О личности А. С. Пушкина -4. Патография

Любаша Жукова
Глава четвёртая.

    ПАТОГРАФИЯ.
 
1 - Понятие патографии.
2 - История патографии.
3 – Предмет изучения патографии.
4 – Значение патографии.


  «Есть проблемы, которые всегда волновали человечество. Загадка гения, неразрешимая из-за своей неясности и противоречивости высказываемых мнений, — одна из них. Это такая «вечная проблема», относительно которой очень много сказано, и меньше всего понято. Проблема гения не является неким частным парадоксом, объяснение которого имело бы лишь академический смысл; она находится в самом средоточии культуры и науки, а возможно — и цивилизации».  (Шувалов А.В., Homo Genialis.  Кто он?)

  Природа гениальности – важная философская, психиатрическая и социальная проблема.

   Удивительный жанр – патография! 
   Как много неожиданного, интересного, разного, порой неизвестного, с чем и согласиться невозможно, узнаём  мы о личности великого творческого человека,  познакомившись с его патографией!
 
   Предваряя  наше  знакомство с  патографией  А.С. Пушкина (в одной из следующих глав), мне нужно объяснить читателю, что такое патография.

 
   «Патография – это особая форма биографии, когда  исследование жизни и творчества знаменитой личности рассматривается через призму психоанализа или психиатрии, т.-е., с учётом нормальных и патологических характеристик данной личности, исходя из взаимосвязи её творчества и психических отклонений (в том числе отклонений, касающихся интимных сторон жизнедеятельности)».
 
  Родоначальниками патографических исследований явились психиатры.

   В 30-х гг. патографию определяли как «Биографию (главным образом, выдающихся лиц), составленную с точки зрения характерологических и психопатологических данных и освещающую историю жизненного развития личности и творчества» (Я. П. Фрумкин, 1939)

   Наиболее современное толкование предложено профессором М. Е. Бурно (2000) и звучит следующим образом: «Патография… есть область клинической психотерапии… изучающая лечебное творчество одарённых людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца».

  «Чаще всего патография рассматривается как анализ изображённых в художественной литературе психических расстройств, а также как влияние психических особенностей  автора на творческий процесс и на содержание его творчества». Эти данные используется в клинической практике для психотерапевтических целей.
(Шувалов А. В.,  Модель психотерапевтической патографии)

  На долю патографа приходится задача установления свойств и особенностей индивидуального жизненного процесса личности, биографическая задача в узком смысле слова.

  Авторы патографий почти всегда  выбирали и выбирают в качестве объектов своих исследований жизнь и деятельность известных выдающихся людей, и занимаются психопатологическим изучением их личностей и творчества.

  В действительности, отделение патологии от нормы в биологическом процессе чрезвычайно условно. 
Одинаковые по своей сущности явления могут в зависимости, например, от своего количественного выражения рассматриваться и как нормальные, определяющие только индивидуальные особенности личности, и как патологические — в тех случаях, если по силе своего выражения они превосходят границу “нормы”.

Таковы, например, проявления циклических жизненных периодов подъёма и упадка у Гёте, а в менее выраженной форме - у Пушкина.

   «Самой трудной задачей патографа является выяснение влияния биологических и патологических особенностей личности на её творчество. Влияние это несомненно. Однако односторонность специалиста нередко приводит к неправильным выводам. Избавить от ошибок здесь может только критическое отношение к работе,  как в смысле подбора материала, так и его оценки. Больше всего здесь может повредить стремление к открытиям».

     ИСТОРИЯ ПАТОГРАФИИ

     С античных времён  людей  волновала проблема природы человека, его души и разума. Ещё Аристотель (384–322 до н. э.) пытался естественнонаучно объяснить тайны творчества. Он одним из первых пришёл к выводу, что талант — природный дар, естественная способность человека и задавался вопросом: «Почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусствами, — почему все они, по-видимому, были меланхоликами?».
Демокрит (460–370 до н. э.)  писал: «Без безумия не может быть ни один великий поэт».
Согласно Платону (427–347 до н.э.), «специфичность художественного творчества выражается в «одержимости» поэта».

   Жанр патографии  был создан французскими авторами в первой половине XIX века. Одну из первых патографий, посвящённую Сократу, написал в 1836 году французский врач Луи-Франсуа Лелю (1804-1877).
   Термин «патография» ввёл в  употребление  немецкий врач Пауль Юлиус Мёбиус (1853-1907), написавший патографии  Гёте,  Руссо,  Шопенгауэра,  Шумана, Ницше  и ставший  непревзойдённым классиком данного жанра.
Наибольшее распространение новый жанр получил в странах, где литература играла особую роль в жизни общества, к примеру,  в России и во Франции. Авторы патографий использовали в своих целях общественный интерес к личности знаменитых людей.
 
   
   Российские психиатры, авторы патографий, заметно активизировались с конца  1890-х до конца 1920-х годов. Они описывали  предполагаемые болезни наиболее влиятельных отечественных писателей, начиная с Достоевского, Гоголя, Гаршина.
   
   Психофизиолог, врач-психиатр, доктор медицины Г. В. Сегалин(1878-1960) стал издавать на Урале, в Свердловске, в 1925 году  уникальный в своём роде журнал: «Клинический  Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)», посвящённый вопросам патологии гениально одарённой личности, а также вопросам одарённого творчества.
(Под термином «эвропатология» подразумевалась «всякая патология, которая связана, так или иначе, с творчеством и творческой личностью»).

