На Бога надейся, а сам не плошай!
(Не пропасть во время паломнической поездки в пути - только ваша забота…)
…Автобус, набитый под завязку паломниками, напоминал старую лошаденку из чеховского рассказа «Пересолил».
«Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой. Когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места…».
Наш старый «мерин» конвульсировал добрых полтора часа, прежде чем, наконец, завелся.
«Ну, с Богом!» - перекрестилась старшая группы и взяла в руки микрофон.
Путь предстоял неблизкий: в Свято-Дивеевский монастырь. В Нижегородскую область. Из Москвы…
Микрофон работать отказывался. Впрочем, как и кондиционер в задней части автобуса.
«Может, кто-то поедет в другой раз? На другом автобусе?» - с надеждой спросила старшая группы.
Но чуда не произошло. Паломники сидели в креслах намертво: все были настроены на встречу с Серафимом Саровским, ждали от него чудес, исполнения желаний, исцеления – в общем, всего того, ради чего они и отправились в дальний путь, заплатив в автобусе 2500 наличными за дорогу «туда и обратно».
Через полтора часа старый «мерин» покачнулся, как в чеховском рассказе, и тронулся с места. Было решено ехать, «как уж Бог дал»: со сломанным микрофоном, без рассказов и наставлений, с духотой на задних рядах.
Сидящие сзади нецеломудренно расстегнули рубашки и пристроили свои молитвословы навроде вееров…
Дорога до Дивеевского монастыря лежит через несколько областей. Дивные по красоте места, с полями и лугами, компенсировали неоткидывающиеся назад кресла и затекающие от неудобной позы ноги.
С каждым часом мы все больше привыкали к скрежету и стонам, издаваемым механической коробкой передач, которая явно вступила в жесткий спор с властной рукой водителя.
Всю дорогу она пускала в аргументы и свой почтенный возраст, и свой пробег и вообще – свинское к себе отношение со стороны эксплуатировавшего ее человека.
Жалобы задних рядов на невообразимую духоту уже игнорировали. Для всеобщего удобства было решено, что все мучения в пути – «во славу Божию»…
Кое-как доехав до Дивеевского монастыря, наш измученный «мерин» открыл, наконец, свою пасть, «выплюнув» нас на святую землю.
Нам предстояла большая духовная работа во исцеление души и тела. «Мерину» - «полостная» операция, которую должны были произвести в наше отсутствие два наших хмурых водителя.
Встреча «обновленных» сторон была назначена на следующий день….
Святая обитель, где покоятся мощи Преподобного Серафима Саровского, по-обыкновению, все сгладила.
На следующий день, совершив немало духовных трудов, мы собрались в автобусе уставшие, но счастливые. Наши сумки едва вмещали в себя дивеевские гостинцы, которые мы везли в Москву родным: иконы, землю со святой Канавки, трех- а то и пятилитровые бутыли со святой водой, творящей чудеса…
Наш старый «мерин» тоже повеселел. Его микрофон исправно работал, починили и видео – поездка домой обещала быть информационной и увлекательной: старшая группы решила показать нам в один заход все, что намечено было показать по пути туда и обратно.
Трогаемся. И вдруг снова – стон и хруст коробки передач! Водители напряглись. Мы замерли…
«Давайте же помолимся!» - в отчаянии предложила старшая группы, пытаясь сгладить ситуацию и понимая, как видно, много больше, чем понимали в этот момент мы.
…До подмосковной Балашихи мы кое-как дотянули. Но в Балашихе наш упрямый «мерин» решил поставить точку в долгом споре с водителем. И когда до Москвы оставалось километров 10, автобус дернулся, закипел и встал, как вкопанный.
Повторная реанимация обещала обойтись в три часа ожидания. И это при том, что на часах было десять вечера, МКАД стоял, а в карманах у нас остались сущие копейки…
Начали хаотично разъезжаться. Я взяла в долг у старшей группы 1000 рублей и остановила попутку, в которую «укомплектовалось» еще три паломницы. Получилось быстро и недорого.
Остальное большинство, потрясенное известием о поломке, металось вдоль дороги, кто-то кому-то звонил, кто-то брал штурмом перегруженные местные маршрутки.
Дальше – больше. Воткнувшись в переполненный салон с могучими своими сумками, с 5-литровыми бутылями, стояли наши бедные паломницы до Москвы в согбенных позах, напоминая себе и другим великий подвиг Серафима Саровского.
Но если святой старец стоял согбенно и одиноко на своем камне 1000 дней и 1000 ночей, молясь о спасении души, то наши героини держали подвиг всего полчаса, удерживая баулы полусогнутыми ногами. А смысл молитв был одинаков – о спасении души…
Вся эта история случилась в минувшие выходные, и я тому живой свидетель.
Компания, которая взялась везти нас в Дивеево на раздолбанном автобусе, была с говорящим названием Бараши. Не барыши, а именно Бараши. Так называется место, где расположен московский храм Введения Пресвятой Богородицы. Потому и паломническую службу, работающую от этого храма, люди называют попросту: Бараши. Те же, кто не раз уже «ломался» с ними по дороге, теперь саркастично меняют в этом слове вторую гласную букву, намекая на первичность прибыли. Ну, а безопасность паломников-пассажиров (среди которых всегда есть дети) – дело десятое.
«Почему вы выпускаете на линию сломанные автобусы? Не оформляете страховки в дорогу?» - спросила я у хозяина паломнической службы, Всеволода.
«Автобусы старые, но технический осмотр все они прошли» - добавил загадок Всеволод, - ваш автобус был лучшим из всех, что есть, ну а страховки…По России это вроде как и не принято…».
Вот тебе, бабка, и Юрьев день! Получается, отправляясь в дальнюю паломническую поездку, с ночным переездом по нашим «русским горкам», никто за людей как бы и не в ответе!
Весь ужас в том, что такая ситуация, как мне рассказали знающие люди, царит сегодня во многих паломнических службах: деньги за поездку собирают прямо в автобусе, затем их перераспределяют на разовую зарплату водителям (2500-3000 тыс), старшей группы (2500-3000 тыс) и на бензин. Остальные деньги капают на баланс самой паломнической службы. Все! Ни тебе страховок от несчастных случаев, ни тебе налогов в городскую казну. Собрались – скинулись – помолились – разбежались. А что «мерин» стар – так надо просто молиться! Бог даст, вывезет!
Как работают сегодня в других городах России подобные организации, остается только догадываться.
Поэтому будем считать эту публикацию нашим первым официальным обращением в Московскую Патриархию, Роспотребнадзор и Налоговую службу. Или, если хотите, первым криком о помощи.
А пока, отправляясь в паломническую поездку и выбирая наугад службу, которая повезет, нам остается, братцы, только одно – уповать на милость Божью.
Или, как минимум, купить себе за доп.плату в любой страховой компании страховку на время поездки. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.
«Господи, спасе рабов твоих, путешествовати хотящих, от злаго обстояния…».
Татьяна Феоктистова
Москва-Дивеево-Москва.
(Опубл.в газ. "Московская Правда", август-2013. )