Незнакомец

Вальтер Тихорий
   Всё!
   Работа окончена – деньги получены!
   Впереди – полтора месяца жизни! Двадцать четыре рабочих, плюс – отгулы, плюс... - итого СОРОК ТРИ дня беззаботного солнечного, транжирного отпуска!
Вокзальный динамик женским участливым, заставляющим вздрагивать, хвататься за чемоданы и куда-то бежать, всепроникающим,  голосом объявил: «Поезд хррр… то сасет-сасет хррет  третий хрк… ххрры… вывает  еряк… сорок минут хрррр…»

   - О, - сказала моя жена и, расстелив газету, опустилась на низкий подоконник пристанционного здания.
   Я, закурив очередную сигарету и посмотрев на часы, вновь уткнулся в только что случайно купленную (надо же что-то читать в поезде) книгу Юрия Селенского «Не расти у дороги». Купил её - за название. Очень уж необычным показалось… И – не ошибся. Здорово пишет. Язык простой, образный и не витиеватый.  Для дороги – в самый раз…

   Поезд опоздал на пятьдесят минут. Но, что время по сравнению с радостью знакомства с тёплым, чистым, до смешного родным, нахлынувшим,  из ещё склеенной в листах, пахнущей газетным ларьком, книги.
   - Может ты не поедешь?..
   - Угу, - ответил я, закладывая книгу газетой и беря чемоданы.

   «Наш» вагон остановился, как по заказу, напротив нас. Отдав проводнице – молоденькой и общительной!.. – билеты, мы расположились на предоставленных нам местах и «взяли» постели…
   Вагон оказался старым, ещё с откидными сиденьями в «курящем» тамбуре, с жёсткими деревянными полками, с забитыми гвоздями, согласно надписям на стёклах – «Закрыто на зиму», окнами…
   Но… мы – ехали!
   Пассажирский, 183-тий, Хабаровск – Москва, стремительно мчался на запад, нагоняя упущенное расписание, глотая километры увядающего лета, каждой секундой приближая меня к блаженным дням отпускной беспечности.

   Жена вязала на нижней полке, чемоданы стояли на положенных им, местах, соседи – радушные старики, «завязывали» знакомство, приглашая сыграть в шахматишки; симпатичная проводница, мило улыбаясь, разносила жиденький чай…
   Всё было хорошо!

   …Не скажу точно когда в вагоне появился этот человек…

   Маленького роста, невзрачный, с грубым, деревенского типа, морщинистым лицом, чуть лысоват…
   На первый взгляд я принял это за старость. Бывает так – не седеют волосы, а отмирают.         Всё чаще мы находим их на расчёске и, скручивая между ладонями, в шарик, с грустной улыбкой выбрасываем. Сначала шарики растут в своём объёме, потом уменьшаются; потом мы надеваем шляпу - стесняясь гладкой, до глянцевости, поверхности, впоследствии – стараясь согреть её…
   Это – старость.
   Но, присмотревшись внимательнее, я понял, что ошибся.
   Короткая казённая стрижка вырисовывала глубокие залысины, увеличивая и без того широкий, бугристый лоб…
   «Что в нём привлекло моё внимание? Чем заинтересовал он меня?..»
   - А… - отогнав надоедливо жужжащие мысли, я уставился в окно…
   "Новая, тщательно отглаженная, тёмно-серого цвета спецодежда и старые, но начищенные, с аккуратной заплаткой на левом, сапоги…"
   Выйдя покурить, я застал его в тамбуре, стоящим у окна. Он оглянулся…
   Глаза… Вот что! – Глаза!.. Как будто не его: большие, умные, резко контрастирующие со всем его обликом. Они смотрели словно из глубины, жадно впитывая каждую мелочь окружающего бытия.
   Он махнул рукой, прося огонька и прикурив, вновь отвернулся, пережевывая мундштук папиросы… Сжатые губы его при этом беззвучно шевелились, чуть подёргиваясь нервной грустной улыбкой.
   Мне захотелось поговорить с ним, но что-то мешало…
   Стеснение?.. Глупое чувство «интеллигенции»?.. Боязнь обидеть, вторгнувшись в незнакомое, может быть болезненное для него, прошедшее время?..

