Не люблю лицемерить!

Николай Проков
Интервью с международным гроссмейстером В.Л.Корчным
Казань, март 2003 года, гостиница Татарстан

Я сам, рядовой любитель шахмат, не ожидал такой встречи с великим человеком, который всегда притягивал меня к себе убедительной нравственной позицией и внутренней красотой отношения к людям и к избранной профессии! Мой знакомый Наиль Измайлов (на фото), бывший преподаватель университета, изгнанный из вуза за демократические взгляды и пропаганду идей А.Солженицына, активно участвующий в общественной жизни Казани, как-то сказал своему бывшему ученику:" Как ты относишься к Корчному?..Положительно?..Он приезжает в Казань! Я договорился с ним о встрече!..Я хочу взять у него интервью!..Ты мне поможешь?.." Я охотно согласился помочь при одном условии, если я сам смогу задавать вопросы Корчному по интересующим меня проблемам!
Так состоялась встреча на протяжении двух вечером 23-24 марта 2003 года  с великим шахматистом, чья нравственная позиция будет всегда примером для людей всех возрастов и национальностей.Встреча была записана на видео и одновременно записывалась мной на диктофон.
К сожалению, активная борьба с наследниками тоталитарной системы на местном и федеральном уровнях( сегодня ярые демократы и все при хороших должностях),многолетняя безработица и длительный стресс, развод с женой сказались на здоровье Наиля Измайлова, его ударил инсульт , и он скончался в больнице,так и не осуществив свою мечту самореализоваться в творческом плане. Свой материал о Корчном  Н.Измайлов не сделал по непонятным мне причинам, хотя его общение с Корчным было просто завораживающим и могло претендовать на показ по какому-нибудь  телевизионному каналу, но он, после просмотра моего материала,сделал некоторые замечания и сказал, что у меня получилось неплохо, и этого будет достаточно, так как у него нет  ни времени, ни здоровья работать над интервью, сказав, что он планирует встретиться с В.Корчным в Швейцарии для решения личных вопросов и одновременно подготовки более серьезного материала о человеке, с которым он подружился!   
Интервью "Не люблю лицемерить!"! сначала появилось с большими сокращениями в одной из ведомственных газет, но без изменений было напечатано в одной из казанских газет...

                И вот сидят они:
                Один герой народа,
                Что пьет кефир
                В критический момент,
                Другой - злодей
                Без имени и рода,
                С презрительною кличкой
                "Претендент"
                В.Высоцкий

 В марте 2003 года в столице Татарстана побывал знаменитый шахматист современности В.Л.Корчной, который является не только крупным шахматистом нашего времени, но интересной и многогранной личностью, не равнодушной к судьбе России, ее проблемам.
 В.Л.Корчной родился 23 марта 1931 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского университета. Гроссмейстер с 1956 года. Четырехкратный чемпион СССР. Победитель десятков крупных международных турниров. Один из лучших матчевых бойцов за всю историю шахмат.Многолетний претендент на мировую шахматную корону.За его плечами три поединка с Карповым.Всегда отличался независимостью суждений и резким, прямым характером. В 1974 году, после московского матча с Карповым, власти начали травлю Корчного, так как встал на пути  номенклатурного человека, из которого партийная верхушка делала нового героя по понятиям советской морали,пренебрегая общечеловеческими ценностями. В.Корчному срезали гроссмейстерскую стипендию, перекрыли возможность выступать на международных турнирах. В 1976 году он попросил политического убежища на Западе, как и многие творческие личности того времени. Номенклатурная братва начала мстить возмутителю спокойствия и "злодею". Семье не давали воссоединиться.Сына по сфабрикованному делу посадили в тюрьму, чтобы ударить по самому больному.Был лишен на Родине всех званий, а затем и советского гражданства."Ничего, кроме чувства возмущения и презрения, не вызывает у нас подлый поступок шахматиста Корчного, предавшего Родину",-начиналось письмо в "Советском спорте", которое подписало 30(!!!) гроссмейстеров.Имя В.Корчного стало запрещенным. В 1990 году "продолжая работу по устранению допущенной несправедливости в отношении лиц, лишенных советского гражданства с 1966-1988 г." Указом Президента СССР в советском гражданстве были восстановлены 23 "предателя-отщепенца" -  А.Солженицын, В.Войнович, Л.Копелев,В.Аксенов, В.Корчной..
  "Борьба Корчного - это борьба одиночки против безжалостной машины угнетения, опутавшей мир.Корчной каждый день должен проходить сквозь строй ненавидящих глаз. Мир готов уступить во всем, лишь бы мировой бандит наконец насытился и угомонился",- писал В.Буковский
  О.Скуратов в статье "Охота на волков" говорит о знаменитом шахматисте:"Корчной боролся с показухой, в открытую говоря о девальвации шахматных званий, о снижении класса игры, о блатных заграничных поездках на турниры, о договорных партиях. Мы все повинны перед Корчным.И кто его обливал грязью, и кто, читая эту грязь, презрительно молчал"
 "Ни один из "вторых",-пишет Каспаров,- не прошел столь тяжкий путь нешахматной борьбы, как Виктор Корчной. Еще в 1974 году, во время его первого единоборства с Карповым, стало ясно, что симпатии аппарата всецело на стороне Карпова. Это вызвало раздражение Корчного, который в послематчевых интервью для зарубежных изданий заявил, что на него оказывалось давление в ходе матча. Кроме того, он обвинил спортивное руководство в том, что оно обеспечило Карпова самыми квалифицированными тренерами и лучшими условиями для подготовки.Но это был глас вопиющего в пустыне:у Корчного не было никого, кто бы защитил его"
 "В свое время он был одним из сильнейших шахматистов.К сожалению, его преследовали.Но я считаю, что Корчного можно и нужно вернуть"- М.Ботвинник
 "Когда Корчного стали преследовать, наши с Володей Высоцким симпатии были определенно на его стороне.Да не только наши - огромное количество людей, особенно среди интеллигенции, болели за Корчного".- Ст.Говорухин
  Спортивное противоборство между Карповым и Корчным вышло далеко за пределы шахматных интересов. Оно стало противоборством двух крупных личностей, отражающих психологию и мораль определенных слоев советского народа.Это противоборство вошло в общественную жизнь страны как схватка двух мировоззрений, двух нравственных позиций, продолжающих в той или иной форме противодействовать друг другу и сегодня - в период становления правового государства и гражданского общества
 "Есть люди, которые говорят все что угодно и кому угодно! И на таких людей можно по-настоящему положиться! Необходимо бороться с клановостью и семейственностью!"- В.Путин 

                У КАЖДОГО СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Н.П. "Рано зависти привлек  я взор кровавый и злобной клеветы невидимый кинжал!"Вам не знакомо подобное подобное переживание Пушкина? Как вы противостояли нападкам и вредительству завистников, которые очень плохо себя чувствуют, если встречаются с оригинальной личностью, поэтому горят жаждой нападения и разрушения, за которыми ничего нет, кроме внутренней пустоты и страха?..
В.К. Переживание Пушкина мне знакомо! Мне завидовали, это естественно, причиняли вред. Но и я сам переживал зависть, только белую. Как я противостоял завистникам?..Старался не замечать их. А если не удавалось, то старался мягче вести себя с такими людьми.
Н.П. Вся злоба исходит от завистников?
В.К. Да!
Н.П. Какие качества в человеке вас привлекают больше всего?
В.К. Меня больше всего привлекает принципиальность. Людей беспринципных я не понимаю. Например, мою книгу"Антишахматы", которую я написал в 80 г., хотели издать в Москве в 1991 году. Я им дал полный картбланш - делайте что хотите. Они и сделали:они выбросили из книги предисловие В.Буковского и вместо него включили человека, который работал со мной психологом в матче с Карповым  1974 г. в Москве. А в 1991 г. этот психолог уже работал с Карповым, который проиграл матч. Психолог этот написал книгу "Поражение", где он ругал всех, кроме самого себя. Ну как такого человека можно было включить в мою книгу!?..
Н.П. Сегодня большое внимание уделяется компьютерным играм. Какова цель этих компьютерных игр?
В.К. Цель очень простая: человеческий ум задумал себя принизить. Мы знаем силу человеческого мозга. Что он задумал, то и сделает!
Н.П. Если взглянуть на историю России как на шахматную партию, то где, на ваш взгляд, сделаны ошибочные ходы?
В.К. Вероятно, что-то было неправильно в царствовании Николая 2. При нем Россия встала вдруг на дыбы и стала проводить мировой эксперимент!Вероятно так. Несмотря на то что я историк, мне это трудно понять, что же было неправильно, где сделан неверный ход!
Н.П. Мне кажется, что Пушкин ответил на этот вопрос. В 18 лет он написал стихотворение "Вольность", в котором нацеливал самодержавие на правильный ход - повернуть Россию в сторону правового государства и самой власти быть примером в соблюдении законов, иначе царское самодержавие обречено на поражение и будет уничтожено! Пушкин пророчески предсказал гибель царской семьи. К сожалению, мы и сегодня упираемся руками и ногами,
 с постоянным упрямством не хотим идти за великим поэтом, а ищем нового Сталина! 

