День памяти

Алексей Досков
Моему доброму другу Саше на память







   Я взял свежую, еще теплую буханку ржано-пшеничного хлеба и, отломив кусочек, вдохнул сладковатый аромат свежего хлеба. Корка была твердой, хрустящей, блестящей словно только что из печки, а мякоть нежной и аппетитной. Нарезав несколько кусков, я положил на них балтийскую кильку и посыпал рубленым зеленым лучком. Рядом, в большой миске дымилась только что сваренная картошка.

   Готовить я очень люблю. Особенно для тех, кто близок моему сердцу. Крупно нарубив мясистый розовый помидор, я облил его постным маслом, посыпал крупной желтоватой солью и, перемешав все деревянной лопаткой, добавил паприку и черный перец.

   Солнце было почти в зените. Духота пробивалась сквозь закрытые ставни, внося в мысли желание встать под душ, но это было бы некстати. Совсем скоро должен придти друг, а значит к его приходу нужно все успеть доделать. Заварив крепкий черный чай, я бросил в заварочный чайник немного мяты и душицы, а на блюдце рядом положил печенье и сочники. А в небольшой мисочке томился ленивый гречишный мед, возле которого была насыпана горка ароматной корицы.

    Друга еще не было, а это означает, что можно сделать еще что-то нужное. Вынув из холодильника успевший остыть томатный сок и наполнил им высокие бокалы. Курочка в духовке запеклась в фольге, и уже ее румяные бока проглядывали сквозь лопнувшую обертку. И как раз в этот момент пришел Саша.

   - Ну, здравствуй, дружище! - произнес он свою коронную фразу, переступая через порог. - Я пришел не с пустыми руками. Вот... - Саша достал из пакета бутылку водки. - Без этого я думаю не было бы той остроты мира и полета души. Сок томатный это гуд, но сегодня этого мало...

   "Как не хватает сегодня
Героев.
Родина этой потери
Не скроет.
Смелость закрыта
На крепкий замок:
Кто-то другому
В беде не помог.
Кто-то любимое дело
Забросил -
Дескать, повсюду
Врывается осень.
Радужных слов
Никогда не жалей -
Люди, наверно, не станут
Смелей..."

   Саша прочел свое стихотворение и молча встал (я последовал его примеру).

   - Леш, я ведь не просто так принес водку. Ты сам знаешь, что я не очень хорошо отношусь к этому делу, но... ушли к Богу два добрейших человека: Нина Ивановна и Василий Песков. Нужно помянуть их, чтобы хорошо было им там..

   Я был полностью согласен с ним. С Ниной Ивановной мы любили общаться, когда она работала в нашем лицее медсестрой. Она называла меня "Алешенькой" и "ангелом", и всегда перед всеми сотрудниками. Она хвасталась сыном и внуками и ежедневно меня угощала шоколадными конфетами, потому что искренне любила меня и уважала. В ее хрупком старом теле жила молодая душа, которая светилась во взгляде во время работы с детьми. Работала у нас и, наверно, была самой доброй и внимательной медсестрой за последние годы. А очерки Василия Пескова всегда было приятно читать. От них веяло тонким умом и такой добротой, что нельзя было его читать без улыбки и тепла в сердце.

   - Как-то быстро ушла Нина Ивановна, - сказал я, встав напротив друга. - Погасла среди нас еще одна светлая душа. Я помню ее улыбку, глаза, голос, объятия и слова, сказанные ею в свой адрес. Помню как встретил ее в первый день работы. Над ней смеялись, что она старая и маленького роста. И не было ключа от ее кабинета. Я помог ей, открыв дверь ножницами, оттянув засов. Помню, что она всегда считала меня ангелом и всем об этом говорила, вызывая у многих смех и неприязнь. Над ней многие смеялись и издевались, доводя до слез. Она плакала и жаловалась мне. 80 лет человеку и такое отношение! Потом ее заменили другой, но каждый раз при встрече она радовалась мне, обнимая.
   - За нее, Леш. - Саша не улыбался. - Пусть земля будет ей пухом. Царства ей Небесного и вечная память...

   Мы выпили, и водка огненной слезой стекла из сердца, словно выплеснулась из души, разрушив границы.

