НА СНИМКЕ: 100 мм зенитная пушка, которую мы изучили вдоль и поперёк.
На втором курсе все студенты-мужчины занимались военной подготовкой. Нас должны были подготовить артиллеристами-зенитчиками, командирами баз по ремонту зенитных орудий. Три учебных года, два раза в неделю по 4 часа мы занимались строевой подготовкой или изучали материальную часть зенитной артиллерии.
Нас учили стоять и двигаться в строю, уметь пользоваться винтовкой, автоматом и револьвером ТТ – разбирать и собирать их, разумеется, и чистить, ну и, конечно, стрелять.
Пушка, которую мы изучили вдоль и поперек, была 85-миллиметровая зенитная пушка. Это была основная пушка Советской армии времен второй мировой войны. Потом, говорят, почти все пушки отдали армии Северной Кореи, и они были там на вооружении и участвовали в боях. Кроме пушки мы изучали и снаряды к ней.
Пушка морально устарела, но других тогда еще не было. Ее предполагалось заменить 100-миллиметровой зенитной пушкой с прибором управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО), но, как нам объяснили, их в частях еще практически не было. Впоследствии мы изучили и ее. В военных лагерях летом 1956 года мы уже работали с этими пушками.
Преподавали нам майоры, подполковники и полковники – бывшие фронтовики, очень симпатичные люди в быту, которые относились к нам с должным уважением и подчеркнутой вежливостью. Правда, на военной кафедре были и другие люди – сержантский состав. Грубоватый и даже хамоватый народ.
Вот примеры их острот, оттачиваемых на не очень быстро соображающих студентах:
– Сержант: Студент Шведов! Чем Вы будете протирать оптику этого прибора?
– Студент Шведов: Спиртом, товарищ сержант.
– Сержант: А оптическую ось во-он того прибора?
– Студент Шведов: (отвечает не думая, по инерции): – Тоже спиртом, товарищ сержант.
Общее гы-ы-ы-ы-ы-ы.
Или еще.
– Сержант: Студент Шведов! По какой траектории летит снаряд, когда Вы стреляете из пушки?
– Студент Шведов: По баллистической, товарищ сержант.
– Сержант: Покажите на плакате.
Вася Шведов находит плакат и показывает баллистическую траекторию.
– Сержант: Значит, снаряд летит вот так (показывает на плакате вычерченную там баллистическую таекторию)?
– Студент Шведов:Так точно, товарищ сержант.
– Сержант: Студент Шведов! Перед Вами ставится следующая задача: Цель находится за углом этого дома. Как вы можете поразить её?
Сержант при этом показывает на плакате, что сверху цель поразить невозможно, и делает легкое движение руками, как бы чуть-чуть подсказывая, что нужно сделать.
Вася Шведов, улавливая это движение, сходу отвечает: – Положить пушку набок, товарищ сержант.
Громовой мужской хохот.
Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/15/360