                Лишь там над царскою главой
                Народов не легло страданье,
                Где крепко с Вольностью святой
                Законов мощных сочетанье;
                Где всем простерт их твердый щит,
                Где сжатый верными руками,
                Граждан над равными главами
                Их меч без выбора скользит.
                ...........................
                Самовластительный злодей!
                Тебя, твой трон я ненавижу,
                Твою погибель, смерть детей
                С жестокой радостию вижу.
                .............................
                И днесь учитесь, о цари:
                Ни наказанья, ни награды,
                Ни кров темниц, ни алтари
                Не верные для вас ограды.
                Склонитесь первые главой
                Под сень надежную Закона,
                И станут вечной стражей трона
                Народов вольность и покой.   

В.К. А мне запомнились строки Пушкина: "Черт догадал меня родиться в России  с душой и талантом!"
Н.П. Вокруг шахмат крутятся большие деньги! Не связано ли это с криминалом?..Или в шахматах все честно, деньги не отмываются?..
В.К. Даже без больших денег...Вот я играю в юношеском чемпионате СССР. Мне 16 лет.Чемпионат проводится в Ленинграде. В турнире играют, кроме меня, еще двое...Я прилично играл. Они послабее. Я у обоих ленинградцев выиграл. Сидим вместе с ними, анализируем партии, молодые ребята...А потом один говорит:"Что же ты звонишь?..Меня же заставили тебе проиграть!". Работа тренера определяет успехи подопечных. Я, оказывается,не в курсе был... Тренер так меня и их воспитывает...Заставили этих ребят мне проиграть!..А вы говорите "без криминала"...
Н.П. Чем объяснить, что сегодня старшее покодение пытается не отстать от молодежи в ее самых низменных пристрастиях; так же похабничает, развратничает, без стыда и совести хапает, прикрываясь возрастом, высокими должностями, званиями, ветеранством, приписывают себе подвиги, которые они никогда не совершали!?...
В.К. Это явление касается не всего старшего поколения, а части ее. Не все поддались искушению дьявола, хотя надо признать, что среди старшего поколения многие сдали свои нравственные позиции. Сдали в первую очередь те, кто по-настоящему никогда не имел этой нравственной позиции, жил под страхом, был лицемером, приспособленцем, лакеем, готовым выполнить любую команду, кто занимался репрессиями, издевался над людьми и получал от насилия и власти огромное удовольствие...Такие есть в каждом поколении...("Так исторически сложилось, что все прежние годы русский народ пытались привести в рабское состояние. Одно поколение за другим склонялось все ниже и ниже. Поколение за поколением воспринимало опыт выживаемости, опыт страха..."- из книги "Антишахматы")
Н.П. Как вы смотрите сейчас с высоты прожитых лет на то, что в жизни самое главное, ради чего стоит жить?
В.К. Я думаю, что у мужчины и женщины это главное не всегда совпадает. Женщина, если она создала потомство, она выполнила свою биологическую задачу, она сделала все, что требовала природа,и достаточно, если только она сама что-то не захочет сделать для своего развития. А мужчине этого мало. У мужчины должен быть еще свой стержень...У каждого человека свой стержень...Каждый человек думает о своем...Если он выполнил то, что ему было положено, то он доволен жизнью, если нет, то плохо себя чувствует, его жизненная энергия падает. Кто-то шахматист, кто-то строитель, кто-то журналист и мечтает создать что-то такое, чтобы его люди читали не отрываясь...У каждого свое предназначение. Если однажды он начинает понимать, что выполнил то, что он сам считает на этом уровне предназначения, значит, он удовлетворен жизнью, значит, выполнил то, ради чего жил.
Н.П. Интерес к жизни не пропадает с возрастом?
В.К. Это зависит от многих факторов, в том числе и от количества энергии, которая дана человеку, которой он располагает и которую он может вложить в то или иное мероприятие. Если энергии не хватает, то в этот момент человек начинает думать, что цель в жизни пропала.Он не может выполнить то, что ему хотелось бы, что он выполнял раньше. Пропадает смысл в жизни. Это естественно...А потом он каким-нибудь образом добавит себе энергии и начинает вспоминать, как он очень плохо думал...Но факт фактом. Это зависит в первую очередь от жизненной энергии. Я сегодня очень расстроился, потому что проиграл матч. Он играл неплохо, но это... В начале я играл так слабо, что он вдруг начал играть. Я ушел от теории, потому что считал, что мальчик компьютерный, воспитан компьютером, и я старался уйти, уйти.. и я перегнул палку. Мне уже потом было не спастись. Вот так это было. Мне было обидно...У меня действительно есть энергия, есть фантазия! У него нет фантазии, и он вдруг увидел, что этот человек злоупотребляет фантазией...сейчас мы его накажем...
