О происхождении слова искра

Зерг Алдар
О происхождении слова "искра"
 

   Любой, кто интересуется вопросами происхождения слов, в первую очередь, начинает свои поиски с этимологических словарей. Логика проста. Наверняка, кто-то до тебя самого задавался этим вопросом. И вот, новоявленный исследователь начинает знакомиться с многочисленными трудами великих учёных, живших в разное время. И это неудивительно, ведь данная проблема всегда волновала умы человечества на протяжении веков, а то и тысячелетий. Каждый, кто занят вопросами языкознания, обязательно будет придерживаться определенной точки зрения и, наоборот, опровергать другую. Это нормальное явление. Разногласия необходимы хотя бы потому, что истина может рождаться только в споре, иначе она не истина.
   
   Изучая работы многих исследователей, можно заметить, что одни учёные не понимают других. Каждый пытается выстроить свою собственную «Вавилонскую башню», считая её филологическую архитектуру единственно верной. В последнее время чаша весов всё больше и больше склоняется к звукоподражательной теории происхождения языка. Конечно, у данной теории есть и противники, но это лишний раз подтверждает неизбежность её обсуждения.

Человечество открыло для себя такое явление, как технология. Всё, что происходит на этой земле с участием человека и без него, происходит по определенной технологии. Говоря простым языком, технология - это создание форм и соединение их с другими формами. К примеру, для строительства дома необходимо большое количество материалов. Другой вопрос, как изготовить материалы для последующего строительства? Ответ, как мы видим, не совсем прост, так как для изготовления материалов различных форм необходим опыт, который мы и назвали словом "технология". В итоге получается, что в основе любой технологии лежит опыт. Но отчего же зависит опыт? И на этот вопрос есть ответ: опыт не возможен без памяти. Выходит, что основой всей нашей технологической цепочки является память. Так что же такое память?
   
Давным-давно у одного человека родилась идея построить памятник вулкану, который в ледниковый период спас человечество от неминуемой гибели. Задание было не из лёгких, и началась разработка технологии строительства. Используя историческую память по обработке камня, древние люди усовершенствовали технологию обработки имеющимися на то время орудиями труда. Перед строителями стояла задача транспортировки каменных блоков к месту строительства. Надо отметить, что эта задача была решена самым профессиональным способом. Один «инженер»  сказал: зачем тащить многотонные блоки, преодолевая огромное трение о землю, когда можно перемещать строительный материал так, как это делает жук - скоробей. И строители сделали разборные округлые колодки, поместив в них блок, спокойно катили его на строительную площадку.
   
   Таким образом, они решили эту задачу, заимствовав технологию транспортировки стройматериалов у жука. Вскоре скоробей стал для египтян почитаемым существом. Доставив многотонный блок к пирамиде, люди должны были его поднять и установить на определенное место. Строители понимали, что решение этой задачи зависит от их исторической и генетической памяти и ответ лежит где-то рядом. Надо сказать, что и с этой задачей египтяне справились просто великолепно. С древнейших времен, задолго до египетских строителей, было изобретено коромысло. Используя равновесие, люди научились перемещать грузы на расстояния и увеличивать производительность труда. Один «инженер» предложил эту же технологию для подъема многотонных блоков. Были сооружены огромные весы. На одну сторону платформы закатывался блок, а на другую сторону (на специальной площадке) становились сами строители. Когда общий вес строителей становился равен весу блока, хватало лишь веса одного человека, чтобы перевесить блок.
   
   Эта технология стала называться "Ма ат", что означает: "о, как легко". Строители удивлялись и восхищались своим открытием. Подобно тому, как орел, взмахнув крыльями, поднимает ввысь и уносит свою добычу, превосходящую вес самого орла, таким же образом, используя точку опоры, равновесие и противовес, египтяне научились возводить пирамиды. Эти и другие открытия египтяне воспринимали как божественные дары; в последующем они стали основами религиозных культов.

Говоря о технологиях, мы понимаем, что в большинстве своем человек заимствовал их из окружающей природы и приспособил для своих нужд. Накопив определенный опыт, человек продолжил совершенствовать его.
Оказывается, что наряду с опытом и памятью, в человеке заложено еще одно немаловажное свойство - это умение подражать. Подражание проявляется во всех без исключения сферах жизнедеятельности человека. Подражая рыбам, мы создали подводные лодки, а подражая птицам - самолеты. Подражая скоробею, создали колесо. Подражая собственной руке, создали землеройные машины и экскаваторы. Но самым великим даром подражания является дар человеческой речи, без которого человек не смог бы быть человеком.

