Остров Валаам

Книга Нина Владимировна
О С Т Р О В В А Л А А М.





Прошлым летом осуществилась, наконец, наша давняя мечта, нам удалось с младшим сыном побывать на острове Валаам. Два часа на метеоре с Монастырской пристани, от Приозерска, по Ладожскому озеру и мы выходим на пристань, заполненную паломниками. Перед нами к пристане причалил огромный теплоход. У подножия высокой горы мы присоединяемся к группе паломников и поднимаемся по широкой лестнице вверх. Название острова в переводе с финно-угорского языка означает «высокая земля». Но прежде, чем подняться на самый верх, мы гуляем по его роскошным террасам, где возделан каждый клочок земли. Растут вековые сады, от обилия плодов ветви склоняются до самой земли, множество цветов. Здесь же, в тени раскидистой яблони, можно отведать душистого чая из самовара с монастырской выпечкой, приобрести в киосках сувениры, изготовленные местными мастерами. Почти всю территорию острова занимает Ставропигиальный мужской монастырь. Но рядом построены многоэтажные дома, где проживает обслуживающий персонал. На острове есть и своя школа, свой детский сад, магазин, поликлиника. Поднявшись на самый верх, мы попадаем в главный храм монастыря, где начинается служба. Поражает величие храма, изображение святых в полный рост. Мы заслушиваемся пением мужского хора. Голоса очень сильные, они заполняют собой все пространство вокруг, проникают в сердце каждого и я замечаю слезы раскаяния на лицах собравшихся и уже не стесняюсь своих слез.
После службы гид приглашает всех в монастырскую трапезную. Мы проходим по территории монастыря , вымощенной камнем и попадаем в длинное помещение, уставленное столами и деревянными лавками. За окном середина августа и начало Успенского поста. Еду нам подают в красивых расписных горшочках. Еда постная, но очень вкусная, несколько блюд на выбор и запиваем все взваром, настоянном на травах с добавлением меда. Стоит все очень дешево. Мы благодарим за все Бога, благодарим так же и гида и прощаемся с нашей группой. Дальше мы путешествуем вдвоем с сыном.
Мы делаем множество снимков храмов и близлежащей территории и отправляемся в дальние скиты, где проживали первые монахи, облюбовавшие этот остров. Перед нами открываются живописнейшие виды, с одного острова мы попадаем на другой, затем на следующий. Они соединяются небольшими, резными мостиками, окрашенными белой краской. Мы посещаем жилище первых монахов, любуемся пейзажами и совершенно забываем о времени. В действительность нас приводят первые раскаты грома . Все бегут наверх, в ближайшую часовню. Мы с сыном успеваем до дождя и помолившись занимаем сидячие, пустующие места у стены. Рядом с нами садиться пожилой, сухонький монах в черных, длинных одеждах. Он держит в руках лоснящийся, затрепанный молитвенник и погружается в чтение, низко склонив голову. Начинается ливень и часовня мгновенно наполняется мокрыми людьми, с горящими , счастливыми глазами. Их взоры обращены к иконе Божией материи, расположенной в центре часовни. Они встают на колени и каждый молится о чем-то своем, прося покровительства у Божией матери. Дождь заканчивается и уже яркое солнце ослепляет нас при выходе из часовни.
Времени до отправления метеора остается немного и мы идем в сторону пристани по мокрым дорожкам. Сверху на нас падают капли воды, которые застряли в огромных, вековых лиственницах, растущих вдоль дорог.Узкая дорожка нас выводит за монастырский двор и мы видим двух молодых монахов, которые капают червей под мокрыми деревьями. Про себя я искренне порадовалась за монахов и пожелала им удачного лова.

На пристани уже полно народа. Они спешат на огромный теплоход, который отправляется перед нами. На ближайшей скамейке, мы знакомимся с женщиной, которая возвращается в город на этом теплоходе, после недели пребывания на острове. Ее зовут Татьяной. Она приезжала на остров поработать, помолиться и пообщаться с настоятелем монастыря, другими священниками. Одним словом - полечить свои душевные раны. В обязанности Тани входила уборка на местном кладбище. Она пропалывала сорняки на могилках, сажала цветы, красила кресты. Таня сказала, что работала она неполный день, время оставалось и на службы, и на общение. "Мало кто здесь прожил больше шестидесяти лет", - сказала Таня. "Некоторые и до шестидесяти не доживали." Я напомнила Татьяне, что монастырь мужской и мужчины в нашей стране живут меньше женщин. А так же напомнила об одиноких инвалидах Великой Отечественной войны, которые проживали здесь какое-то время. За ними ухаживали медики и специально привлеченный персонал. Наверное сказался и суровый климат, нехватка солнечных дней и удаленность от большой земли.
Мы помахали Тане с пристани и теплоход скрылся за островом в необъятных просторах Ладоги. Через полчаса мы уже на огромной скорости обгоняли теплоход и снова махали Тане и другим пассажирам, а они махали нам. Я искренне завидовала Татьяне, потому что она будет в пути гораздо дольше нас. Хватит времени на то, чтобы полюбоваться каждым островом , встречающимся на пути, пережить это волнение от встречи с ним, сделать удачные снимки. Ведь наша жизнь только обогатится, если мы найдем время замедлить ход!


"Господи, Иисусе Христе! Помоги мне замедлить ход, чтобы слышать Тебя, молиться Тебе , оставить на время все мирские дела и находить вдохновения только в Тебе. Аминь."

Август. 2013 год. Санкт-Петербург.