Н.П. Образно говоря - компьютер победил человека!?..
В.К. Да!Компьютер победил человека! 
Н.П. Так что вы остались человеком при проигрыше!..
В.К. Обидно, конечно, что компьютер победил меня. Я принял решение поменьше играть такие матчи. Я не могу уже контролировать ситуацию. Прошлый матч я проиграл потому, что я был совершенно уверен, что молодой человек просто играл с компьютером вместе, а этот человек не играл с компьютером...Кроме того, мне не нравится, как здесь все было организовано. Я пошел в туалет. Несколько минут я не мог попасть в туалет.Дверь была закрыта. Потом я не мог выйти из туалета несколько минут,так как дверь не открывалась..Но этот случай не повлиял на партию. Партия закончилась вничью.Это мило играть с молодым человеком, но пусть они находят партнеров помоложе, которые не столь требовательны в отношении правил, условий...При приезде поселили в номер, который возмутил мою жену. Потом застрял на 10 минут в лифте...
Н.П. Какие личности в России у вас вызывают уважение?
В.К. Я далеко от жизни в России. Но я в какой-то степени ответственен за перестройку. Многие и сейчас готовы меня растерзать...Какие бы личности не пытались наладить экономическую и политическую жизнь в России, они не в силах это сделать!, Мне просто стыдно сказать, что Гайдар у меня вызывал уважение. Александр Яковлев, один из организаторов перестройки, вызывал у меня уважение. О других мне трудно что-либо сказать. Была трудная экономическая ситуация, и Гайдар согласился  помочь, согласился быть во главе ситуации. Человек честный не должен был идти на этот пост, так как ситуация была безнадежная. Я думаю, что он согласился с чистой совестью, что он сможет помочь, другое дело - не получилось...Не получилось, потому что оказался глуп, не способен понять экономические законы.Но я уверен, что он не воровал нарочно...
Н.П. А как вы относитесь к тому, что сейчас пытаются узаконить награбленное?
В.К. Отношение такое, как и у каждого нормального человека:вор должен сидеть в тюрьме. Но мы, к сожалению, продолжаем жить по заветам Ленина, который грабеж собственного народа возвел в ранг государственной политики!"Грабь награбленное!"- говорил Ленин. Только народ собственным горбом создавал блага и погибал за них. А народную  собственность у него с легкостью отобрали и перераспределили в пользу номенклатуры.Так что Россия продолжает жить по Ленину! Россия сейчас переживает период дичайшего капитализма, поэтому всплеск преступности и...Слово такое есть, которое отражает суть современной России...Забыл...
Н.П. Некрофилия. Нарциссизм.
     Психопатия и фашизм!
     Страна калек и палачей,
     Где каждый черт среди чертей!
В.К. Да!.. Всплеск некрофилии...Это, вроде, каждая страна пережила...
Н.П. Как сейчас на Западе относятся к шахматам? Лучше, чем в России, или наоборот?..
В.К. Советский Союз сделал гигантскую работу для развития шахмат в мире! Просто гигантскую работу!..Он сделал это одновременно: продвигался коммунизм - продвигаются шахматы!Неизвестно, что сначала, что потом. Соревнования во Франции, в Италии особенно...Это все было нетрадиционно!Это все устраивали прокоммунистические организации. Другое дело, что уехавшие на Запад российские граждане тоже не забывали Советский Союз и не забывали шахматы!В 1963 году проводился в Калифорнии кубок Пятигорского. Это сделал человек, который покинул Советский Союз без разрешения где-то году в 22...Он опубликовал мемуары. Вспоминает о разговоре с Лениным. Неплохо ему показался Ленин.Нормально. Но потом он пересек границу и обосновался в Америке. В 1953 году организовал кубок Пятигорского на свои деньги (он не был коммунистом). Важно прокоммунистическое влияние, которое сопровождало развитие шахмат по миру. Когда Советский Союз распался, то ослабло и его влияние на развитие шахмат. В 80 году  любили задавать вопрос на засыпку: в каких странах шахматы обязательный предмет в школе? И люди сразу отвечали: Советский Союз! Неправда! Правда была в том, что всего две страны попадали под ответ - Куба и Исландия!. Последняя страна при населении 260 тысяч человек имела 8 гроссмейстеров. Если эту густоту перенести на московскую область, то там должно быть несколько тысяч гроссмейстеров! Я к чему это говорю: влияние Советского союза ослабло, и в Исландии перестали преподавать шахматы в школе, а также перестали давать дотацию гроссмейстерам. И гроссмейстеры  стали уходить из шахмат. Они использовали ту колоссальную популярность, которую они имели в Исландии для того, чтобы получить выгодные должности...Они перестали играть в шахматы, так как прекратилась дотация. В Советском Союзе шахматы получают государственную поддержку. Десятки лет это было! Сейчас есть команда Россия-1 (московская), есть команда Россия -2( от Тель-Авива), есть команда Россия-3 в Нью-Йорке, где 1-2 - американцы, а остальные приехавшие. Они по-прежнему играют на Олимпиадах, но побеждает, как всегда, Россия-1... Сколько это было!!!...Сколько энергии!!!..Сколько выдержки!!! Сколько денег!!!.. Все это было вложено в развитие шахмат!...Гроссмейстер получал стипендию от Комитета спорта, кто-то получал зарплату в спортивных обществах...Регулярные чемпионаты общества!..Регулярные тренинги!....Все это было продумано до мелочей! И вот так были воспитаны сотни и сотни крупных шахматистов!Конечно, где-то, в каких-то странах начали поддерживать шахматы, появились спонсоры, шахматы начали свое существование независимо. Я приехал в Швейцарию, когда там уже уже был небольшой бум. В 1971 году был чемпионат мира среди юношей, где за первое место боролись советский гроссмейстер Ваганян и швейцарский мастер Вернер Хуг. Последний выиграл у Ваганяна и стал чемпионом мира среди юношей. После этого начался шахматный бум  в Швейцарии. Другое дело, что Вернер Хуг довольно ленивый человек, его жена работает, а он вообще ничего не далает..Короче, требовалось что-то добавочное. Приехал я, добавочный импульс. Но я старею. Успехи у меня уже не те..Все зависит от экономической  жизни западного общества,от кризиса или экономического расцвета. Знаменитый турнир в Лугано с 82 по 89 годы, который со временем перестал существовать. Появился другой турнир - в Базеле, в Берне..Так оно понемногу идет...Ожидается новый бум, поскольку появилось два довольно сильных шахматиста.Это Пелетье! Между прочим, выучил русский язык, нашел русскую девочку...Другой - Форштедт, приезжал в Москву...Представляете себе, как это было в Советском Союзе - "Пролетарий всех стран, соединяйтесь!" А на самом деле, когда кто-то приезжал в Советский Союз, он оказывался или шпионом, или миллионером. А Почему?..Понятно! Это слишком дорого доехать -  до Советского Союза. Откуда у пролетария такие  деньги?..На самом деле на Западе давно нет пролетариата... Поэтому приехать в Советский Союз совсем нетрудно...И Этот Форштедт приехал, потому что его папа на главной улице г.Цюриха имеет свой офис. Форштедт достаточно независимый человек. Он приехал в Советский Союз потому, что ему интересно посмотреть шахматы, посмотреть литературу...
Н.П. Пелетье француз?
В.К. В Швейцарии есть три части страны. Одна вроде немецкая, другая часть вроде французская, и одна вроде итальянская. Все три языка государственные. Специалисты, которые общаются с населением, обязаны знать все три языка. У меня свой доктор. Я прихожу к нему. Он говорит по-немецки, по-французски, кроме того, у него итальянский словарь...Он обязан говорить на трех языках, иначе ему делать в этой стране нечего. Конечно, у него и соответствующая зарплата. На пресс-конференции я узнал, что средняя зарплата в Татарстане 150 долларов и ниже..Средняя зарплата в Швейцарии - 2500 долларов и выше. Что тут сравнивать!?.. За свою четырехкомнатную квартиру я плачу 1100 долларов. Но даже  при такой высокой оплате за жилье я могу позволить себе раз в месяц съездить в какую-нибудь страну...Куда угодно!.. А человек из Татарстана может себе это позволить раз в год. И в этом разница!...
Н.П. Чтобы куда-нибудь съездить , надо жить впроголодь..
В.К. Вот именно!
Н.П. Выходит, что социализм построили на Западе, а не в Советском Союзе, так как простой человек, кто живет своим трудом, там  социально защищен во много раз и не унижен во всех отношениях, как у нас!?..
В.К. Учение Маркса  и Энгельса произвело сильное впечатление на западные государства и правительства, которые сделали выводы из их законов и видоизменили их, особенно правила оплаты человеческого труда. Это они сделали, а не те, кто называл себя демократами и коммунистами. Это было им особенно легко сделать, потому что у них уже до этого были гибкие правила, довольно гибкая форма правления. А Советский Союз и его сателлиты с самого начала себя сурово поставили и не могли быть гибкими. Западное правительство сделало выводы из учения Маркса и Энгельса, но не эти...Но не советские выводы...
Н.П. Наверное, наш отрицательный опыт тоже помог процветающему Западу встать на ноги. Если бы советская номенклатура  не показала личный пример безобразного отношения к собственному народу соответствующими методами, то и западное правительство не корректировало бы свое социальное развитие в сторону реального социализма и гуманизма!?..
В.К. Здесь мне трудно что-либо сказать.
Н.П. Помимо шахмат, у вас есть какие-либо увлечения?
