Ч. 4 Карибский кризис. Вынужден всплыть

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/08/14/1847

Однажды перед офицерским составом военных представительств выступал лектор обкома партии с докладом о Карибском кризисе. Мы все были в гражданском. Когда лектор дошёл до места, на котором я прервал свой рассказ, он сделал многозначительную паузу и с пафосом произнёс: «И тогда перед американскими кораблями, которые преградили путь нашим торговым судам, всплыли советские подводные лодки! После этого американцы дали задний ход и запросили переговоров».
Наверно он до этого читал такую лекцию каким-нибудь ткачихам, и ждал аплодисментов. А мы смотрели на него и думали: «Дядя, ты хоть немного понимаешь, какую ахинею несёшь?».

Подводные лодки, на каждой из которых, наряду с обычными, имелась торпеда с ядерным зарядом, вышли из Сайды губы 1 октября 1962 года. Командиры лодок перед выходом получили пакеты, которые можно было вскрыть по сигналу из Главного штаба ВМФ. Пакет с маршрутом следования разрешалось вскрыть только после выхода из Кольского залива. Удалось ли утаить выход лодок от американской разведки, неизвестно.

 Когда вскрыли пакет с маршрутом, выяснилось, что нужно следовать на Кубу. На маршруте имелись контрольные точки, куда требовалось прибыть в указанное  время. Когда офицеры вычислили скорость перехода, оказалось, что нужно было идти со скоростью 12 узлов. В то время это была очень большая скорость, с которой можно было следовать только в надводном положении и с тремя работающими дизельными двигательными установками. А предстояло, соблюдая скрытность, преодолеть  барьер противолодочной обороны  между мысом Нордкап и островом Медвежий, между Исландией и Фарерскими островами, между Азорскими островами и Ньюфаундлендом.

Помогла  отвратительная штормовая погода  с низкой облачностью.  Очевидно противник, если его разведка сообщила о выходе лодок,  был уверен, что скорость перехода составит пять узлов, поэтому противолодочные силы развернули, когда наши лодки уже прошли эти барьеры. На каждой советской подводной лодке находилась группа из пяти человек, специалистов по перехвату  переговоров в эфире американцев и англичан. Их сведения так же помогали командирам подводных лодок.

 Штормовая погода дала возможность обеспечить скрытность, совершить переход в надводном положении, но она измучила, измотала людей. Если бы техника могла жаловаться, то все приборы и механизмы тоже сообщили бы, что они, как и подводники, после такой качки находятся на пределе своих технических возможностей. Но это было только начало мучений наших моряков.

А между тем американцы  в районе Багамских островов развернули три авианосные поисково-ударные группы с авианосцами «Эссекс», «Уосп» и «Рэндольф». Всего в охоте за четырьмя советскими подводными лодками приняли участие порядка двухсот кораблей, и такое же число самолётов морской авиации.

По мере приближения к Кубе повышалась температура воды в океане. У поверхности она прогревалась до 28 градусов. Аккумуляторные батареи при зарядке быстро нагревались до 65 градусов, приходилось останавливать зарядку батарей, пока температура вновь не достигала безопасных значений. Но это техника, а как же люди?

Температура в некоторых отсеках доходила до 65 градусов, моряки падали без сознания, их приводили в чувство те, кто мог ещё держаться, но общее физическое состояние подводников было таким, что они допускали ошибки при работе с механизмами.  Приходилось часто подвсплывать, используя устройство РДП (работу двигателя под водой), а соответственно, подвергать себя опасности обнаружения. Кстати, это плавание выявило массу конструктивных недостатков данного проекта подводных лодок. Прежде всего, они касались вопросов обитаемости.

26 октября командир одной из подводных лодок дал радиограмму в Центральный командный пункт ВМФ. Он доложил, что вынужден всплыть. После преследования американскими противолодочными кораблями аккумуляторы на подводной лодке полностью разрядились, запасы пресной воды кончились, и отказали два из трёх дизелей. Всплывшую подводную лодку окружили четыре американских корабля. На помощь отправили советское спасательное судно. Но оно шло пять суток, и всё это время измученный жаждой и жарой экипаж шёл на лодке в сопровождении «почётного» эскорта из американских судов.

Американцы знали технические характеристики наших подводных лодок, понимали, что она должна зарядить аккумуляторы, идя в надводном положении под дизелями, и поэтому умышленно продолжали изматывать экипаж. Эсминец «Бэрри» с большой скоростью приближался к лодке, делая вид, что идёт на таран, а когда оставалось метров семьдесят, круто поворачивал, и шёл параллельным курсом. Так продолжалось, пока командир лодки не потребовал по семафору прекратить провокации.

В таком же положении оказались ещё две наши подводные лодки. У них произошли аварии, и они обе были вынуждены всплыть у границы «карантина». Над всплывшей подводной лодкой «Б-59» летали самолёты и вертолёты с авианосца «Рэндольф». При этом они вели огонь из авиационных пушек по воде вблизи советской подлодки. Наши моряки подверглись сильнейшему психологическому давлению со стороны американцев.

Окончание http://www.proza.ru/2013/08/14/1909