Бердяев о честности. Этюд 2

Любовь Царькова
Реферативно. Изложена личная точка зрения.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/06/1483
"Правда - роскошь, которую не все могут себе позволить, но ложь обходится дороже" (Классическая мудрость).               


Наверное, все согласятся что «честность» и «порядочность»  - синонимы.  Разберёмся с точным определением этих понятий. Честный человек любит внешний и внутренний порядок.  Он всегда выполняет свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Человек поступает честно, когда он сознательно не лжёт, избегает дезинформации, мошенничества. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов обмана.
 
В русском языке, чем он и уникален, каждый корень, каждое слово несёт в себе смысл. Честь, часть, чистота помыслов, и прежде всего необманывание себя. Мы всё время пытаемся обмануть себя. Когда человек обманывает, он блокирует свою память. Он не хочет принимать реальность, и пытается придумать что-то соответствующее реальности. И постепенно человек, обманывая, заменяет реальность своим измышлением.

 Поэтому человек должен быть искренним. Когда человек честен, у него пробуждается связь с богами и эта связь называлась совесть. Со – весть, совместная весть, весть Богов. И голос совести – голос, голос высшего интеллектуального и, главное, духовного центра.

Честность  напрямую связана с твёрдостью характера и проявляется в каждом слове и действии. Честный человек неспособен совершить низкий и аморальный поступок.
Так называемая «ложь во спасение» - считается моральной именно потому, что не асоциальна: человек верит, что делает так, чтобы было меньше вреда отдельному лицу или обществу, защищается от врагов.

Одно из непременных условий проявления абсолютной честности перед людьми -  убеждение в том, что они настолько духовно развиты, что сумеют понять и принять даже самую горькую правду.
Однако наш мир так далёк от совершенства, что, по сути – быть честными во многих ситуациях – это значит быть неадекватными. Люди не готовы принять такую честность, они неправильно это поймут.

Русский философ Николай Бердяев – образец честного человека, который в жизни не прогибался ни перед кем, чтобы открыть истину потомкам. Бердяев говорил:
«Я «лев», революционный человек, хотя и в особом духовном смысле.  Я человек новых времён.
 Я несвоевременный мыслитель. Я нахожусь в совершенном разрыве со своей эпохой.
Я чувствую себя обращённым к векам грядущим».

 Его характер был твёрд, дух закалён. При любой власти ему удалось отстоять своё право на духовную свободу и сказать миру то, что открыл его дух. Российская империя - тюрьма, ссылка, Советская Россия - три ареста; пять лет в оккупированной фашистами Франции, - Бердяева не торонули, хотя он, даже будучи изгнанником, не скрывал своей советской международной ориентации и защищал свою родину перед враждебным ей миром.

Именно поэтому весьма интересно то, что высказал великий философ о честности, он – как никто - имел нравственное право об этом говорить.

 В книге «Судьба России» Бердяев показывает особенности исторически сложившейся честности русского человека (с введением христианства по XIX век).

 Помним, что в дохристианские времена идеал чести, честности и доброго имени на Руси был покрепче западноевропейского!


Николай Бердяев: «Нравственная дисциплина личности у нас никогда не рассматривалась, как самостоятельная и высшая задача… Честность – западно-европейский идеал.
У русского человека нет сознания, что честность связана с честью человека, что она формирует личность и обязательна для человека.
 Русский человек склонен был полагаться на то, что коллектив, к которому он принадлежит, за него всё сделает для его нравственного здоровья...

…Русское православие, отвечавшее за нравственность, не ставило слишком высоких нравственных задач личности среднего русского человека, в нём была огромная нравственная снисходительность. Русскому человеку прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему всё давалось и всё разрешалось. Смирение и было единственной формой дисциплины личности.
Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться…  Русский человек привык, что бесчестность – невеликое зло».

Недаром говорят: «Не согрешишь – не покаешься», этот принцип после 90-х годов XX века расцвёл махровым цветом. Церковь и теперь учит: в любом преступлении можно покаяться, мелкие грехи легко снимаются поставленной перед иконой свечкой.
 
Главное: не гордиться, не превозноситься… Человек должен жить в ограниченном коллективе, послушный его строю и ладу…

Русские видят в святости идеал, высшее состояние, которого человек может достичь, - эта мысль была ясно высказана Николаем Бердяевым такими словами: «…Русский народ живёт святостью не в том смысле, что видит в святости свой личный путь...
Нет, Святая Русь – это только
                в святости
                видеть
                высшее состояние жизни.

…На Западе видят высшее состояние в достижениях познания и общественной справедливости, в торжестве культуры и творческой гениальности… Русь живёт лишь святостью, в отличие от народов Запада, которые живут лишь честностью».

«Святые становятся посредниками между Богом и человеком, и должны что-то делать для русского человека, ему помогать и его спасать, за него совершать нравственную и духовную работу… Поэтому всякий человеческий идеал совершенства, благородства, чести, честности, чистоты, света представляется русскому человеку малоценным, слишком мирским, средне-культурным».

«Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу... Русский человек будет наживаться нечестными путями, но никогда не будет почитать материальные богатсва высшей ценностью». И сейчас идут, делают церкви пожертвования, ставят свечи перед образами святых…
«Это нельзя даже назвать лицемерием. Это – веками воспитанный дуализм, вошедший в плоть и кровь, особый душевный уклад. …Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели».


«…Когда русский человек религиозен, он верит, что святые или сам Бог за него всё сделают. Когда человек – атеист, то думает, что за него всё должна сделать социальная среда. Это результат религиозного и морального воспитания, всегда призывавших лишь к смирению и никогда – к чести… Пренебрежение человеческим достоинством разлагает человека».


Как о сегодняшнем дне сказано: «Жажда наживы охватила слишком широкие слои населения… не достаёт гражданской честности и чести». А кто не имеет возможности, всё равно – жаждет и мечтает. Ну хотя бы быть знаменитым! Ну и богатым заодно...


«Только ядро русского народа осталось нравственно здоровым…».

«...Отсутствует нравственное гражданское сознание, нравственная и гражданская подготовка личности в преодолении соблазнов. Пройдя школу смирения, русский человек может бесконечно долго терпеть и выносить, но он легко поддаётся соблазнам лёгкой наживы, т.к. не прошёл школы чести, не имеет настоящего гражданского закала... Русский человек не привык чувствовать себя ответственным перед Россией… Этот дуализм должен быть преодолен и прекращён».

У русского народа есть правдолюбие. Хорошо, если на уровне сознания и даже подсознания это правдолюбие замкнётся на честность. Честность бывает внешняя – перед людьми и обществом. Честность внутренняя – перед самим собой. Обладать внутренней честностью – большое искусство: «Свободная религиозная и социальная психология должна победить в душе каждого человека. Он должен обратиться к новым ценностям. Тогда инстинкты творческие победят инстинкты хищнические...».


«…И мы должны развивать в себе мужественное религиозное начало: сознание ответственности, возлагать её больше на себя. В этом откроется истинное своеобразие России. От этого зависит будущее России, исполнение её призвания в мире».
«Героизм, святость – недостижимый идеал, удел избранных, стремиться к ним - гордыня...».

Впрочем, XX век внёс тут свои коррективы. Героизм советская идеология возвела в культ, вовсе не недосягаемый, а настоятельно рекомендуемый. Массовый трудовой героизм стал для советского общества нормой на многие десятилетия. Аскетизм жизни сделался тоже своего рода героизмом. Люди – в палатках, в землянках, голодные, на морозах и ветрах осваивали природные богатства России. Сейчас невозможно представить, как человек это мог вообще выдержать да ещё трудиться от зари до зари!
Впрочем «обычный» труд на производстве или в колхозах был не менее героическим.

В большинстве случаев этот героизм даже не был добровольным: людей просто ставили в такие условия, когда «невыполнение», как и простое опоздание на работу грозили отправкой в ГУЛАГ в не менее «героические» условия жизни и труда.

Героев труда не считали святыми в отличие от героев войны, многие из которых отдали жизнь за Родину. Героизм на войне – свят навеки.

 
Конечно XX век не прошёл даром. В советское время честность превозносилась как добродетель и были выкованы такие качества как честность и дисциплинированность - формы нравственной самодисциплины личности.


Однако последнее десятилетие XX века - перестройка - стала, по сути, испытанием для русских людей. Честность, ответственность, порядочность, - ставшие достоянием многих слоёв общества, стали не очень-то востребованы. Однако в это трудное время многие помогали друг другу, особенно родственникам, как только могли...

Произошло  снижение нравственной самодисциплины. Кто он, современный герой? Книги и фильмы проповедуют культ хищничества, насилия, а не чести.
 
В качестве иллюстрации современного «воспитания честности» с детства - реалии нашей жизни.

В средних-старших классах школы и в ВУЗах требуется знать и "сдать" объём информации, который войдёт в голову разве что вундеркинду. Дети, студенты списывают, приучаясь к нечестности. Это давно стало нормой.
А ЕГЭ?

А честно ли ставить нереальные требования для получения аттестата, диплома?
 К тому же - требовать знания вещей, которые, по большей части, никогда не пригодятся ни в жизни, ни в профессии?

Как в этом случае  душе ребёнка, будущего гражданина, воспитывается честность? Опять дуализм, двойные стандарты, которые ничего хорошего не несут, т.к., в данном случае, экзаменаторы воспринимаются школьниками в качестве неких врагов, против которых не грех применить "ложь во спасение". Это не есть хорошо.

В здоровом и жизнеспособном обществе высокие эстетические нормы становятся достоянием большей части граждан. Кто с этим будет спорить? Николай Бердяев показал, что русском душевном типе никогда не было преклонения перед буржуазными добродетелями. Сознание того, что сила в правде (а не наоборот) всегда отличало русских людей. Так будем же любить Россию не на словах, а на деле! Возлагать ответственность не на других - на себя. «Западничество есть заблуждение детского возраста и оно находится в противоречии с мировыми задачами России...
Нам необходимо усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими».
(Николай Бердяев «Судьба России»)



Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/09/724

Фото из Интернета - русская семья