Эксгумация. драма

Надежда Савчук
(Пьеса в   трёх    действиях ) .
Действующие лица :
Нина Ивановна Мохова  -  мать Алексея, пожилая женщина до 60-ти  лет, в прошлом красивая;
Подполковник в отставке  Мохов Виктор Викторович – отец Алексея, офицер – отставник в возрасте до 70 лет, лицо суровое, бескомпромиссный  и жёсткий;
Вячеслав Арча – молодой прокурор;
Олег Мохов -  средний сын  Моховых, мужчина в возрасте  до 30 -ти лет;
Миша Мохов- младший сын Моховых , молодой человек в возрасте до 20-ти лет ;
Баба Надя ,Надежда Осиповна – соседка , пожилая женщина ;
В эпизодах :
Молоденькая  стройная девушка – Нина Ивановна в молодости ;
Юная современная девушка – подруга Миши Мохова ;
Эксперт-криминалист ;
Военнослужащие: молодой лейтенант , молодые  солдаты  - 4 человека ,
 Доктор  скорой помощи и медсестра .

                ДЕЙСТВИЕ   ПЕРВОЕ    :
                ( Обычная обстановка кабинета генерального прокурора города . За столом сидит молодой человек в форме  прокурора  и быстро пишет что-то на листах бумаги .Звонит его сотовый , он  подхватывает  его и спехом говорит : «Выхожу , любимая !»
В кабинет тихо и несмело заходит женщина в чёрном платье и , остановившись  , выжидает , когда молодой человек оторвётся от своего занятия .
Вдруг он поднимает голову и пристально смотрит на вошедшую ,  не выпуская ручки из рук ).
Прокурор  Арча : В чём  дело ? Что происходит ? Кого Вы ищете ? Как Вы сюда попали ?!!
Нина Ивановна : Вас   ищу  …
Прокурор Арча : Меня ?!!!Вас вызывали ? Нет ?! Как Вы прошли ? Сегодня не приёмный день ! И вообще : наведите сначала справки у секретаря ! Впрочем …(Смотрит на часы )  - завтра … Сегодня уже секретаря нет и быть не может  !
(Женщина не уходит и стоит , низко опустив голову).
Молодой прокурор : Ну это невозможно ! Вы меня слышите ?!
Нина Ивановна : Да .
Молодой прокурор : В чём дело ? Хотя бы объясните … Что Вы хотите ?! Я Вас не знаю ! Кто ВЫ ?
Нина Ивановна : Я – мать … И прошу об эксгумации . Каждый день для меня … Понимаете , у меня нет времени . Diabetes mellitus (сахарный диабет)  - и я слепну  .  Понимаете , мой сын … ( Она умолкает , словно задумавшись ) . Господин прокурор Готин , который был до Вас много лет , говорил , что закон запрещает эксгумировать  погибших в Афганистане , но ведь законы постоянно меняются … Не сердитесь. Последний раз ,  несколько  лет назад , вот там  висел совсем другой портрет руководителя страны … Быть может сейчас …
Прокурор Арча : Я не знаю именно такого закона , который запрещает  вскрытие захоронений погибших в Афганистане , и думаю , что Вы что-то попутали . Прокурор Готин … , впрочем , он пошёл на повышение .
Нина Ивановна : Поэтому я и пришла  к Вам…
(Молодой человек  выразительно смотрит на часы и вздыхает .)
Прокурор Арча : Присаживайтесь , раз уж по-другому нельзя …
Нина Ивановна : Я , Мохова Нина Ивановна , мать военнослужащего  Мохова Алексея Викторовича,  погибшего  в Афганистане в 1988 году , прошу Вас разрешить …
Прокурор Арча : ( всё ещё не оправившись от удивления ) Но объясните , почему , столько лет спустя , Вы обращаетесь именно ко мне с такой просьбой .Чем это всё вызвано ?
Нина Ивановна : Понимаете , у Вас мало времени , и у меня его почти нет , да  и чтобы всё объяснить  будет очень долго … Скажу просто : не установив истину - где же мой сын ?- я не могу спокойно дожить . Это трудно   передать  и Вы слишком молоды … Я думала раньше , что если человеку  долго-долго не  позволять того , к чему он стремится ,  так он позабудет об этом , но    нет ! потом это зреет словно нарыв , скопление мёртвых лейкоцитов , и не даёт ему существовать … Отравляя всё …
Прокурор Арча : (Он очень озадачен и подавлен ) Но Вы  это… Не беспокойтесь о моём времени. Расскажите всё как есть, если можете .
Нина Ивановна : Имею ли я моральное  право ? Да и не могу , неспособна изъясняться кратко …(Она  волнуется и торопится : «С чего же начать ?»)
Прокурор Арча: Не спешите . (И вдруг негромко  произносит  :  «Моя покойная мама  в последний день своей жизни позвонила мне среди рабочего дня (она так никогда не поступала !) и сказала :
«Можешь ли ты меня выслушать ? Я хочу тебе кое-что сказать очень важное». Я пообещал  появиться у неё и не смог … в тот день , замотался … И забыл ! А утром вспомнил , но мама … уже … И никогда не узнаю, что она хотела мне  сказать !» Он обхватил голову  руками . «Я себе  этого не прощу! И мама мне не простит…» )
Нина Ивановна : (В растерянности) Мальчик мой ! Мама простит. Она всё знает и понимает. Это жизнь… Мы по молодости думаем , что рожаем сыновей для себя , но мы только приводим их  в эту жизнь , мы вынашиваем тела тех , кого Господь определил жить в нашем мире !И любим их … У  детей свой путь  и мы не в силах  удержать время …
Прокурор Арча : Прошу Вас , говорите , как можете , не торопитесь …
Нина Ивановна : Я вышла замуж в 17 , даже не успев окончить медицинское училище  , в 18 у меня родился сын –  Алёшенька  … Мой муж ( он старше меня на 12 лет ) всё-таки сдержал своё слово , данное моей маме ,  и потом я закончила  учёбу ,однако учиться дальше и стать врачом   так и не смогла .
(Нина Ивановна умолкает .Свет  меркнет , а в  центре сцены появляется молоденькая девушка  с длинной косой, (это место освещено ) она  где-то на переговорном пункте ,слышно голос оператора: «Днепропетровск – 14-я кабина !»; Нина подбегает   к телефону :  «Алло! Мама !Здравствуй ,мама ! Где же ты ходишь ? Второй раз попросила набрать номер !... Мама ! Я выхожу замуж !... Тебе надо сесть ? Ну сядь … Он?... Он  красивый , ему 29 , он – офицер , капитан !... Мама ! Перестань плакать!  Я знаю его три дня …  Он никогда не был женат … Он человек серьёзный . Очень меня любит !...  Его зовут Виктор . Капитан Мохов . Мы завтра расписываемся ! Мама ! Военных вообще могут расписывать в тот же день … Мама! Знаешь он стал на колени и говорит мне : «Нина !Я Вас люблю ! Будьте моей  женой!» А  я говорю : «Но я Вас мало знаю ,товарищ капитан !» А он мне так печально : «Вы не любите меня , а я хотел бы , чтобы Вы вышли замуж по любви !» Он  , стоя на коленях ,   опустил голову , а я ему говорю : «Ах встаньте , товарищ  капитан , ну хорошо , хорошо , я выйду замуж за Вас по любви , только встаньте !» Представляешь , мама ! Я тебе потом позвоню! …Ну что ты , мама! Конечно, я буду учиться до окончания . Виктор послезавтра уезжает в Северную Группу Войск , в Германию ! А потом сделает вызов мне !... Мама ! Ну что ты плачешь ! Я уже не ребёнок ! Давай , пока !Позвоню потом !» Девушка поспешно уходит .Опять зажигается свет .)
Нина Ивановна : Алёшенька родился  в Германии …
(Нина Ивановна умолкает. На сцене молодая женщина .Она та же девушка, волосы  собраны сзади . Нина  быстро  подбегает к телефону : «Здравствуй , мама !Ты получила телеграмму , которую тебе послал Виктор ?... Мама ! Слышно очень плохо ! Понимаешь, у меня мало времени ! Мне разрешили поговорить с тобой  в кабинете начальника штаба , по спец.связи .Времени мало. У нас всё хорошо !...  Наш сынок  сейчас спит ,  за ним присматривает солдатик .Вот  коляска стоит на плацу … Я их вижу !... Мама ! Как я объясню  тебе что такое ПЛАЦ ? …Тратишь время на глупости!... Плац  - это место, где учатся строевой подготовке ! Там маршируют офицеры и солдаты ! … Молоко ? Есть у меня молоко ! … Пеленать меня научила жена майора Синиченко . … Щи я тоже уже умею  готовить ! … Виктор очень любит меня и сына … Он так гордится нашим крохой!...Мама ! Наш мальчик такой славный ! Он самый хороший изо всех детей ! Такой маленький , но такой умный и сильный ! Мама ! Пальчики на ножках у него словно горошинки ! Виктор только заходит в комнату , малыш  сразу  головушку поворачивает и улыбается ! …Похож на кого? … На Виктора !  … Виктор такой смешной ! Целует его везде-везде ! Даже в попку!...  А вчера… Ой ! Мама ! Дежурный по части показывает , что пора заканчивать ? … О! Прости , мама… А как ты ? Как папа ? … Что ?! Конец связи ?» Девушка умолкает и быстро уходит.)
Нина Ивановна:( Сидит в кабинете генерального прокурора в том же положении ).Десять лет спустя у нас родился Олеженька , наш средний сын , мой самый  красивый мальчик…Олег  - художник … Но , так случилось… почему-то непонятый , непризнанный  со своими картинами в чёрно- фиолетовых  тонах … Последнее время пьёт постоянно , не работает , не пишет , не женится … Да и кому  нужен такой ? У меня нет мужества сказать ему : «Сынок ! Понимаешь ,  надо создавать такое , чтобы было понятным и нравилось  не только тебе . Иначе …» ( Нина Ивановна печально умолкает.)
Младший Миша… Что тут скажешь ? Слишком современный молодой человек … Он должен был появиться в этом мире моим внуком , наверное , ведь он  родился  восемнадцать  лет спустя после рождения Алёши .
Прокурор Арча: (Печально). Он родился заменить своего брата .
Нина Ивановна: Алёшу мне не заменил никто… