1. Что такое - моряки?

Николай Холопов
  Небольшое вступление перед второй частью.

  Если кто-то прочитал первую часть и добрался до второй, значит, пора углубится в изучение понятия «моряк». Многие понимают это по-своему и, возможно, их устраивает то, что они знают. Однако многое остаётся в тени, поскольку обычно люди с моряками вообще-то не общаются. Конечно, при слове «моряк» часто приходит на ум образ этакого парня в бушлате с якорями и ленточками. Конечно, это моряк, только моряк военного флота, поскольку гражданские моряки, такие как я, форму не носят, хотя, её имеют. Иногда форму приходится доставать и одевать, но это случается редко – скажем, при приёмке нового судна на верфи, по требованию руководства или если ты капитан, а судно находится в порту. В основном же все моряки ходят в цивильном и только опытный глаз отличит в толпе граждан коллегу. Конечно, гражданские моряки носят форму пока учатся, так как для того, чтобы стать морским офицером и зарабатывать приличные деньги надо окончить морскую академию. Это так сейчас называется, а раньше называлось – мореходное училище или просто мореходка. Когда же моряки находятся на судне, то основной их формой является комбинезон. Комбинезон может быть белого, красного или синего цвета. На спине, как правило, написано название компании, где ты сейчас работаешь, а на груди слева – твоя должность. Но это в рабочее время, которое длится десять часов, в свободное же время все одеваются в простую одежду, а чаще всего, в спортивную. Когда моряк выходит на палубу или спускается в машинное отделение, он обязан одеть кроме комбинезона ещё каску и специальную обувь. Всё это выдаётся бесплатно, хотя и стоит дорого, потому что комбинезон должен быть из хлопка, синтетика не допускается. Когда судно работает в холодных местах, также бесплатно выдаются тёплые куртки с капюшоном или вообще тёплый комбинезон. Вся эта спецодежда выдаётся на один контракт. Контракт может длиться до шести месяцев для рядового состава или до четырёх у офицеров. Разумеется, возможны флуктуации в ту или иную сторону.
 

  Рядовой состав – матросы и мотористы тоже должны окончить специальные курсы и сдать экзамены. Само обучение не простое и длится, кажется, месяца три. Из рядовых выпадают лишь повара и стюарды, но и им, как и всем надлежит пройти спецкурс по безопасности, спасению, борьбе с пожаром и прочее. Эти курсы тоже стоят денег, но часто эти деньги возвращают, когда поступаешь на судно. Для тех, кто хочет работать на танкере, надо пройти ещё и танкерные курсы. Также всем без исключения надо раз в год пройти медицинскую комиссию и сдать анализы на наличие наркотиков или алкоголя. Это вообще очень серьёзное дело – Наркотест. В любом порту внезапно может придти на судно медик и взять анализы у всех по списку на наличие наркотиков или алкоголя. Если у кого-то обнаружат наркотики, то такой моряк тотчас покидает судно и за свой счёт едет домой. Такого моряка больше никогда не возьмут на работу. Также капитану вменяется в обязанность иногда проверять членов экипажа на алкоголь. Поэтому на подходе к порту моряки перестают пить даже пиво. Особые требования насчёт алкоголя на танкерах. На некоторых даже пива нет. Впрочем, с алкоголем не так жутко, как с наркотиками. Конечно, из конторы ты вылетишь, но можно в другую контору устроиться. Контор этих и в самом деле много. Недавно в Риге я сорок штук почти что насчитал.


  Во всех портовых городах есть множество контор по найму моряков. Требования, как правило, везде одинаковые, а вот авторитет этих контор бывает подчас очень разным, разной может быть и зарплата. Например, на танкере зарплата выше, чем на сухогрузе. Однако на танкере не так много увидишь, как на контейнеровозе или банановозе.


  Также во многих портовых городах есть морские училища. Я точно знаю, что они есть в Новороссийске, Калининграде, Санкт-Петербурге и в Мурманске. Конечно же, они есть и на Дальнем Востоке. Также училище есть в Одессе, в Клайпеде, Риге и Лиепае. Возможно, есть и в Таллине. После окончания такого училища (академии) выдаётся морской диплом, который позже будут проверять на достоверность ещё тысячу раз. Например, в норвежские компании не берут моряков из Грузии, так как очень много подделок дипломов именно там. Да, был период, когда фальшивых дипломов было много, но были и такого хорошего качества, что проходили все проверки. На основании учебного диплома выдавался диплом рабочий, который по сути всех-то и интересовал. Этот рабочий диплом подтверждал твою квалификацию. Когда моряк приобретал опыт работы, со временем, рабочий диплом менялся на более высокую степень.

  Вот такой-то диплом электромеханика я помог купить за 160 долларов моему товарищу. Товарищ был инженер – электронщик, но не морской, а авиационный. До этого работал радиоспециалистом на больших рыболовных судах, потом мы вместе компьютеризировали флот и вот, он остался без работы. Пришлось ему помогать с трудоустройством.