С самого рождения ребенок начинает подражать языку своих родителей и вскоре общается с ними на равных. Далее он передает этот дар своим детям, и так продолжается цепь человеческой цивилизации. Но возникает вопрос о самых начальных звеньях речи и коммуникативном общении. Если мы говорим о технологии подражания, то, следовательно, логично предположить, что существует природоподражательная основа праязыка. Исследуя языки всего мира, можно увидеть, что у каждого из них есть звукоподражательный пласт.
   
Сделав сравнительный анализ звукоподражательных слов, мы приходим к удивительному выводу: в большинстве случаев те или иные звукоподражательные слова имеют детально слаженную семантику.
Для четкого представления картины переместимся во времени, в так называемый каменный век. Известно, что первой одеждой человека разумного были шкуры животных. Но чтобы снять шкуру с убитого животного, необходимо было орудие труда.

 Представим себя на месте тех, кто впервые взял в руки камень и связал с ним свой жизненный путь. Допустим, камнем мы начали стучать о какой-то орех, чтобы разбить его, но в процессе работы расколовшийся камень в наших руках   стал острым, и этим острием мы с легкостью разделали орех. Таким образом, мы поняли, что остроконечный камень является незаменимым помощником, и дальнейшие наши действия были нацелены на совершенствование этого основного орудия труда.
   
В очередной раз мы пришли на каменистый берег реки, чтобы найти подходящий камень и изготовить из него орудие труда, но вдруг наткнулись на неизвестные доселе темные камни. Мы попытались расколоть их, ударив друг о друга. Вдруг из-под камней стали разлетаться искры, которых мы никогда раньше не видели. Эти искры попали на сухую траву, отчего она загорелась.  Огонь перекинулся на сухой кустарник, и всё вокруг охватило пламя. Мы можем себе представить наше эмоциональное состояние от этого, видимого впервые явления. Кустарник сгорел, и огонь наш исчез, оставив после себя черный пепел.

Мы взяли эти камни и побрели с ними к месту нашей стоянки.  В лагере мы начали описывать свои действия и произошедшие от них события. Демонстративно мы стали повторять свои действия, взяв в руки камни и пытаясь выбить из них искру. Из-под камней разносился характерный звук скрежета и стали разлетаться искры. Стоявшие рядом «зеваки», раскрыв рты и выпучив глаза, были заворожены этим видением, не зная, что думать и как выразить свои эмоции. Мы продолжали выбивать искры и громогласно повторять звуки скрежета камней: "скр", "шкр", "чкр". Так появилось объяснение этого явления, что мы и называем  по сей день словом "искра".
   
Приблизительным образом, реконструировав предполагаемые события, происходившие в жизни древних людей сотни тысяч лет назад, основываясь на звукоподражательной теории происхождения языка, мы имеем возможность собрать и другие звенья логической цепи этих явлений. Сопоставить эти звенья нам поможет сравнительный анализ слов из разных языков.
Для наглядности мы будем собирать наши звенья по образу произрастания корней от семени. В роли семени мы используем полученные звукокомплексы "скр-крс-крш-чкр-крч-чрк".

• слово "искра" - скр;
• слово "красный" - крс;
• слово "кресало" - крс;
• слово "скрежет" - скр;
• слово "крошить" - крш;
• слово "кровь" - кр;
• слово "кривь" - кр;
• слово "чиркать" - чрк;
• слово "кремень" - кр

   Примечательно, что из этих слов русского языка образуются и другие слова.

• кровь - кровяной - вена;
• рассвет - свет - светлый;
• кривь (по образу вен на руке);
• рука - река (по образу криви)

   Отсюда же и произойдет название этнонима "рус" (рос), но изначально звукокомплекс "рс" будет тотемным, происходящим от значения "огонь и свет". В свою очередь, из данного звукокомплекса выделится звук "р", который впоследствии даст имя солнцу - Ра. Если взглянуть на смысловое значение слов русского языка, таких как: "работа", "родина", "радость", "рассвет" и "заря", то становится очевидным, что в основе этих слов лежит древнейшее название солнца.

Стоит обратить внимание на очень интересное слово русского языка - "вера". Сегодня мы хорошо понимаем его смысл, но плохо представляем его происхождение. Если посмотреть на это слово древних руссов, можно увидеть довольно интересную картину. Вот появляется неизвестно откуда Ра, и, пролетев в течение дня над нашей головой, исчезает так же, как и появился. Мы обеспокоены, что Ра исчез, и надеемся, что Он ВЕРнется. И Ра ВЕРен себе, в свое ВРЕмя он возВРАщается на круги своя.
   
После небольшого и очень любопытного отступления, возвратимся к нашим семенам и попытаемся отыскать лексические параллели в других языках. В частности, мы находим: русское "чиркать" // нахское "чиркх" (лампа).
Составив эти два слова, без труда проясняем этимологию слова "чиркх". Для того чтобы зажечь масляную лампу, необходимо было кремниевое орудие, которое издает звуки "чиркх,чиркх". Далее, произнеся в обратном (зеркальном) порядке слово из нахского языка "чиркх", мы получим слово "кхерч", в значении "домашний очаг".
   
