из дневника монаха

Марина Вертелецкая
    По-разному к нам "приходят" книги. Бывает, спешат на помощь, как лучший друг, почувствовавший  зов твоей  души.
 Приходят, принеся с собой в утешение и подкрепление сил, ответы на мучающие душу вопросы.
 .
 Благодарю Тебя, Господи!

 ***
 «Без попущения искушений невозможно нам познание истины»
 (преп. Исаак Сирин)

 ***
 «Прежде всего: сознание своей немощи, терпение, самоукорение. Это путь к смиренню»
 (преп. Амвросий)

 ***
 Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».


 Видержки из книги
 Павлова Нина Александровна
 «Пасха Красная»



 ( дневниковые записи   оптинского паломника Игоря Рослякова(иеромонаха Василия) Оптинского новомученика)
 Период !988- 93гг.


 12 марта 1988 г.
 « Утро. Мать нашла мой крещальный крестик. Мне 27 лет. Я надел этот крестик впервые после крещения, бывшего 27 лет назад. Явный знак Божий.

  Во-первых, указующий (может быть, приблизительно) день моего крещения (мать не помнит) - это радостно.

  Во-вторых, напоминающий слова Христовы: “...возьми свой крест и следуй за мной” - это пока тягостно.»
 **
 21 марта 1988 г.

  “Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющей на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования”. (Иеремия 15, 17-19)

  Не сидел я в кругу захмелевших друзей,
  Не читал им Рубцова и Блока.
 Опечалился я, и с печалью своей
 Я сидел у икон одиноко.

  22 марта 1988 г.

 « Выставка работ К. Васильева. Небольшой зал в здании Речного вокзала. Вся выставка работ 30. Интересно, талантливо, красиво, т.е. душевно, а хочется духа! Людям нравится, говорят - возвращение к истокам(!) Каким? Истоки Руси в христианстве, а не в дремучем лесу. Васильев, видно, увлекался Вагнером (хоронили под его музыку), есть несколько работ о Нибелунгах. Поэтому и в картинах о Руси тот же языческий привкус (глаза). Соколиный взгляд, волчьи глаза. А хочется побольше доброты, любви, милосердия. Но тут уже Христос: “милости хочу, а не жертвы”.

  Я сжег “Иудейские древности”. Они были написаны в марте 86 г., т.е. ровно 2 года назад.»

 9 мая 1989 г.

  «Почему Евангелие трудно читать?

  Господь отвечает не на вопрошение уст, а на сокрытые помыслы сердца. В них вся суть, они -причина, а вопрос - следствие. То есть, устроение сердца важнее произносимых слов, важнее логической стройности речи.»

  13 мая 1989 г.
 «Свт. Игнатия Брянчанинова. Молиться святителю о даровании слез и покаяния.»

 «Будущее - в руках Божиих. Прошедшее - в книгах жизни, настоящее в наших руках, т.е. творить жизнь возможно только стоя во Христе. Чем глубже познание нами Христа, тем величественней наша духовная свобода, а потому и ведение судеб Божиих, т.е. судеб мира. Пределы духовной свободы - это пределы вселенной.»

  «Задача темных сил - формировать природу людских отношений, соц. институтов лишь для запугивания, порабощения нашего духа, дабы он не вырос в меру полной свободы, в полную меру возраста Христа. Если такое случается, бессильны становятся легионы тьмы против одного воина Христова.»

 «Темные силы злятся на нас, потому что мы, приближаясь к Богу, осуждаем их. (Так человек, делающий добро бескорыстно, вызывает гнев и презрение у подлецов). Мы, немощные, скотские, и то выбираем Бога и стремимся к Нему, а они, бесплотные, зрящие величие Божие, уклонились от Него. Наше стремление к Богу для них осуждение, намек на Страшный Суд.»

 «Единая денежная единица во всем мире и единая (внешне) религия - дела Антихриста.»

 «Все вокруг нас, буквально все без исключения, вся сотворенная жизнь устроена так, чтобы привести нас к познанию Бога. Куда бы человек пристально ни взглянул, он изумится, чем бы он увлеченно ни занимался, он поразится глубиной ремесла. А изумление - начало философии, как говорили древние. Тут начинается искание, путь, который необходимо пройти, чтобы обрести истину. А обретая истину, мы обретаем жизнь. “Я есмь путь, истина и жизнь”.

