проделанную явно не мышами, а зверьками покрупнее. Поставил на дырку ведро с водой, чтобы лаз не мог функционировать предстоящей ночью, а днём займусь его ликвидацией.
   Утром я обнаружил лаз в новом месте.
    Засыпал в оба лаза по два ведра песка: надеялся таким способом на время отпугнуть крыс, а когда куплю цемент, раствор залью туда же.
   Но вечером крысы снова попали в поле моего бокового зрения. Тогда я воткнул в оба лаза по одной палке типа санной рейки. Это должно на время затруднить пользование лазами.
   Уже перед сном я услышал, а потом и увидел, как шевелятся обе палки, то есть, они действительно мешали грызунам вылезть на свет божий. Я с чрезвычайной осторожностью приблизился к одной из палок, прислушался: по звуку определил, что палка подвергается обработке зубами. Я резко ударил по её концу. Куда пришёлся удар нижнего конца палки, я, естественно, не видел. Но что интересно - в этот же момент прекратилось шевеление второй палки, хотя расстояние между ними составляло метра два. Они оставались неподвижными ещё два дня, пока я раздобыл цемент. С нашествием крыс в мою комнату было покончено навсегда.
   Но про крыс я упомянул между прочим. А вот мышки продемонстрировали однажды удивительный (по крайней мере - для меня) трюк, который сподвиг меня на написание данной заметки.
    Я задавался вопросом: почему в мою комнату лезет эта напасть? На полу им разжиться нечем. Продукты я храню в стеклянных, трёхлитровых банках и в холодильнике. Только на столе иногда кое-что съестное оставляю. Но стол высокий и на него мыши попасть никак не могут. И, тем не менее, с некоторых пор я стал замечать по утрам следы пребывания мышей на столе, особенно их выдавали характерные, чёрные "рисинки". Застигнуть их врасплох мне не удавалось, так как редко просыпался ночью, хотя и сплю очень чутко. Если всё же случалось проснуться, то либо они ещё не появлялись на столе, либо уже закончили свои дела.
    Но однажды серые шалунишки допустили "прокол": я проснулся от металлического звука и моментально сообразил, что он означает. Не мешкая, дёрнул цепочку выключателя настенного бра у изголовья. И что же я увидел!? Читатель! Поверь - это мне не показалось спросонья: пара мышей перебиралась по проводу идущему к холодильнику от одной из розеток на колодке. Колодка закреплена на столе возле стены (это моё "творчество"). Холодильник стоял на полметра от стола. Мышки перебирали лапками по проводу, ну, точь в точь, как это делают туристы, перебираясь через бурные потоки: висят под тросом спиной вниз, ногами обнимают этот самый трос, а руками перебирают по нему. Я был очарован зрелищем. Мысль о каре показалась кощунственной. Всего несколько секунд потребовалось мышкам для преодоления расстояния в полметра. А дальше, оказавшись в сплетении трубок и предохранительной сетки на тыльной стороне холодильника,  они с такой же быстротой юркнули вниз.
    На следующий день я нанизал на провод холодильника кусок ДВП (толстый картон) и расположил его ближе к холодильнику.  С тех пор следов посещения моего стола мышинным народом я не замечал.