Эрозия совести

Сафа Якубов
Солнечный лучик коснулся постели, оборвав внутренний сон. Пора вставать!
Я быстро оделся, совершил утренний туалет и тихо, стараясь не будить крепко спавших домочадцев, вышел на улицу.
    Большой город медленно просыпался, сбрасывая с себя темное покрывало ночи; на перекрестках мигали спешащим на работу людям светофоры, мимо проносились машины, обдавая прохожих жаром моторов и гарью выхлопных газов. Всё как обычно, всё как всегда!
Вот уже три года, как утренняя прогулка стала неотъемлемой частью моего распорядка дня, после перенесённой тяжёлой болезни. Неспешная прогулка по городским улицам возвращала силы, дарила оптимизм и повышала тонус организма; в утренней прохладе хорошо дышится и рождаются светлые мысли.
Немного погуляв по парку и, застигнутый неожиданно начавшимся сильным дождём, я завернул в  ближайшее кафе под названием «Тройка», чтобы выпить чашечку кофе и перекусить.
Зайдя внутрь, оказался в уютном маленьком зале, расписанном под русскую старину. Играла довольно приятная, незатейливая музыка, не раздражающая и не режущая слух.
Посетителей в этот утренний час было мало, что меня вполне устраивало; выбрав столик в самом углу зала возле окна, удобно расположился на мягком диванчике.
Холодное прикосновение майского дождя давало о себе знать: одежда промокла до нитки и плотно прилипла к телу. Капли воды медленно стекали с волос за шиворот, делая моё состояние ещё более дискомфортным.
Официантка быстро принесла заказанные блюда и я, бросив на девушку благодарный взгляд, взял в руки чашку и, закрыв глаза, отхлебнул горячего ароматного кофе, с наслаждением ощущая его согревающее действие. На душе как-то сразу стало сладостно и приятно!
За завтраком, не спеша, разглядывал присутствующих в зале. Справа от меня беседовала молодая парочка, чуть поодаль – расположилась весёлая компания тинейджеров; в их молодых голосах и взрывах приглушенного хохота звучала неистребимая радость юности. Судя по количеству опорожненных бутылок пива, было ясно, что катализатором их приподнятого настроения является солидная доза алкоголя.
Недалеко от входа сидела бабушка со своей внучкой; бедная женщина тщетно пыталась накормить непослушное дитя кашей, но та, зажмурив глаза мотала головой, не поддаваясь ни на какие уговоры старушки.
Бармен, молодой красивый парень, с чёрной шевелюрой на голове, одетый с иголочки, включил висячий на стене телевизор. По каналу РЕН-ТВ шла передача «Место учителя в российском обществе». Собравшиеся в студии люди – политики, педагоги, ученые, родители и дети, говорили о проблемах школы на современном этапе. Чиновник из Минобрнауки горячо и долго рассказывал о том, как государство поддерживает систему образования, какую неустанную заботу оно проявляет о педагогах. Выступающий следом член Общественной палаты доказывал, что авторитет учителя в стране растёт из года в год, родительница из Нижнего Новгорода восхищенно рассказывала о том, какие гармоничные отношения между учениками и их наставниками сложились в школе, где учится её дочь. Но ведущий передачу, известный российский тележурналист, просил присутствующих больше акцентировать внимание на тех недостатках, которые являются серьёзным препоном в учебно-воспитательном процессе: почему, например, массово закрываются малокомплектные сельские школы, или – что делать с участившимися конфликтными ситуациями в учебных заведениях.
В знак доказательства своих слов, журналист попросил показать кадры откровенного издевательства детей и родителей над учителями. Вот камера видеонаблюдения одной из школ Северной Пальмиры фиксирует короткую перепалку в коридоре молоденькой учительницы с двухметровым амбалом-родителем, ещё мгновение – и женщина в глубоком нокауте. Пнув несколько раз ногой неподвижно лежащее тело, громила победно вскинув руки вверх, спокойно покидает школу.
Следующий сюжет был не менее шокирующим. Ученик девятого класса из небольшого уральского городка, убил своего учителя математики лишь за то, что был не согласен с выставленной ему «двойкой» за четверть. Поражало то, как этот малолетний преступник цинично рассказывал про подробности убийства педагога. На его спокойном лице, я не заметил ни тени смятения, раскаяния или сожаления в случившемся.  Невольно подумалось: «С виду такой симпатичный парень: высокий ростом, широкий в плечах. Ровный овал лица, доверчивый взгляд больших светло-карих глаз с пушистыми ресницами… Ангел во плоти! Но, увы, уже убийца».
Фрагменты, снятого на мобильный телефон видео, вызвали заметное оживление за столиком, где сидели молодые люди:на уроке физкультуры, несколько мерзавцев, свалив на пол семидесятилетнюю учительницу, стали играть ею в футбол. Любая её попытка встать на ноги, заканчивалась одним: очередной борцовский приём отправлял жертву в партер. На долю минуты камера показала крупным планом  растерянный взгляд женщины, заплаканные глаза, разметавшиеся, седые, как лунь, волосы…
   В это время в кафе зашла роскошная девушка модельной внешности и, подойдя к столику молодых людей, обращаясь к одному из сидящих, с надрывом в голосе, заявила: «Не, нормально, Леха! Ты тут с пацанами бухаешь, а я должна мокнуть под дождём? У тебя совсем что-ли башню снесло?»
-Да глохни ты! - ответил ей раздраженно маленький рыжеволосый паренек. – Тут клевое кино показывают,ни на одном диске такое  не увидишь, зуб даю!  Педабобов  крушат везде начисто». И уже примирительно: «Вон лучше пивка попей, согреешься».
-Я бы тоже мочила этих уродов! – воинственно заявила молодая дама, открывая банку с пивом. – Выкинули из школы со справкой. А я хотела выучиться на врача.
-Зачем тебе учиться? Ты и так у нас всё знаешь – сказал рыжеволосый – Скажи, ребята? И компания дружно заржала.
Увиденное и услышанное больно тронуло за душу, оставаться в кафе больше не хотелось: тянуло куда-то в более светлое место… Расплатившись с официанткой, я вышел на улицу. Вслед за мной, взяв на руки внучку и истово крестясь, потянулась и старушка.
Дождь уже кончился, выглянуло солнце, и в воздухе стало заметно теплее. На тротуарах ещё кое-где блестели лужицы, деревья, качаясь от дуновения легкого ветра, активно стряхивали с листьев остатки влаги.
Найдя сухое место, я сел на скамейку и закурил. Сильно болела голова. Вероятно, поднялось давление. Горькая обида за учителей, любимую работу, которой я отдал 40 лет своей жизни, не давали покоя.
Да, разумеется, педагог должен научиться оставаться выше любого конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций. Кто-то из великих, очень здорово сказал: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Имеется в виду, что умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Но это в теории. К сожалению, на практике дела обстоят иначе. Современная тяжёлая социально-экономическая ситуация в стране, бедственное положение школы, педагогов, недостаточная подготовка учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками, приводят к деструктивным последствиям.
Отрицательные эмоции обладают способностью западать в душу так глубоко, что потом ещё очень долго не можешь прийти в себя, мучаясь от бессонницы, не в состоянии избавиться от леденящего ужаса и почти осязаемой душевной и физической боли.
Прежние идеи оплеваны и растоптаны, сегодня важнее денег ничего нет!  Государство не имеет четкой идеологии; учитель растерян. Видна прогрессирующая бездуховность общества. Иначе, чем можно объяснить эти негативные явления: в школе бьют учителей, сверстники зверски избивают своих школьных товарищей и свои издевательства снимают на видео; пьяные родители оставляют своих детей на тридцатиградусном морозе, и дети погибают или становятся инвалидами, дети бросают своих престарелых родителей, отбирают у них деньги, жильё и которые, в конце концов, умирают как бездомные собаки.
Но ведь молодёжь – наш завтрашний день!
Это будущее нашей Родины!
    Спустя десять дней после перенесенного гипертонического криза, я вновь утром вышел на утреннюю прогулку. После прошедшего обильного дождя с грозой, благодаря концентрации озона, дышалось легко и свободно; воздух существенно очистился от грязи и вредных примесей. Я не спеша шагал по улице, улыбался восходящему солнцу, и думал, что так же, со временем, очистятся наши души, и мы, в своей стране, будем радоваться прелестям жизни.