 «Как немощно сердце без благодати Божией! Есть сила физическая, которую мы ощущаем в членах наших. И если она истощается, то мы изнемогаем от усталости. Но есть сила духовная, сила благодати, которая укрепляет сердце наше и без нее мы немоществуем, т.е. бываем склонны ко всякому греху. Особенно к осуждению, раздражению, гневу, чревоугодию, недовольству всеми и всем, склонны к ропоту и отчаянию, к тщеславию.»

 «Всякое знание имеет сладость и этим привлекает, потому что дает право власти над чем-то, а значит и гордости.

  Христианское познание преподает скорбь. “Во многой мудрости много печали”. Но печаль есть двух родов, говорит апостол Павел. Печаль о мире - производит скорбь, а печаль о Боге - дар покаяния.»


 «Молитва - это стена, ограждение сердца. Его покой и мир.

  Молитва и сердце должны быть едины, слитны, между ними не должно быть пустоты. Если так, то все крепко, твердо, спокойно, мирно. Сердце как бы за крепостною стеною и отражает все нападки врага.

  Если же образуется брешь в стене, то к сердцу подступают враги. Тогда - боль, тягота сердечная. Надо вытерпеть и Господа попросить о помощи, - своими силами ничего не сделаешь.

  В общем, суть вся в том, где молитва - в сердце или вне его.»

 «Смирение - это чувствовать себя хуже всех Не думать, не понимать, а чувствовать всем сердцем. Это и есть видеть себя смиренным.»

 

 «Грех - это разлучение с Богом. Исполнение своей воли, отлучение своей воли от воли Божией. Непослушание. И как при расставании с любимым человеком горько на душе, так и при разлучении с Богом через исполнение своей воли душа начинает страдать и плакать. Здесь опыт.»


 «Свобода от греха заменяется политическими свободами, познание истины - удовлетворяющим сознанием своей правоты, пустой начитанностью, осведомленностью, эрудированностью, т. е. ветхой буквой; еще хуже если жажда познания истины обращается в жажду познания греха; стремление души к совершенству заменяется стремлением к удовлетворению страстей. Отсюда становится главным совершенство, т. е., красота одежды, обилие пищи и пития, богатство, карьера. Все это содержит своим корнем неистребимое желание самосовершенствования. Но, искажаясь, обретает оно эти уродливые формы.»


 «Действия лукаваго направлены на разрушение Божественного строя, порядка жизни, то есть на разрушение красоты и премудрости. Потому что Божественный строй (иерархия во всем, послушание по любви) это и есть премудрость и красота, совершенство, полнота.

  1. Первое средство разрушения - окрадывание духа, внутреннего, оставляя мертвенность внешнего.

  2. Второе средство - разгорячение духа по страстям, рождающее беспокойство, неустройство, желание изменить внешнее, стремление к мнимому лучшему.»

 «Главное - наполнить слова значением, содержанием, то есть чувством - духом.

  Наше дело - внимание посильное, понуждение на молитвенный труд, частота молитвы, прошения. Божие дело - посылать чувство, дух, то есть наполнять слова, души, сердца. “Иже везде сый и вся исполняли”.»



 Однажды на беседе в тюрьме г. Сухиничи заключенные задали о. Василию вопрос: “Кто хуже - “коммуняки” или “демоняки”, и когда этого идола Ленина из мавзолея уберут?”. Отец Василий ответил: “Главное - сокрушить идолов в себе, а внешние сами падут”.

 **
 “Решето”

  - Батюшка, я курю и буду курить.

  - Ну что мне тебя за это сигаретой убить? Но ведь скорби от курения будут, и курякам стяжать благодать Божию - все равно что решетом воду таскать.

 **
 На беседе в воскресной школе г. Сосенского о. Василий сказал: “Мы надеемся на земное и не хотим уповать на Господа, пока нам хорошо. А завтра остановится завод, перестанут платить зарплату, а в квартирах отключат отопление. На что тогда уповать?”. После смерти о. Василия завод, кормивший город, почти остановился, зарплату перестали выдавать, а из-за нехватки топлива в квартирах был такой холод, что люди, как в гражданскую войну, стали мастерить “буржуйки”. Вот тогда и заговорили в городе: “Отец Василий нам все наперед предсказал”. В это безденежное время в Сосенском открыли храм, освятив его в честь преподобного Серафима Саровского. И сплотились православные, утверждая, что лишь упование на Бога не посрамляет.»

 **
 “До смерти”


  Отец Василий, да что ж у меня все скорби и скорби? И долго ли их терпеть? – спросила о. Василия  монахиня Никона.
  - До смерти.

