Мнемоправила

Лара Ищенко
Активная педпрактика студентов четвертого курса филфака.
У меня две студентки: Катя и Алеся. Подружки, но очень разные.
Катя не скрывает, что диплом нужен для будущей работы - не в школе. Алеся увлечена наукой о языке и педагогикой, очень хочет работать с детьми.

За несколько дней до зачётного урока Алеся пришла ко мне расстроенная:
-Не получается разработка конспекта по синтаксической теме *Тире и двоеточие*.
Хочется что-то интересное показать, необычное.

-А возьми мнемоправила,- советую я ей.-Мы часто их используем на уроках. Правда, при изучении орфографии, но можно и в этой теме.
Мнемоправила - это зарифмованные правила. Лучше запоминаются, потому так и называются. Как вариант - вступительное слово к какому-либо правилу.

Вот, например, такое стихотворение.


Меня используют где надо и не надо», -
Тире однажды справедливо  возмутилось, -
«Ты ,двоеточие, живешь со мною рядом,
Но от участия в работе отстранилось.»

На это двоеточие ему сказало:
-Я потрудиться тоже бы хотело,
Но ,к сожалению, востребовано мало.
И ни во мне, уверено я, дело.

Наверное, о нас так мало знают,
Что пишут, в содержанье не вникая.
Меня тобою часто заменяют.
А между нами разница большая.


А теперь расшифровать, что имеется в виду, то есть когда ставится тот и другой знак препинания. Эти знаки часто путают и вместо двоеточия ставят тире.
Один ученик мне сказал: - Тире проще , даже на клаве (клавиатуре) тире-то быстрее поставишь, чем поднимать клавишу, чтобы двоеточие вышло.
Смешно мне стало: вот, оказывается, какая еще причина редкого появление двоеточия в текстах.

Хорошо бы еще немного рассказать об истории появления их.


Двоеточие - один из старейших знаков препинания. Ему уже без малого 600 лет, а появилось в далёком XV веке, практически сразу после самого первого пунктуационного знака - точки.


Тире придумал ставить историк и писатель Карамзин.

Вспомни и о том, что до появления знаков препинания писали без пробелов и заглавных букв. Дай небольшой текст такого вида. Пусть попробуют быстро прочитать.

-На это же время уйдет,- засомневалась Алеся.

-Немного, успеешь все сделать.

Через несколько дней я проверила конспект ее урока. Молодец, все было очень хорошо. А потом и сам урок будущий педагог провела на *отлично*.
Могло ли меня это не порадовать?