На Бога надейся, а сам не плошай!

Татьяна Феоктистова Первая
               
 (Не пропасть во время паломнической поездки в пути -  только ваша забота…)

…Автобус, набитый  под завязку паломниками, напоминал старую лошаденку из чеховского рассказа «Пересолил».
  «Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой. Когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места…».
   Наш старый «мерин»  конвульсировал  добрых полтора часа,  прежде чем, наконец,  завелся.
  «Ну, с Богом!» - перекрестилась старшая группы  и взяла в руки микрофон.
   Путь предстоял неблизкий: в Свято-Дивеевский монастырь. В Нижегородскую область. Из Москвы…
   Микрофон работать отказывался. Впрочем, как и кондиционер в задней части автобуса.
  «Может, кто-то поедет в другой раз? На другом автобусе?» - с надеждой спросила старшая группы.
   Но чуда не произошло. Паломники сидели  в  креслах намертво: все были настроены на встречу с Серафимом Саровским, ждали от него  чудес, исполнения желаний,  исцеления – в общем, всего того, ради чего они и отправились в дальний путь, заплатив в автобусе  2500 наличными за дорогу «туда и обратно».
   Через полтора часа  старый «мерин» покачнулся, как в чеховском рассказе, и тронулся с места.  Было решено ехать, «как уж Бог дал»: со сломанным микрофоном, без рассказов и наставлений, с  духотой на задних рядах.
  Сидящие сзади нецеломудренно расстегнули рубашки и пристроили свои молитвословы навроде  вееров…
   Дорога до Дивеевского монастыря лежит через несколько областей. Дивные по красоте места, с полями и лугами, компенсировали  неоткидывающиеся назад кресла и затекающие от неудобной позы ноги.
    С каждым часом мы все больше привыкали к скрежету и стонам, издаваемым механической коробкой передач, которая явно вступила в жесткий спор с властной рукой водителя.
   Всю дорогу она  пускала  в аргументы и свой почтенный возраст, и свой пробег и вообще – свинское к себе  отношение со стороны эксплуатировавшего ее человека.
   Жалобы задних  рядов на невообразимую  духоту уже игнорировали. Для всеобщего удобства  было решено, что все  мучения в пути – «во славу Божию»… 
   Кое-как доехав до Дивеевского монастыря, наш измученный «мерин» открыл, наконец, свою пасть, «выплюнув» нас на святую землю.
   Нам  предстояла большая духовная работа во исцеление души и тела.  «Мерину» -  «полостная» операция, которую должны были произвести в наше отсутствие два наших хмурых водителя. 
   Встреча  «обновленных» сторон была назначена на следующий день….
   Святая обитель, где покоятся мощи Преподобного Серафима Саровского, по-обыкновению, все сгладила.
   На следующий день, совершив немало духовных трудов, мы собрались в автобусе уставшие, но счастливые. Наши сумки едва вмещали в себя дивеевские гостинцы, которые мы везли в Москву родным: иконы, землю со святой Канавки, трех- а то и пятилитровые бутыли со святой водой,  творящей чудеса…
   Наш старый «мерин» тоже  повеселел. Его микрофон исправно работал, починили и видео – поездка домой обещала быть информационной и увлекательной: старшая группы решила показать нам в один заход все, что намечено было показать по пути туда и обратно.
   Трогаемся. И вдруг снова – стон и хруст коробки передач! Водители напряглись. Мы  замерли…
  «Давайте же помолимся!» - в отчаянии предложила старшая группы, пытаясь сгладить ситуацию и понимая, как видно, много больше, чем понимали в этот момент мы.
   …До подмосковной Балашихи мы кое-как  дотянули.  Но в Балашихе наш упрямый «мерин» решил поставить точку в  долгом споре с  водителем.  И когда до Москвы оставалось километров 10, автобус дернулся, закипел и встал, как вкопанный.
   Повторная реанимация обещала обойтись  в три часа ожидания. И это при том, что на часах было десять вечера, МКАД стоял, а в карманах у нас остались сущие копейки…
   Начали хаотично разъезжаться. Я взяла в долг у старшей группы 1000 рублей и остановила попутку, в которую «укомплектовалось» еще три паломницы. Получилось быстро и недорого.
   Остальное большинство, потрясенное известием о поломке, металось вдоль дороги, кто-то кому-то звонил, кто-то брал штурмом  перегруженные местные маршрутки. 
   Дальше – больше. Воткнувшись в переполненный салон с могучими своими сумками, с 5-литровыми бутылями, стояли наши бедные паломницы до Москвы в согбенных позах, напоминая себе и другим великий подвиг Серафима Саровского.
   Но если святой старец стоял согбенно и одиноко на своем камне 1000 дней и 1000 ночей, молясь о спасении души, то наши героини держали подвиг всего полчаса, удерживая баулы полусогнутыми ногами. А смысл молитв был одинаков – о спасении  души…
   Вся эта история случилась в минувшие выходные,  и я тому живой свидетель.
   Компания, которая взялась везти нас в Дивеево на  раздолбанном автобусе, была с говорящим названием  Бараши. Не барыши, а именно Бараши. Так называется место, где расположен московский храм Введения Пресвятой Богородицы. Потому и паломническую службу, работающую от этого храма, люди называют попросту: Бараши. Те же, кто не раз уже «ломался» с ними по дороге, теперь саркастично меняют в этом слове вторую гласную букву, намекая на первичность прибыли. Ну, а безопасность паломников-пассажиров (среди которых всегда есть дети) –  дело десятое.
   «Почему вы выпускаете на линию сломанные автобусы? Не оформляете страховки в дорогу?» - спросила я у хозяина паломнической службы, Всеволода.
   «Автобусы старые, но технический осмотр все они прошли» - добавил загадок Всеволод, - ваш автобус был лучшим из всех, что есть, ну а страховки…По России это вроде как и не принято…».
   Вот тебе, бабка, и Юрьев день! Получается, отправляясь в дальнюю паломническую поездку, с ночным переездом по нашим  «русским горкам», никто за людей как бы и не в ответе!
   Весь ужас в том, что такая ситуация, как мне рассказали знающие люди,  царит сегодня во многих паломнических службах: деньги за поездку собирают прямо в автобусе, затем их перераспределяют на разовую зарплату водителям (2500-3000 тыс), старшей группы (2500-3000 тыс) и на  бензин. Остальные деньги капают на баланс самой паломнической службы.  Все! Ни тебе страховок от несчастных случаев, ни тебе налогов в городскую казну. Собрались – скинулись – помолились – разбежались. А что «мерин» стар – так  надо просто молиться! Бог даст, вывезет!
   Как работают сегодня в других городах  России подобные организации, остается только догадываться.
    Поэтому будем считать эту публикацию нашим первым официальным  обращением в Московскую Патриархию, Роспотребнадзор и Налоговую службу. Или, если хотите, первым криком о помощи.
   А  пока, отправляясь в паломническую поездку и выбирая наугад службу, которая повезет, нам остается, братцы, только одно – уповать на милость Божью.
  Или, как минимум,  купить  себе за доп.плату в любой страховой компании страховку на время  поездки. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. 
   «Господи, спасе  рабов твоих, путешествовати  хотящих, от  злаго обстояния…».

                Татьяна Феоктистова
                Москва-Дивеево-Москва.
                (Опубл.в газ. "Московская Правда", август-2013. )