   Согласно Г. В. Сегалину, в большинстве случаев наивысшей творческой продуктивности имеет место слияние психопатии и одарённости. Гениальную личность автор рассматривает как симбиоз двух скрещивающихся наследственных компонентов: потенциальной одарённости и психопатического компонента, причём последний освобождал из подсознательной сферы компонент одарённости и помогал ему проявить себя. Сам по себе, изолированно психоз никакого ценного творчества дать не может.

   Сегалин и коллектив его авторов  накопили и систематизировали уникальные сведения о  многих выдающихся личностях.
В его журнале печатались патографии  Леонида Андреева, Александра Блока, Сергея Есенина, Максима Горького, Михаила Лермонтова, Александра Скрябина, Льва Толстого, Александра Пушкина и других знаменитых людей.

   С 1930-х годов публикация  патографий в СССР была прекращена, и  журнал «Клинический архив гениальности и одарённости (эвропатологии)»  после четырёх лет существования был закрыт.
(Так как это издание давно стало библиографической редкостью, современные патографы намерены последовательно переиздать известные нам пять томов (20 выпусков, по 4 выпуска в год).


   На Западе патографии с неизменной регулярностью выходили в течение всего XX века. Там продолжались и работы по генетике, тогда как в нашей стране в 1948 году с подачи Т.Д. Лысенко генетика была объявлена лженаукой, и гонения на неё продолжались вплоть до снятия Н.С. Хрущёва с поста генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 году. С середины 1960-х гг. началось постепенное восстановление генетики (впрочем, как и психологии…).
   
  Возобновление отдельных патографических работ и возрождение патографии в нашей стране отмечено только с конца 60-х гг.
В последние годы, начиная с перестройки, патография вновь начала обретать респектабельность как отдельный жанр, как разновидность «медицинско-гуманитарного» исследования.
Были переизданы некоторые старые работы, а также написаны новые.
   
   Мне как дефектологу с филологическим образованием абсолютно близка и понятна вся терминология, используемая психиатрами и психотерапевтами в этих публикациях.  Не зря же на деффаке в числе более чем пятидесяти дисциплин, наряду с курсом филологических предметов изучались такие медицинские дисциплины, как общая патология; анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения; основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности; невропатология; психопатология; клиника интеллектуальных нарушений; нейро- и патопсиходиагностика;  общая и специальная психология; психолого-педагогическая диагностика; основы генетики; психолингвистика и другие.
   А психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии и индивидуальный подход в процессе  их обучения и воспитания были обязательными на протяжении всей практической работы.

   Несколько разных работ по патографии, с которыми я познакомилась, как мне кажется, могут быть интересны и вам, дорогие читатели.

   Заслуживают внимания статьи и работы патографов в упомянутом выше журнале Сегалина и работы нашего современника, известного российского специалиста в этой области Александра Владимировича Шувалова, врача-психиатра, кандидата медицинских наук.
Он является автором-составителем  солидного издания "Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий".
(А.В.Шувалов, М.: "Издательство Астрель": ОАО "Люкс", 2004.-2012, (2)
 
Это - первая в отечественной литературе книга, целиком посвящённая взаимовлиянию патологии и таланта, она включает информацию о сотнях выдающихся людей: от корифеев науки и искусства до государственных и религиозных деятелей, - итог 30-летнего кропотливого труда А. В. Шувалова.
Впрочем, автор сразу предупреждает: он вынужден был пользоваться столь разнохарактерными источниками, что портреты-«анамнезы» великих людей имеют массу спорных моментов и прямых изъянов.


   В опубликованной в 2006 году статье А. В. Шувалов провёл анализ патографических публикаций за последние сто лет, отметив изменение целей и задач патографических исследований с течением времени. Он обратил внимание на то, что в настоящее время патографические исследования проводятся не только психиатрами, но и психоаналитиками, психотерапевтами, а в последние годы всё чаще — филологами, искусствоведами, философами – представителями гуманитарных специальностей.
  Поэтому первоначальное узкое определение, данное патографии психиатрами, с течением времени усилиями специалистов других дисциплин было значительно расширено.

   В настоящее время патография рассматривает  жизнь и творчество великих людей   с учётом их характерологических особенностей (в самом широком смысле, включая и болезненные расстройства, и психические отклонения).
   Патографы  исследуют  биографию выдающегося человека с точки зрения его физической конституции, соматических и психических заболеваний, наследственной отягощённости, психологических, характерологических и психопатологических данных,  освещая историю жизни одарённого человека, его личность и творчество с позиции  ещё одного взгляда – медицинского, что востребовано в психотерапевтической практике.

   Глубокое и всестороннее изучение личности имеет огромное значение и для более взвешенного понимания творчества знаменитых художников, музыкантов, поэтов или писателей и т.д.
   
   Сегодняшние достижения в области  психологии и психиатрии, биологии, генетики человека и психогенетики  с её генеалогическим методом, достижения в области  психоанализа и психотерапии - наряду с достижениями психолингвистики - дают  новые богатейшие возможности для  всестороннего  изучения  личности  человека.


   Примечание:
 
   *Сегалин Григорий Владимирович (1878 – 1960) Россия (СССР)
Русский психофизиолог, изучавший поведение творческих людей.
С 1909 год по 1913 год учился в университетах Германии.

Предложил название 2-х новых научных дисциплин: эвропатология или (эврико-патология) – раздел психиатрии,  исследующий влияние болезней на творческий процесс; и ингениология – для всестороннего изучения процессов творчества.

***

16.08.2013

 Продолжение: «Патографы о гениальности» - в главе пятой.
 http://www.proza.ru/2013/08/19/1700