   - Пусть любовь к Пескову не сотрется из памяти человеческой, - сказал мой друг. - Ушёл из жизни последний представитель настоящего журналистского сообщества, чьи статьи всегда были исключительно интересны любой аудитории - от самых маленьких читателей до тех, кто успел повзрослеть и вынянчить собственных детей и внуков.
Песков был единственным известным представителем СМИ, ни одна публикация которого не касалась ни криминала, ни пошлости светской тусовки. Его несравненная рубрика "Окно в природу" вызывала исключительно восхищение и уважение...
Так неожиданна эта потеря, до того не верится в её реальность, что просто не находится слов. Да,Василию Михайловичу 14 марта исполнилось 83 года, возраст более чем почтенный - но этот красивый мужественный человек до такой степени был полон жизненных сил и энергии, что, смотря на него, язык не поворачивался говорить о старости...

   ... Мы пили, ели и разговаривали, не замечая насколько быстро стираются границы между настоящим и прошлым. У каждого за душой были свои тайны, воспоминания и боль, которой хотелось поделиться. После поминовения ушедших добрых людей, мы добрались до своих мыслей, желаний и задумок.

"И снова летний дождь
Пойдёт,
На наши планы
Невзирая.
Так хочется
Частицы рая,
Но на земле
Никто не ждёт
Такой же
Райской чистоты,
Какую помним
Я и ты... "
 
   - Леш, - Саша прочел свое стихотворение и, помолчав, произнес. - Вот, например, я. Нормальный мужик. Зарабатываю деньги, воспитываю сына, обожаю его, все для не.... А она.... Чего ей еще надо? Почему она не понимает моего внутреннего мира? Мне не хватает воздуха с ней! Я задыхаюсь! И дышу только через стихи. Говорю с людьми через строки и рифму. Но ей этого не надо. Тогда чего тебе надо? НИ-ЧЕ-ГО!!!

   Мне было жаль Сашку. Хороший человек сидел рядом со мной, а я только слушал его, глядя в глаза порядочного человека с чувством боли. Хотелось облегчить его мучения, спасти и ... согреть улыбкой и надеждой. Он рубил воздух ладонью и с жаром говорил о жизни, женщинах и Родине, которой нет ни до кого никакого дела.

   - Леша, вот ты. Прекрасный друг, добрый человек. Талантлив. Просто у тебя нет образования и денег. И девушки нет любимой. Потому что ИМ не нужна романтика, не нужна порядочность и доброта. Только престиж подавай, бабло и кубики на животе!

   Я видел, что Сашка готов забористо заматериться, и сразу перевел разговор в другое русло.

   - Скоро осень, Саш. Представляешь, недавно был на Соколовой горе, так там уже есть желтые листья. Улыбка осени - сразу подумал я. Так жду твоих стихов про осень!

   "Скоро, скоро
Настанет осень,
Пожелтеет опять
Листва.
Мы с тобой ни о чём
Не просим,
Просто знаем - любовь
Жива.
Незаметно взрослеют
Дети...
Легче стало душе
Понять -
Что отдать можно
Всё на свете,
Лишь бы снова тебя
Обнять..."

   Друг прочел на память свое стихотворение и, поднявшись с дивана, вышел на лоджию. Я не оставлял его, а потому встал рядом.

   - Знаешь, Леш, давай постараемся украсить мир вокруг себя самыми добрыми красками и романтикой, чтобы после нас хоть какая-то память осталась. Вот Нину Ивановну...
   - ... и поклянемся жить в мире со своей душой и совестью, чтобы на протяжении всего нашего жизненного Пути мы могли помогать, согревать, спасать и дарить от всего сердца, - закончил я.

   ... Это был день памяти Добра, которое ушло к Богу с двумя добрыми душами...

"Час за часом
Тает, тает...
Всё чего-то
Не хватает:
То ли праздничной
Одежды,
То ли призрачной
Надежды,
Что любовь вот-вот
Случится...
Тёплый дождь в окно
Стучится,
Миг за мигом
Тает, тает...
Всё чего-то
Не хватает..."



   
   

* В рассказе использованы стихи моего друга и прекрасного Поэта Александра Зрячкина.

http://www.stihi.ru/avtor/alnikol