В.К. В 44 году, когда в Ленинграде была прорвана блокада, я пошел учиться играть на рояле, художественному слову и шахматам.Первым делом возникла проблема с музыкой. Для того чтобы выполнить домашнее задание, надо было иметь инструмент дома. У меня не было ни жилплощади, ни денег. Я бросил музыку. Потом выяснилось, что мое произношение не совсем чистое. Я грассирую. Долгое время пытался избавиться от этого недостатка, и в конце-концов бросил художественное слово тоже. Остались шахматы. Я родился в 1931.Когда началась война, мне было 10 лет. Я увидел отца в последний раз в ноябре 41 года;он был в ополчении. Он ушел и оставил продовольственную карточку, благодаря которой я и выжил. В ноябре 41 года он был убит. У моей матери и отца были проблемы...Я жил в семье отца. Когда началась война, они все умерли от голода в первый же год войны. Я их всех отвез на кладбище, на салазках...Меня взяла к себе вторая жена отца. Зима 41-42 года запомнилась мне как что-то страшное, которого больше не было никогда. Заморозило все. Не было водопровода. На какой-то месяц перестало работать радио; там тоже все умерли... Потом стало легче...Это забыть трудно. Я с двумя ведрами ходил на Неву, примерно 1,5 км.Из прорубя доставал воду и шел обратно. Дворники перестали убирать улицы. Когда в апреле началась оттепель, все, кто мог еще ходить, вышли колоть лед, потому что на улицах, на тратуаре, на мостовой были громадные глыбы льда..Я все это помню..
Н.П. А книги, которые вы пишите, издаются на русском языке?
В.К. Не только...Я не писатель. Я люблю повторять: чукча не писатель, чукча читатель. Но кое-что я написал в назидание потомкам, чтобы они не играли в советские политические игры. Назвал  книгу о матче в Багио "Антишахматы!"
Н.П. Вы на протяжении своей жизни не раз сталкивались с психологами. Ваше отношение к их работе и к их личностям. (" Опасаясь советских психологов, я  решил вести партию из укрытия, сидел в основном не на сцене, а в комнате отдыха перед монитором. Требовал удалить из зала психолога. Моя борьба с советским психологом была с живейшим интересом воспринята в десятках странах".- из книги "Антишахматы"). Из вашего опыта видно, что психологи больше заняты черными делами и связаны с первую очередь с аморальными средствами достижения своих благ и почестей.
В.К.Я уже говорил, что больше всего я ценю в людях принципиальность. Не люблю лицемеров, подхапимов, сам не люблю лицемерить. Эти психологи очень не принципиальные. Они просто так хотят, образно говоря,мускулами поиграть и показать свою силу, которой, как выясняется потом, у них просто нет! Один знаменитый психолог работал с Каспаровым, потом перешел к Карпову. Другой знаменитый психолог работал со мной, потом тоже ушел к Карпову...(" Во время одной из партий Зухарь, увидев, что неподалеку от него находится фрау Леевирик(будущая жена Корчного, 10 лет отсидевшая в сталинских лагерях за "шпионаж"),подчеркнуто громко сказал одному из окружавших его советских агентов:"А помнишь, у нас в деле записано, что у Корчного хроническая гонорея?.."- из книги "Антишахматы"). Я их не люблю!
Н.П. Сегодня подобные лжепсихологи также самоутверждаются с помощью лжи и клеветы. Пользуясь некомпетентностью окружения, создают под себя целые психологические службы-кормушки для своих людей.
В.К. Это не может не удивлять! Но надо признать, что некоторые из них все же обладают определенными профессиональными способностями, с которыми можно считаться!
Н.П. Любой талант - явление штучное, а не массовое! И те редкие психологи, которые у вас вызывают уважение, на самом деле оказывают реальную психологическую помощь?
В.К.Да, получается так!
Н.П. В чем это проявляется? В советах? Конкретно могут снять напряжение или отвлечь каким-нибудь способом от проблем? Какие-то тренинги применяются?..
В.К. Вы правы...И так, и так, и так...А если более конкретно, то человек порой идет на партию в плохом состоянии, не уверен в себе. И тогда психолог его гипнотизирует, вселяет уверенность. Тот же психолог старается подействовать на противника. И это иногда им тоже удается. Я это очень сильно почувствовал в одном из матчей со Спасским, сам видел, как со стороны воздействуют на меня, выдают пассы, пытаются подавить...Когда однажды Спасский захотел помириться со мной, он сказал, что его главный тренер был связан со знаменитым психологом В.Мессингом, которого когда-то пытался использовать в допросах Берия...Я сразу понял, кому я противодействовал в этом матче, какой это страшный человек...Я на все 100% признаю существование подсознательного давления на человеческую личность ("Приведу статистические выкладки: в присутствии Зухаря близ сцены Карпов выиграл 5 партий, и проиграл одну.В его отсутствие - счет 4:1 в мою пользу"- из книги "Антишахматы"). Сфера деятельности психолога во время шахматных соревнований самая разнообразная.
Н.П. Какое у вас сегодня отношение к Карпову?
В.К. Гораздо лучше, чем предполагают!
Н.П. В Швейцарии издаются газеты и журналы на русском языке?
В.К. В Швейцарии - нет! В Германии есть, поскольку там много эмигрантов из России. Во Франции есть русская газета, в США...
Н.П. Вы пользуетесь уважением среди осужденных! Чем это объяснить?
В.К. Это я заметил, когда меня сильно поприжали в 74-75 годах. Я был самым дорогим человеком среди уголовников. Совершенно точно!...

... Простота, открытость В.Корчного, его  убедительная нравственная позиция и притягательность, умение высказать наболевшее и одновременно выслушать наболевшее, еще раз обнажают эту самобытную, ни на кого не похожую, яркую личность нашего времени, которая на протяжении многих десятилетий является нравственным и профессиональным маяком для многих поколений. Опыт интересной личности и отношение к ней определяют - на каком этапе нравственного и психологического развития мы находимся, дает понять, куда мы устремлены и будет ли у нас светлое будущее. Хорошее отношение помогает преодолеть комплексы неполноценности - зависть, месть, корысть, агрессивность, криминальную и аморальную установку объединяться с целью воровства и успеха группировщиков, не видящих дальше своего носа, но хорошо умеющие уничтожать несвоих и хватать чужое! Плохое отношение, основанное на предвзятости, будет с прежним рвением продолжать отстаивать интересы хищного большинства с иезуитским принципом - цель оправдывает средства в получении жизненных благ, в борьбе с редкими чудаками, неугодными, одиночками, "злодеями", чужаками,"худшими", через которых проявляет себя энергия созидания - творчество и профессионализм, так необходимые для процветания Россия!
  В солидном возрасте В.Корчной не был потухшим вулканом, излучал благотворную и оздоровительную энергию на собеседников иного поколения, как будто говоря: "Смотрите! Жизнь прекрасна и в моем возрасте! Живите и радуйтесь жизни, несмотря на трудности! И не позволяйте никому ее омрачить!"
 В конце беседы я попросил у В. Корчного автограф, но под рукой ничего не оказалось. Тогда я  попросил сделать запись на газете. Он просмотрел казанскую газету и сделал запись на краешке полосы со словами:" Не люблю лицемерить!"

 ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО - С 1974 ГОДА МОИ ЛУЧШИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ - ЛЮДИ ПРИЖАТЫЕ СИСТЕМОЙ


                ДОКАЗЫВАЯ СИЛУ
                размышления В. Корчного

Чем отличается шахматист, например, от академика? Последний получил свое звание и может спокойно доживать свой век и отправляться с этим званием на кладбище. А шахматист, гроссмейстер должен бороться, постоянно доказывая свою силу.

Свобода - моя естественная среда, и в иной я не выживу.

Когда меня лишили слова, я понял, что Родине не могу быть больше полезен.

Главным помощником человек должен считать тех, кто помог ему в детстве, когда сам ты ничего не можешь.

Так получилось в моей жизни, что я оказался в ссоре со своим поколением. Люди моего поколения никогда не перестроятся.

Я обязан иметь свое мнение и обязан высказать его.

Скучают не по месту, а по людям.

О, это незабываемое ощущение! Вы проходите сквозь строй ненавидящих глаз, и каждый в этом строю мысленно разделывает вас под жаркое. Пожалуй, тот, кто не испытывал такого, по-настоящему еще и не жил. А мне, дорогие, есть что вспомнить, уйдя на пенсию.

Кто знает,что случилось бы со мной, не будь у меня шахмат, этого ирреального мира, куда можно спрятаться от грязи жизни.

Поиски правды могут завести далеко

Окончательная победа демократии в России возможна лишь с полным уходом из активной ( политической, общественной, экономической, культурной) жизни поколений, воспитанных при Сталине. В их перевоспитание я не верю.

Мы связаны со всем -и с живым, и с мертвым

Больная совесть предполагает вину

Большей частью я все-таки был верен себе и за показухой не гонялся.

Чем выше я поднимался по лестнице шахматных рангов, тем больше ощущал противодействие моим попыткам играть в международных соревнованиях
 
Отсутствие гражданственности - по моему, самый серьезный порок советских людей. Это и есть то, что мешает настоящим переменам в стране. Понятие "моя хата с краю" и "любовь к родине" - несовместимы.

Из-за политики нашего государства миллионы людей тронулись с насиженных мест. Многие уезжают по причине разбитой личной жизни и надеются, что там им повезет. Но и там им не везет, и они с удовольствием бы вернулись обратно. Каждый третий бы вернулся.

Легче обучить ориентироваться в лесу слепого, чем научить разбираться в окружающем мире политического слепца.

Не в привычках советского человека терпеть своих врагов.

В правовом государстве нет такой силы, которая могла бы депортировать свободных людей.

Я не был диссидентом - меня заставили им стать

Я был в положении кролика, отданного на съедение удаву

ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗДОРОВЫХ ОТНОШЕНИЙ,ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ НАКАЗЫВАЮТ НЕ ТЕХ, КТО ВИНОВАТ, А ТЕХ, КТО БЕЗЗАЩИТЕН.


            Виктор Корчной и Наиль Измайлов
                Казань, аэропорт
                фото автора