Усадьба Сукачёва

Лилия Фрайзингер
 Усадьба Сукачёва  по некоторым источникам была спроектирована самим В.П. Сукачёвым. Есть версия, что архитектор и художник Н.Н. Каразин проектировал усадьбу Сукачёва, так как другие здания, проектированные им очень похожи на неё. Ему, например, нравилась пропильная резьба, которая есть в усадьбе Сукачёва. Фонд «Традиция» занимался реставрацией музейного комплекса. Все здания музейного комплекса построены в XIX веке, примерно в 1882-1888 году. В 1880 году Владимир Платонович Сукачёв хотел приобрести землю под дачу. Точная дата  приобретения земли неизвестна. Примерно в это же время была куплена земля (Какуевская заимка). Её продавала дочка после смерти отца.  До 1914 года в этом музейном комплексе жила семья Сукачёва. После революции в них была коммунна, детский дом, детский сад, хозяйственные постройки, Дунькин сад - парк народных гуляний, потом уже стала музеем. В 90-тых годах усадьба стала памятником федерального значения. Усадьба Сукачёва является мемориальным отделом музейного комплекса. Архитектура усадьбы Сукачёва подробно никем не исследована. Усадьба выполнена в интересном стиле для Иркутска: здесь переплетается русский, азиатский и украинский стиль. Самая высокая точка усадьбы это обвитый канатом, якорь. Существует несколько версий почему якорь находится в таком необычном месте на крыше: первая версия, что Владимир Платонович после своего долгого отсутствия учёбы в Санкт-Петербурге и жизни на Украине, приехал сюда с женой, которая была родом оттуда и с двумя детьми. Они, так сказать, кинули свой якорь, который символизирует, что здесь их корни и усадьба  является навсегда их домом. Вторая версия почему якорь находится на крыше, что жену  Владимира Платоновича звали Надежда, как известно якорь символ  ощущения, чувства надежды. Третья версия, что Надежда была из рода Юферовых и этот род имел непосредственное отношение к российскому флоту (у неё дед был героем войны) и, возможно, поэтому якорь поместили на крышу одного из домов усадьбы  Сукачёва. В архитектуру усадьбы были использованы все достижения сибирских мастеров. Прошедшие изменения  в облике здания были связаны с перепланировкой парка. Фасад под четырёхскатной крышей дома был богато украшен декоративными элементами.
 Вскользь упоминают, что Сукачёв увлекался Монголией, Китаем и Востоком,  поэтому появились драконы на фаэтонах. Они так плотно вплелись в историю Сибири и считается, что драконы находятся  рядом с полотенцами, (полотенца это длинная палка), охраняли жителей усадьбы. Потом появились наличники на окнах, похожие на монгольские шапки. Это всего лишь версии, выдвинутые исследователями усадьбы, которые занимались её реставрацией.  В усадьбе была единственная каменная пристройка, где находится Зимний сад. Художественное решение внутреннего пространства было выполнено с применением штукатурных тяг и фризов в виде геометрических орнаментов. Сейчас на реставрации находится здание школы для девочек Надежды Владимировны. Неизвестно, когда она будет отреставрирована. Школа для девочек это последнее здание, которое может быть отреставрировано. Раньше на территории было 17 построек в  XIX веке, сейчас их 5. Это картинная галерея главное здание, дом прислуги, в котором находится экспозиция, дальше это конюшня, в которой тоже проходят выставки,  одноэтажное здание гостевой флигель и беседка с хозяйственными постройками.
После смерти Сукачёва жена передала с  В.Б. Шостаковичем записку, что усадьба отдана добровольно Советским властям. Это  способствовало тому, что усадьба была сохранена.
 (Использована статья Елены Станиславовны Зубрий и материалы с сайта музея Сукачёва).