Эротический принцип в сознании кришны

Мурали Мохан
Изначально существует любовь к Кришне. Она заключена в самой природе Души. Когда душа соприкасается с материальной энергией (гуной страсти и невежества), то под воздействием ее, в результате ложного эго, которое заставляет нас отождествлять себя с материальным телом, эта божественная любовь (према) трансформируется в вожделение (кама), так же как молоко становится простоквашей в соприкосновении с  кислым тамариндом.  ТАКОВА ПРИРОДА ВОЖДЕЛЕНИЯ.
Это положение идеально подходит для тех здравомыслящих ученых, которые хотят провести сравнительный анализ различных религиозных ценностей, основываясь на истинных принципах нравственности и морали. По мере своего изучения этой небольшой публикации, читатель, несомненно, найдет ее странице глубочайшие объяснения ранее непонятных ему духовных истин.
Автор заверяет своих читателей в том, что величайший учитель нравственности - сам Всевышний, Господь Шри Кришна Чайтанья, - предложил Свои теистические соображения высшим интеллектуальным кругам, которые являются целиком и полностью образцами нравственности. Краткий обзор его учения, несомненно, в значительной мере будет препятствовать враждебной критике эмпириков, которые высказывают предвзятые мнения, когда разговор  заходит о религии.

 Так же как несгибаемый дух, вечно преданный своему духовному наставнику, хранит нас от враждебного влияния этого мира, указывает нам путь сбившейся с пути истины душе в часы ее подавленности, подобно путеводной звезде,  так и сознание Кришны подобно маяку, ведет нас назад Домой к Богу в гавань вечно прекрасного и радостного служения Шри Кришне.

Любовные игры Шри Кришны с девушками-пастушками Враджи, описанные в 10 Песне Шримад Бхагаватам, представляют собой высочайший уровень служения Божественному. Они полностью духовны и не имеет в этом мире двойственности добра и зла греха и святости себе аналога. Суть описания их в полной мере раскрывается в учении Шри Чайтаньи Махапрабху, известного под названием ачинтья бхеда бхеда таттва, философия одновременного непостижимого единства и различия, которое дает реальное и недвусмысленное описание религии божественной любви.
СЕКС и безраздельная преданность Богу.
Как сочетаются эти два понятия? Никак. Но если Бог является источником всего сущего, то возможно ли существование сексуального желания чем-то аномальным противоестественным или греховным? Таким образом, затронув эту тему, мы рискуем быть осмеянными и преданными анафеме ортодоксами, принадлежащими к той или иной религии.  Наше собственное представление о любви к Богу из-за своего  несовершенства  таит в себе несоизмеримую опасность.
Нелегко понять, как любовные отношения могут сохраниться при полном отрицании сексуальной близости, которая представлена в мечтах поэтов-эмпириков, религиозных пропагандистов и моралистов. Эмпирики открыто возражают против секса, который им представляется в форме "отвратительной полигамии" в описаниях игр Шри Кришны. Чуждые их пониманию любовные игры Враджи с их откровенной сексуальной направленностью расцениваются ими как непристойные.  Для религиоведа и социолога сознание Кришны представляется  как самая безнравственная из религий, которая лишь помогает утвердить идеал половой распущенности вплоть до того дикого состояния, из которого человечество до сих пор еще так и не выбралось, несмотря на согласованные усилия несчетных поколений. Религиозные пропагандисты не могут  без содрогания  размышлять о перспективе возвращения назад к состоянию первобытного примитивизма и абсолютного анимализма. Это происходит из слабости доктрины которой они придерживаются  в отношении религии, будь то христианство или ислам.

Рассмотрим позицию противников эротизма при описании их точки зрения.