Интереснейшим образом наши «семена»  звукокомплексов, полученные в процессе  выбивания кремнием искры, дают «всходы» (слова), известные сегодня  в разных языках и культурах.

Примером тому могут служить этнонимы. На сегодняшний день существует множество версий о их происхождении. Однако звукоподражательная теория, имеющая наидревнейшее обоснование, способна и здесь привести аргументированные доводы. Обратив внимание на корни в словах "карачай" и "черкес", мы тут же находим знакомые нам звукокомплексы «крч» /« чрк» в зеркальном отражении. Стоит лишь напомнить, что эти этнонимы образовались от звуков высекания искры.  Искра, в свою очередь, не просто явление, а символ начала жизни. Этот великий звукокомплекс дал густую сеть семантических линий, которые впоследствии приобрели национальную окраску.

   Кто-то, к примеру, задаст нам резонный вопрос о происхождении в тюркских языках слова "кара" (черный). Отвечая на этот вопрос, мы попытаемся найти соответствующие параллели. Вспомним о наших мастерах, которые случайно на берегу реки подобрали  кремниевые камни и так же случайно, выбив искру, подожгли сухую траву. От загоревшейся травы огонь перекинулся на кустарник, который, в конце концов, превратился в черную обугленную массу. Если мы обратим внимание на слова нахского языка "к1ор" (уголь) и "к1ур" (дым) и сопоставим с ними тюркское "кара" (черный), то без труда поймем, что эти слова образовались впоследствии той самой искры. Теперь посмотрим на слово русского языка "рука" и выведем корень "рк", имеющий зеркальное соответствие со словом нахского языка "кара" (в руки, найти). Или возьмем глагол "курить", имеющий соответствие с нахским существительным "к1ур" (дым). Как видим, у выборочных слов из разных языков есть единый корень – звукокомплекс «скр», «кр», «рк».
   
Во многих мировых языках и культурах можно наблюдать слова, на первый взгляд, с разными значениями, уходящие вглубь на сотни тысяч лет назад, появившиеся в результате жизнедеятельности наших общих предков. Яркий пример тому лексика санскрита, где слово "крави" соответствует слову русского языка "кровь", но уже слово "кравья ад" имеет значение "пожирающий мясо". И совсем не трудно догадаться, что пожирающий мясо - "ад" - есть огонь. Отсюда видно, что санскритское "ад" было обозначением огня до появления самого слова "агни"(огонь).
   

Встречаются слова, почти одинаково звучащие, но имеющие переносное значение. Так слово "оскар", считающееся якобы германским и имеющее значение "копье Бога", сравнимо со словом "эскар" (войско), происхождение которого не ясно. Да, Вы совершенно правы, в обоих словах мы без труда находим знакомый нам корень "скр". Но возникает вопрос: как слово "оскар" можно переводить как "копье бога", когда в этом слове нет германского "Got" (Бог)? Ответ прост: культивируя слово "оскар", необходимо было дать его толкование, и это было сделано в произвольной форме, без каких-либо оснований. Смыслы слов "оскар" и "эскар" легко просматриваются. В частности, корень "скр" слова "искра" и корень "кор" в слове "покорить" указывают на то, что покорителем или победителем является тот, кто сумел покорить искру, то есть огонь.  В нахском языке эти слова обозначают: «я покорил» (ас къар), «посох в руках» (1ас кар). Но, в любом случае, вначале была искра.
   
Здравый смысл и накопленный опыт этимологических исследований показывают, что все слова во всех языках мира имеют природную звукоподражательную основу. Эту теорию многие исследователи отвергают, однако факты, которых не только много, а очень много, вещь неоспоримая. В русском языке есть глагол "зреть", корень которого "зр". Найти этимологию этого корня невозможно без реконструкции целого ряда событий, происходивших в жизни людей на протяжении сотен тысяч лет. О происхождении названия солнца в древности мы говорили, но напомним это еще раз. Слово "Ра", в обозначении солнца, стало производным от слова "искра", так как признак и есть причина происхождения слов. То, что искра имеет отношение к зрению, понятно. То, что Ра (солнце) имеет отношение к зрению тоже понятно. Тогда непонятно, откуда взялась фонема "з" в корне "зр". Для ответа на этот вопрос необходимо заняться поиском лексических параллелей глагола "зреть" в других языках.
   
В немецком мы находим слово Sehen (видеть), в нахском  - слово "зер" (наблюдать). Оказывается, для того чтобы решить эту сложную задачу, необходимо найти этимологию нахского слова "зезаг" (цветок). У слова "зезаг" очень интересная и красивая этимология. Это слово тоже имеет звукоподражательную основу, но нам могут возразить: "Цветы не «произносят» звуки, а только источают аромат". Да, но на этих цветах кружатся пчелы, собирая нектар: "з-з-з-з". Красиво, не правда ли? Пчела объяснила человеку, каким именем наречь цветок. Но какая связь между цветком и понятием "зрение"? Дело в том, что когда человек смотрел на Ра, то ему необходимо было описать само понятие "зреть". И вот он сравнивает образ цветка и лепестков с солнцем и его лучами. То есть образ лучей был заимствован от образа лепестков цветка. В русском языке этот сформировавшийся образ запечатлен в слове "заря", а в нахском языке в слове "з1а" (луч) и "з1ар"(плетень).

   Вспомним о жене библейского пророка Авраама, которую в молодости звали "Зара", а в преклонном возрасте ее стали называть "Сара". Дело в том, что и в нахском и в испанском языках сохранилось это древнее слово "сара", в значении "вечер".  Теперь понятно, почему жену Авраама, мать еврейского народа, в молодости звали Зара (заря), а к старости стали называть Сара (вечер).




   
Звукоподражание или природоподражание как основа слова присутствует в разных  языках и является исходной для многих слов. Такая основа от звуков костра стала причиной происхождения  других слов. Если мы обратим внимание на корневую систему слова "костер", то без труда сможем выделить корень "кс".
Понаблюдав за горением костра и прислушавшись к хрусту горящей древесины, мы услышим звукокомплекс "кс" или "цс".
Теперь посмотрим на слова этой корневой системы, разбросанные, словно искры, по многим языкам мира:

 общенахский:
ц1е - огонь, имя;
ц1и - кровь, красный;
ц1а - дом;
ц1у - искра;
къаст - разделить, отделить (от разделения горящей древесины)
кхос - бросить, отскочить (подобно тому, как отскакивает кусок во время горения древесины);
кхаза - висеть   

ингушский:
кхест(о) - мучить;

русский:
костер;
кость (надо понимать как «отделить от мяса»);
куст

древнеиндийский или санскрит:
 каста - иерархическое разделение общества

английский:   
кастинг - отбор, путем отделения;
холокост - всесожжение, мука
 
 Получается довольно интересная картина. Весь процесс добычи огня, оказывается, описан древними людьми на уровне звукоподражаний, и эти описания стали базовыми, из них, в свою очередь, произошли другие слова в процессе переосмысления. Видя эту схему, мы можем проследить не только за рождением мысли, но и за ее развитием. Сегодня метод добычи огня древних людей кажется  настолько примитивным, что мы не задумываемся об их душевном восприятии окружающей среды. Мы не задумываемся над тем, что такое мысль древнего человека и из чего она состоит, какова ее технология и структура. Мы не можем себе предположить, к примеру, что слово из немецкого языка fаu(r) (огонь) могло возникнуть от звукоподражания раздувания огня. Довольно интересно и то, что основа этого звука есть в словах «фараон» (фр) ,«прометей» (пр), «пирамида» (пр).

Многие сегодня пытаются раскрыть технологию человеческого слова, и, надо сказать, в этом направлении проделана колоссальная работа. Однако если мы не сможем понять, что звукоподражание есть основа основ человеческой мысли, мы не ответим на вопрос о происхождении языка. Исток мысли человека есть звук, откуда бы он ни исходил, и мысль человека – это отражение окружающей его природы.

Воссоздадим ещё одну картину из жизни древнего человека.

Мы идем по пустыне, жара, у нас пересохло в горле. Пытаясь хоть как-то увлажнить глотку, мы то и дело стараемся выдавить из себя слюну. Это действие сопровождается у нас характерной хрипотой "х-х-х". Через некоторое время мы видим перед собой водоем. Подойдя к нему, мы зачерпываем в ладони воду и начинаем жадно пить.  Мы слышим свои глотки, сопровождающиеся звуками "глт-грт-крд-клт-глд".

 Эти звукокомплексы стали причиной и основой слов в языках:
 русский: глотать, глотка, гладь;
латинский: glottio - глотка, gladio (гладкий меч);
нахский: къурд – глоток;
армянский: культал - глоток
   
   От слова "гладь" разовьётся семантическая линия.  По образу отражения в водной глади в русском языке появится глагол "глядеть", в латинском языке слово gladio - вид короткого меча, а от слова gladio произойдет слово gladiator (окончание tor означает: "точно", "похожее", "одинаково"). После выпадения звука "г" из звукокомплекса "глд", образуется слово "лады" (ладони). Затем, по образу ладоней человек изготовит себе ладью. Так появится в русском языке слово "лодка".
   
Р.S. Кстати, английское слово ladu (леди) произошло от слова "Лада" (героиня древенерусского фольклора).

 Продолжение следует…

   Алдар Зерг 01.08.2011