 **“
 «Если б вы знали, как нас любит Господь!»


 Уезжая из Оптиной пустыни москвичка Мария Руденко пожаловалась о. Василию:

  - Какая в Оптиной благодать! А надо ехать домой, тратить жизнь, по сути, на мелочи.

  - Наше дело заниматься прахом, - ответил о. Василий. И вдруг сказал, просияв, - если б вы знали, как нас любит Господь!

 **
 ПОСЛЕДНИЕ СТРАНИЦЫ ДНЕВНИКА ИЕРОМОНАХА ВАСИЛИЯ

  «Сердце обнищавшее, лишенное благодати, а значит, и силы, подвластно телу и исполняет его хотения и желания.

  Укрепить свое сердце, наполнив его благодатью, и одолеть, подчинить тело сердечным стремлениям и намерениям - вот задача. Поставить сердце во главу, сделать его владыкою всего существа и отдать его в подчинение Христу за ту милость и благодать, которою Господь и укрепил и обновил это сердце.»

 «Как немощно сердце без благодати Божией! Есть сила физическая, которую мы ощущаем в членах наших. И если она истощается, то мы изнемогаем от усталости. Но есть сила духовная, сила благодати, которая укрепляет сердце наше и без нее мы немоществуем, т.е. бываем склонны ко всякому греху. Особенно к осуждению, раздражению, гневу, чревоугодию, недовольству всеми и всем, склонны к ропоту и отчаянию, к тщеславию.

  Поэтому святой Апостол говорит: укрепляйте сердца ваши бдагодатию. Благодать же подается Господом за исполнение Его святых заповедей.»

 «Благодать невидима, недомыслима, непостижима. Узнаем о ней только по действию, которое она производит в уме и в душе, по плодам ее. “Плод же Духа, - говорит Апостол, - есть любовь, мир, долготерпение, кротость, вера...”

  Все это не наше - но дело благодати. Если будем видеть постоянно, что это не наше, то удер жим благодать. Но если что-то присвоим себе, то все потеряем.»

 «Сердце своими очами видит чувства. Оно их различает, как наше зрение различает цвета: вот - кротость, вот - милосердие, вот - гнев, вот - тоска и т.д. Отверзаются очи сердечные только благодатью Божией. Это чудо. Чудо исцеления слепого.»

 «На реках вавилонских тамо седохом и плакохом... Истекают из сердца моего реки вавилонские, реки осуждения моих братьев, тщеславия, реки малодушия, боязни и страха перед всяким послушанием, реки самоугождения и саможаления, реки славолюбия и гнева, уныния, лености, печали, реки всякой скверны, хулы, неверия, лукавства, нечистоты.

  Сижу у сердца моего и плачу о неистощимости этих рек. Подземные бездны питают реки, и реки страстей моих питает бездна греховная сердца моего. Господи! Это бездна. Бездна адова. Там не на что опереться, не на чем успокоиться. Все крик, все мерзость, все пустота.

  Боже, во имя Твое спаси мя и подаждь ми руку, яко Петрови.»

 «Видишь ли ты, что ежедневно прилагаешь грехи ко грехам? Что каждый день возвращаешься в кал тинный своих страстей и пороков?

  Видишь ли, что всякое дело, сделанное тобою, обличает тебя, твое невежество, нечистоту ума и сердца, твое несовершенство? Все твое - и дела, и мысли, и чувства - ущербно, все с изъяном, с примесью порока, нечистоты, все скудно, сиротно.

  Видишь ли ты, как страсти окружили тебя и играют тобою, передавая тебя из рук в руки? Как они и оставляя тебя на время в покое, смеются над тобою и стоя невдалеке наблюдают, как ты, немощный, сам из себя рождаешь тщеславие, забвение, беспечность. Смеются, потому что от одного их прикосновения весь мир твой и покой твой разрушатся и исчезнут; смеются, потому что ты - их достояние, их раб, к тому же раб, считающий себя свободным. Это лицезрение раба, возомнившего о себе как о господине, доставляет им особенное удовольствие.

  Видишь ли ты грехоточащее сердце твое? Как оно клевещет день и ночь на братьев твоих, на всех людей, на весь мир?

  Исцели, Господи. Затвори ток нечистоты, греха и порока. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.


 •
 «Монашеский дневник о. Василия оборвался на записи: “Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый - это крылья души.»





 Благодарю всех зашедших на страничку.