Насколько мне известно, никто из противников "пагубных склонностей" учений Шри Чайтаньи Махапрабху и "Шримад-Бхагаватам", не признает сексуальные отношения полностью нечистыми. В наши дни люди обычно стремятся упорядочить такие отношения при помощи принципов морали, этики и нравственности, пропагандируя ту или иную религию. Трудность, с которой я столкнулся при обсуждении этой темы, состоит не в том, что они якобы не в должной мере осуждают сексуальные отношения, а в той более поразительной истине, что они порицают сам принцип сексуальности как наиболее пагубный из всех видов иллюзий, которые овладевают нами в невежественном, греховном состоянии.
Принцип морали эмпирической этики основывается на понимании и осознании человеческой личности, который состоит в гармоничном развитии всех способностей и побуждений, присущих всему роду человеческому. На самом деле нет инстинктов или качеств, которые были бы бесполезны или безнравственны сами по себе. Но их представление и отношение к ним, которое определяется собственным несовершенством налагает на них табу, запрет. С другой стороны Правильное использование природной склонности состоит в стремлении улучшить ее во всех отношениях. Если этот метод самосовершенствования применить к сексуальному инстинкту, то мы получим тот принцип, который не просто оправдан, но, по сути, необходим. Вместо того, чтобы развивать сексуальную функцию, гарантирующую увеличение эротического потенциала и его качества, необходимо руководствоваться  не эмпирической этикой, которая возникает  в умах поэтов, романистов, художников, артистов, ученых и других творческих людей на основе своей эстетической или научной деятельности повсюду в мире, особенно в современной Европе, а устранить ее. Эмпирики-моралисты и их последователи вооружились примитивным пониманием, грубым стремлением к мирской мудрости, стали выискивать недостатки в учении Кришны. Религия Христа и Магомета поддерживает тех, кто находится под влиянием той же эмпирической этики, ставшей социальным обычаем. Урегулирование сексуального вопроса методом порицания сексуальных излишеств и половой распущенности или принцип полного сексуального воздержания, который рекомендован этими религиозными деятелями, также нужно считать ошибкой, приводящей к не менее опасным последствиям.
Следуя принципам "Шримад-Бхагаватам", Шри Чайтанья Махапрабху отвергает такой идеал человеческой личности, потому что согласно Чайтанье развитие способностей материального тела и ума не имеет никакого отношения к   нашему истинному "я", которое пребывает вне сферы всей нашей деятельности и опыта. Ум, чувства, разум и сознание  - это органы души, который в  мирском существовании находтся в рабстве под гнетом и полным влиянием материи. Они отличаются от материальных чувств и ума.  Неестественное состояние, кажущегося союза между духом и материей сбивает с толку всех ученых-эмпириков, сводя на нет усилия в обосновании  панорамы научной картины мира. Принцип причинности, который лежит в основе индуктивного метода, не применим к данном случае, потому что Дух  не вмешивается в дела материи, с которой себя отождествляет и связывает через ложно эго. Это мнимое "родство" с тем, что ограничено и не обладает сознанием. Материя мертва. Она не обладает сознанием. Душа - живое существо. Манипулируя мертвой энергией, душа создает видимость  жизни, образуя формы и давая им названия и обозначения. Все системы эмпирической науки не способны понять душу, которая  находится за пределами их компетенции. Именно поэтому Ученые избегают рассмотрения этого вопроса, относя его в разряд непонятного и непостижимого для нашего нынешнего знания и опыта или просто не существующего.  Мы не способны видеть воздух , но это не значит что его нет, мы не способны воспринять инфразвук, но не значит его нет, мы не видим душу, которая трансцендентна и проявляет себя  как сознание, но это не значит ее отсутствие.  Мы много чего не видим, но часто принимаем существование всего этого на веру, приняв аксиоматичность бытия или  самоочевидность фактов, так же как  дважды два четыре.  Несмотря на то, что эта тема остается полностью нераскрытой для мирских ученых, она все же продолжает оставаться фатальным недостатком, который в самом начале делает ошибочными все выводы и заключения. Согласно эмпирикам-моралистам, существование человеческой личности предполагает принятие роли ума с его нынешним мировоззрением в качестве недоразвитой человеческой души. Однако душа идеальна она не претерпевает изменений, у нее также нет ответвлений. Не рожденная, она не производит побочных продуктов. Наши дети - это продукт материальной природы, тела, в котором находится душа. Душа же не рождается и не умирает, когда умирает тело. Она вечна, исполнена знания и сама по себе блаженна. Такова истинная природа души.
В действительности, беспристрастное рассуждение приводит к заключению, что дух не нуждается в каких-либо материальных потребностях по той простой причине, что он всецело духовен.

Согласно учению Шри Чайтаньи Махапрабху дух вечно и всецело отличен от материи. В падшем, греховном состоянии (в результате чего мы отождествляем себя с телом и не способны осознать природу души и Бога), мы создаем ложное впечатление о внутренней и неразрывной связи с материей. Прерогатива души – любить Бога, но мы приписываем эту способность материальному телу, с которым отождествляем свое истинное «я» (душу). Все это является результатом греховности, т.е. невежества, ложного мировоззрения, которое мешает возвращению духа к его естественному духовному существованию, ничем не ограниченному. Любые попытки увеличить сексуальную силу, назначение которой состоит в укреплении связи с материей, лишь подпитывают и продлевают это иллюзорное состояние. В сексуальной силе нет никакой ценности для души. Если сексуальным побуждениям позволить проникнуть в литературу, науку и искусство, это никак не поможет ощутить близость с духом. А наоборот, создаст еще большую запутанность. Разве может человек, поднявшийся на гору, доказать этим величие своей души? Какие бы то ни было особенности материального тела, способности или инстинкты не имеют никакой связи с душой. Дух вечен и радикально отличен от материи в любых ее проявлениях.
Шри Чайтанья Махапрабху учит, что идеал человеческой личности заключается в душе, свободной от порабощения материей и действующей на духовном плане Абсолюта, к которому она принадлежит согласно своей природе. Наши нынешние способности и побуждения ума - лишь искаженное и далекое соответствие аналогичных принципов души в ее чистом состоянии. Поэтому нет никакой необходимости в том, чтобы совершать, безусловно, пагубные попытки увеличить возможности или размах нашей нынешней невежественной и иллюзорной деятельности. Для достижения этого подлинного идеала необходимо изменить ее направление с материальных объектов на духовные. Поэтому нам следует воздерживаться увеличивать силу и размах своего сексуального инстинкта и попытаться увести душу от ложных устремлений, проистекающих из нашего опыта в этом мире, и обратить свое внимание на себя (бессмертную душу), тем самым обретя подлинную цель всего нашего существования.
Те, кто считают что душа не существует вне тела - ошибаются и пытаясь развести огонь духовной искры поливают его водой ложного представления, навязанного нам эмпириками, моралистами, и так называемыми теологами.
Шри Чайтанья Махапрабху никогда не выступал в защиту грубого и или утонченного секса, или же полного сексуального воздержания. Он был против всей этой позитивной и негативной связи с материей. Он утверждал, что обрести свой собственный идеал, а именно любовь к Богу  может лишь освобожденная душа. Он не признавал возможность раскрыть природную деятельность чистой души благодаря искусственным методам, которые основаны на принципах иллюзорного существования.  Ведь религия сама по себя есть также проявление иллюзии, которая поддерживается в умах теми, кто живет за счет религии, пытаясь улучшить свое материальное существование, путем развития науки и техники, или поднявшись на райские планеты путем благочестивой деятельности (кармы).
Человек с легкостью может оградить себя от всех заблуждений относительно принципа сексуальности, если глубоко постигнет кардинальное различие между учением Шри Чайтаньей Махапрабху и философией моралистов-эмпириков в выборе идеала для  человеческой личности. Шри Чайтанья Махапрабху принимает идею сексуальных отношений точно так же, как и любые другие феномены этого мира, то есть как имеющие двоякую природу в свете беспристрастности. Это может рассматриваться как полное единство материи и духа, или как случайный фактор, который не имеет никакой связи с нашим подлинным "я". Эмпирики придерживаются первого мнения, тогда как Шри Чайтанья Махапрабху был против такого ошибочного понимания и утвердил как незыблемую истину мнение второе не исключая первого. В Его понимании сексуальные отношения относятся целиком временной занятости и являются лишь одной из сторон изменчивого материального существования.  Мир души не имеет никакого отношения к этой материальной вселенной. Бессмертная душа - это не некое отвлеченное понятие, а духовный мир не порожден нашим религиозным воображением, а скорее истинным нашим бытием. Материальный мир - это  искаженное отражение духовного мира. Он является как бы проекцией духовного мира, который является подлинной субстанцией. Наша душа - житель духовного мира, просто она утратила память об этом. Напоминанием тому служат характерные свойства духовного мира, которые  извращенно проявляются  в мире материальном. Это тот же самый мир, который наши нынешние ущербные чувства воспринимают в искаженной и не совсем понятной форме, как неизбежные последствия неверного использования свободы воли, присущей чистой душе. Душа вольна выбирать - служить Высшей Истине или нет. Подлинное состояние ничем не обусловленного разума - это служение Истине