Большой переход 4 глава

Николай Крутько
 Ночная тень быстро сгущалась над стойбищем, каюры торопились и погоняли оленей стараясь, быстрее пройти заросшие густым тальником низинные распадки и не подгоняли животных когда упряжки выходили на редколесье.
  А вскоре на ясном ночном небе, усыпанном множеством  ярких и не ярких звёзд, показалась  огромная полная луна,  и разноцветными спектрами полыхнуло яркое северное сияние,свет которого  заискрился на чистом весеннем снегу сверкающей  грудой   алмазной крошки.
  Тишь синеватой ночи и прозрачную  свежесть нарушал скрип снега под упряжками и фырканье с шумным дыханием легко бегущих оленей.
  Вдруг передняя упряжка остановилась, остановилась  и бегущие за ней следом оленья упряжка, каюр передней упряжки приподнялся на нартах и указывая меховой рукавицей на стоявший недалеко высокую  сухостоину,  не громким голосом сказал тоже насторожившемуся следовавшему за ним каюру:
 -Ыт улар!
 Христофор непонимающе тоже насторожился, но его каюр равнодушно указал ему на голое дерево, где на верхних ветках сидел огромный чёрный глухарь.
 -Стрелять будешь, начальника?
 Христофор достал из кобуры наган и почти не целясь выстрелил,  задевая за сучки тушка глухаря свалилась в глубокий снег возле голого ствола лиственницы, и чтобы подойти к добытой птице, ему пришлось протаптывать себе дорогу.
   Добычей был в самом расцвете сил, огромный петух тетерев-косач, Христофор пристегнул добычу к нартам и олени,  восстановив дыхание короткой передышкой, резво рванули с места.
 Уже ближе к полуночи  прибыли они на место, все уже спали, кроме дежурных и охранников. Устин  Афанасьевич  встретил их на крыльце, с завязанными белым материалом руками, которые держал на уровне груди.
 Он  доложил Фёдору Ивановичу, что группы вернулись, обследовали указанные участки, взятые пробы с этих участков, положительных результатов не дали:
 -Беседовать будете с ними?
-Нет  Устин.
-Завтра, сейчас пусть отдыхают, завтра поговорю.
-Как у тебя с руками?
-Да ничего, сейчас распухли, мне Тихон дал медвежий жир,  вот мажу.
-Будь осторожней, я тебя освобождаю от всех работ, оставляю только общее командование своим хозяйством.
 В это время со стороны конюшни, подошёл Матвей Иванович, он доложил Фёдору Ивановичу, что годного для корма спасённого сена не хватит и на месяц, мы его отобрали и уложили отдельно. Вот благодаря Устину,  организовавшему  перекладку ещё не занявшегося огнём части стога и не успевшего пропитаться дымом,  остатки горевшего сена мы вывезли за пределы двора, место почистили.
 - Хорошо!
Сказал Фёдор Иванович и вошёл в сени.
-Оо..!  Да вы с добычей?
 Увидев подходящего к нему Христофора с тушкой глухаря.
 -Возьми Матвей Иванович, да свари шурпу по-домашнему.
 -Непременно, сейчас мы его разделаем.
Христофор, прошёл на конюшню, затем на кузницу, обошёл все строения, всё было в порядке, приказал закрыть въездные ворота, и пошел в свою комнату, где располагались все его сотрудники. Дремавший за столом дежурный вскочил, услышав входящего:
 -За ваше отсутствие, происшествий не случилось!
 Доложил дежурный, и вывернул притушенный фитиль фонаря.
 Христофор, сел за стол, взял уже высохшую рукавицу,  лежащую на столе, поднёс её поближе к фонарю и стал внимательно рассматривать её, затем достал из металлического ящика папку с документами и стал оформлять нужные документы по вчерашнему происшествию.
  Он уже закончил составлять документы, как в комнату вбежал Матвей Иванович.
-Христофор Данилович!
 И подбежав к столу, высыпал из горсти на лежащие бумаги жёлтые крупинки разной величины.
 -Что это?
 Спросил Христофор.
 Христофор Данилович, это золото!
-Откуда оно у вас?
 - Нашли в желудке вами добытого глухаря!
 -Как так!
 Птицы глотают мелкие камешки для перетирания пищи в желудке, пояснил Матвей Иванович.
 -Значит? –Догадался Христофор, рассматривая жёлтые дробинки разной величины.
 -Это нужно срочно показать Фёдору Ивановичу.
 Христофор ссыпал себе в горсть с бумаги россыпь и вышел.
      Фёдор Иванович сидел за столом над объёмистой папкой с партийными документами, когда к нему постучавшись, зашёл Христофор  и  не говоря ни слова осторожно высыпал ему  на лежавшие, на столе бумаги россыпь мелких самородков.
 Фёдор Иванович, удивлённо приподнял очки и посмотрел на Христофора.
 -Откуда это?
 -Из желудка глухаря.
Спокойно сказал Христофор.
 -Так значит, нужно искать на незамерзающих ключах!
С озарением воскликнул Фёдор Иванович.
Он взял со стола лупу и стал рассматривать мелкие самородки, его лицо  светилось довольствием.  Затем он достал свою тетрадь раскрыл карту  и поставил жирную точку на карте красным карандашом,  где был подстрелен глухарь, потом  отмеряв по линейке определённое расстояние, обвёл вокруг точки круг.
 -Этот глухарь, непременно откроет нам богатое месторождение и судя по нашим первоначальным изысканиям, месторождение где-то рядом.
 В это время Матвей Иванович, занёс в комнату Фёдора Ивановича дымящиеся ароматом две миски с большими кусками мяса вкуснейшей шурпы.