   « Из заключения… Ладони широкие… Большие пальцы на концах приплюснутые… Без вещей… Вроде, с утра едет… Голоден!..  Освободился – денег нет… Сейчас подойду и скажу: «Слушай, есть хочешь? Пойдём…» - Приведу его в купе, дам яиц, соли, хлеба, зелёного лука, огурцов…- «Ешь, не стесняйся!..»
   Сигарета потухла. Я встал и… пошл в купе.
   Жена ела сваренные всмятку яйца, хрустя огурцом и луком…
   - Ты все яйца съела?
   - Нет, - ответила она, показывая под столик, - а что?
   - Да… нет, ничего…
   Рывком вспрыгнув на верхнюю полку, взял книгу…

   «Почему я такой? Ну, что тут плохого? Ну, подойди, предложи… Когда он ел в последний раз… Вот интеллигент долбанный! Когда же ты, наконец, человеком станешь?..»
   Дверь купе откатилась неожиданно. В сопровождении проводницы вошла женщина с чемоданом.
   Мы четверо: двое «стареющих» мужчин и я с женой – переглянулись…
   - Простите, но мы до Красноярска…
   - А мы с женой - ещё дальше…
   - Красноярск через три часа. Оставьте чемодан здесь. - Распорядилась «молодая проводница». – А подождать можете и в коридоре. Мест нет. В кассах напутают, а виноваты мы… - отметая наши реплики как ненужные, гипнотизируя инструкционной вежливостью, отчеканила «симпатичная проводница» с чёрными от сажи руками (видимо скоро будет чай), и ушла.
   - Конечно, конечно, - извиняющимся голосом произнесла женщина, заталкивая чемодан под нижнюю полку, - я посижу в коридоре…
   - Ну, что вы, что вы… Садитесь здесь… - оживая, воскликнул наиболее старый из «стареющих мужчин», маслянисто улыбаясь, "скряхтываясь" с полки, прикрывая одряхлевшие седеющие груди и расположившийся на коленях живот, простынёй.
   - Нет, нет… Я лучше там… Мне до Красноярска… Недалеко… - покраснела женщина и, выйдя, закрыла дверь.

   «Вот тоже интеллигентка… А старик-то осклабился, аж слюнки потекли… Неужели он и на мою также смотрит?.. Сказать бы этой проводнице… А мужик-то - действительно голодный… Да и чего я боюсь?.. Ну, откажется – ему же хуже. Ходи голодный…»
   Спрыгнув с полки, я решительно пошёл в тамбур. Он был там. Я подошёл к нему и…
   - Спасибо… - в его потянутой руке лежал мой спичечный коробок.
   Что-то невразумительное буркнув в ответ, отойдя к противоположному окну, я снова закурил, исподтишка, боясь впрямую встретиться взглядом, посматривая на него…

   «А папиросу держит не по «зековски»: между указательным и безымянным – как мы… Большой  палец жёлтый… Вообще-то глубоковато папиросу держит – на втором сгибе… Да и одежда не такая уж глаженная, складки вон, на спине… Это помял, когда сидел… - оправдал тут же я. – В каком вагоне он едет? Не в нашем же – купейном…  Может – «заяц»?.. И сапоги припыленные… Что ж он по воздуху летает? – по земле же ходит… А заплатка на сапоге приклеена…  Нос курносый… И спина сутулая… Интересно – за что он сидел?.. Лицо не такое уж и морщинистое – около глаз, да на лбу… Но – глубокие…»
   - Слышь, друг, пойдём. Я чай уже взял…
   Я вздрогнул.
   - Пойдём, пойдём, не стесняйся, гостем будешь… - В дверях стоял мужчина из соседнего со мной – 9-го купе и теребил его рукав. – На стеснении далеко не уедешь.
   - Разглядываешь?.. – донеслось до меня в грохоте открывшейся межвагонной двери.
   - Да нет… Курю вот… - подкашлянув, промямлил я.
   - Я спрашиваю, в «дурака» играешь?
   - А… - стараясь улыбнуться, протянул я, - могу…
   - Ну, пойдём, чем воздух-то коптить… Вот и компания.
   - Я – сейчас…
   Рванув дверь своего купе, вроде бы не замечая вопросительный взгляд жены, в каком-то радостном возбуждении я схватил хлеб, яйца, лук, огурцы…
   Сосед уже доставал карты:
   - Вот и время пролетит незаметно. Дорога-то, она длинная…
   - На, ешь…
   - Да не надо… Я не хочу… - прихлёбывая чай, смщался незнакомец.
   - Ешь, ешь… На стеснении далеко не уедешь… - подмигнул я. – Курну пока…
   Потом мы играли в карты...
   Сосед выиграл, а я остался в дураках…

   В это же день, к вечеру, после маленькой станции с удивительно неприличным названием «Козулька», незнакомец исчез…
   Я перебрался с верхней полки на, освободившуюся – нижнюю, и вскоре забыл об этом случайном эпизоде.
   Мало ли чего в отпуске не случается!