или, иными словами, готовность распознать свои естественные ограничения, как частицы Целого и смиренно принять руководство Высшего Начала, Кришны, Верховной личности Бога,  где бы и в каком бы виде оно ни проявилось. Однако разум джив, замешанной в греховной деятельности,  умышленно мешает им осознать свою истинную природу духовной личности и отвергает руководство высшего божественного разума. В действительности каждый здесь стремится лишь к тому, чтобы построить собственный мирок, используя свои ограниченные ресурсы, данные Богом. Все, что происходит в материальном мире, - лишь результат подобной вероломной деятельности. Так живое существо (джива или душа) своим и руками затягиваем петлю на своей шее, становясь рабом и лишаясь всякой возможности вернуться к своему естественному духовному состоянию. Пока имеем столь искаженное мировосприятие, мы обречены прозябать в невежестве и пожинать плоды  своей деятельности (кармы). Злоупотребив своей свободной волей, приняв греховный образ существования, мы ожидаем приближение  неотвратимой смерти. Вся эмпирическая наука о взаимоотношениях в этом мире строится на основе извращенного разума. Она является результатом усилий материалистичного разума избавиться от последствий собственной глупости и оборачивается теми путями, которые все больше и больше уклоняются  от истины.  Понимание сути этого утверждения откроет нам знание, в свете которого мы увидим степень собственного невежества. В корне поменяв свое мировосприятие, мы ничего не теряем, кроме невежества.
"Шримад-Бхагаватам" и Шри Чайтанья Махапрабху поведали нам о том трансцендентном существовании, в котором, несмотря на внешнее сходство, все совершенно отлично от того, с чем мы знакомы в этом мире, в точности как сама субстанция отлична от своего искаженного отражения. Любовные развлечения Шри Кришны отличны от сексуальных развратных отношений этого мира, поскольку первые вечно истинны и реальны, тогда как последние - всего лишь их отвратительное и искаженное отражение. Наш долг состоит в  том, чтобы восстановить отношения с Кришной. Так, благодаря постижению любовных взаимоотношений Божественной Четы (Шри Шри Радхи-Кришны), мы освободимся от иллюзии обусловленности, что несет в себе мирской принцип сексуальности. Знание о любовных отношениях Шри Шри Радха-Кришны - лекарство для больных душ, охваченных сексуальным безумием. Эти любовные отношения - высочайшая истина, постигаемая на последней ступени духовной практики. Таково учение "Шримад-Бхагаватам".
Мы непременно достигнем этой цели, постепенно двигаясь вперед, шаг за шагом. Необходимо слушать послание духовного мира из уст тех, кто подлинно постиг суть вечной жизни. Лишь они могут объяснять "Шримад-Бхагаватам". Шри Чайтанья Махапрабху - идеал проповедника "Шримад-Бхагаватам". Его жизнь - это Бхагавата. Она способна дать нам подлинное понимание Высшей Истины. Стоит лишь беспристрастно изучить основополагающие работы Его учеников (Шести Госвами Вриндаваны) и Его возвышенных последователей, написанные с целью передать всем последующим поколениям подробности Его учения и жизни, и человек навсегда проникнется идеей, что следование по Его стопам - настоятельная необходимость для всех и каждого. На этом пути мы постигаем реальное существование духовного мира, царства Абсолютной Реальности, которое невозможно ощутить собственными усилиями, поскольку эта Абсолютная Личность Бога не открывает Себя самоуверенным, несмотря на свою ничтожность, душам. Человек получит возможность приблизиться к Богу, лишь когда Господь проявит к нему милость и пошлет гуру. Необходимость предания духовному учителю - первое проявление Абсолютной Истины в искреннем ЕЕ искателе. Следующим шагом на духовном пути станет внимательное слушание трансцендентного послания из уст этого учителя и  практической реализацией этого знания применимого в повседневной жизни по мере осмысления, то есть одобрения этого знания нашим разумом. Лишь когда мы последовательно постигаем все ступени своего обучения, мы становимся способны достичь своей цели - правильного понимания повествований о трансцендентных любовных отношениях Божественной Четы (Шри Шри Радхи-Кришны).
Найти Гуру, истинного представителя Кришны и стать его учеником - это начало духовной жизни. Без чего невозможно обойтись. Это ключ к постижению высшего. Тем, кто претендует на понимание "Шримад-Бхагаватам", не пройдя полноценного обучения через искреннее предание духовному учителю, будет полностью отказано в постижении истинного значения повествований "Шримад-Бхагаватам". Существует множество так называемых последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, которые пренебрегают необходимостью следовать Его учению. Для таких людей изучение "Шримад-Бхагаватам" будет лишь способствовать их деградации. Ложные толкования и порочное поведение кого бы то ни было, не должны становиться камнем преткновения на пути искреннего искателя Истины.

Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил, что высшее служение Шри Кришне могут оказывать лишь обитатели Враджи, в особенности девушки-пастушки (гопи), и что если человек не освободился полностью от греха, то он не будет способен понять природу такого божественного служения. Чтобы понять это и самому быть способным практиковать подобное служение, необходимо пройти полный курс обучения у истинного духовного учителя. Благодаря такому служению мы постигаем вечную деятельность нашей бессмертной души. Это служение невозможно оказывать посредством материального тела и ума. К нему допускаются лишь чистые души, полностью свободные от всех мирских устремлений, включая сексуальные желания, как в грубой, так и в тонкой форме. Это служение приходит на основе духовной реализации, а не слепого подражания при помощи нашего нынешнего развращенного воображения. Благодаря своей искренности, то есть решительному подчинению правилам духовного ученичества, которые представлены в священных писаниях и объясняются компетентными духовными учителями, человек становится способным достичь такого совершенно чистого состояния ума. Абсолютный Господь проявляет Себя лишь по Своей сладостной воле, и поскольку Он способен проявлять инициативу, то может сделать чистоту ума искреннего искателя совершенной. Так можно достичь абсолютной чистоты ума. Относительная чистота - это самообман, сети иллюзии. Ум, запутавшийся в сетях религиозности и безверия не пригоден  оказывать возвышенное трансцендентальное божественное служение.
Ни в коем случае нельзя читать "Шримад-Бхагаватам", не проникнувшись этими предостережениями священных писаний. В противном случае совершенно невозможно будет отличить духовное от материального, что повлечет за собой наказание в форме возникновения отвращения к этому лекарству, которое лишь одно способно излечить от смертного помрачения или злоупотребления этой святыней, приводящее к погибели. Это не обсуждение нетерпимости или различных суеверий, а высочайшее заключение беспристрастного разума, стремящегося обрести совершенную верность своим подлинным врожденным принципам. Вышеописанное чистое состояние достигается благодаря правильному применению своего благоразумия, являющегося единственным непогрешимым советчиком нашего истинного "я".

СЕКСИЗМ в сознании Кришны.
Чаще всего под сексизмом понимают дискриминацию женщин. С точки зрения феминистской теории, сексизм — это проявление патриархата, то есть такого устройства общества, при котором мужчины как социальная группа обладают властью над женщинами как социальной группой. Как и другие виды дискриминации, сексизм представляет собой поражение в правах той группы, которая лишена власти, в данном случае женщин.
Для оправдания идеологии сексизма, как правило, используются эссенциалистские утверждения, объясняющие социальное неравенство мужчин и женщин их природными различиями. Между тем, современные гендерные исследования опровергают традиционные стереотипы как о врождённости гендерного поведения, так и о том, что принято считать биологическими различиями. Например, тщательно проведённые научные исследования не выявляют различий в строении и функционировании мужского и женского мозга.
Дискриминация, ограничение в правах по принципу пригодности (able-bodiedness ). В ableism могут обвинять работодателей, которые при приёме на работу оказывают предпочтение здоровому человеку и избегают набирать людей с физическими или умственными недостатками, несмотря на то, что те могли бы выполнять работу так же хорошо, как и здоровые. Это слово образовано тем же способом, что и слова racism, sexism (расизм, сексизм).

В сознании Кришны  такого не существует, поскольку каждое живое существо душа (не зависимо в мужском или женском теле) трансцендентна ко всем формам и обозначениям (не мужчина и ни женщина, не русский и не американец, ни христианин и не индуист, ни черный и не белый…). Однако, применяя телесную концепцию материальной жизни, мы склонны различать. И в этом случае по отношению к Кришне, каждое существо представляет собой женскую природу. Конечно, Бог не мужчина и не женщина. Бог есть Бог. И душа есть душа. Исходя из этого сознания (ахам брахмасми), очевидно, что одна джива не может жениться или выйти замуж за другую дживу. Поэтому в духовном мире, супружеские отношения могут быть только с Кришной, который может быть в роли не только отца (говорят Бог – отец), но и сына, друга и даже супруга или возлюбленного. При этом, как мы говорили в самом начале, природа божественной любви духовна. Она присуща душе, а не телу. Однако, когда мы самоотождествляем себя с телом, она проявляется материально как вожделение, которое является основной причиной материального существования. Именно вожделение и заставляет нас (душу) отождествлять себя с материальным телом.

Многие философы, мистики, йоги и святые подвижники в прошлом неоднократно пытались победить вожделение, которое является  врагом знания и познания души, но часто сами становились его жертвой. Возникает вопрос: "Если величайшие святые не могли справиться с вожделением, то, как простым современным людям, падшим душам, справится с ним? Можно ли вообще победить вожделение?". Поскольку природа вожделения духовна, то его можно победить только духовным способом и ни как иначе. Что собой представляет этот способ? Бхактья мам абхиджанати… (Бх.г.18.55) - чистое преданное служение Кришне. Аньябхилашита шуньям….(Б.р.с). Целью такого преданного служения является Сам Кришна. Для этого в современный век вражды и лицемерия Кришна воплотился в форме Своего имени. Играя роль преданного и духовного учителя, как Шри Чайтанья, Он стал учить воспеванию этого имени. На благо всех людей  Шри Чайтанья начал движение САНКИРТАНЫ, совместное воспевание: ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ.  Он предсказал, что в каждом городе и деревне будут петь святые имена Кришны. Такова милость Господа. Шри Чайтанья - Сам Кришна и Радха в одном лице, воплотившиеся  в одном теле, чтобы наслаждаться взаимной любовью. Шри Чайтанья - это према-аватара. Он принес амриту, нектар бессмертия для обусловленной души, который заключен в 16 словах Харе Кришна мантры. Каждый, кто индивидуально или коллективно воспевает ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ, непременно достигнет освобождение и обретет любовь к Кришне.

 Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас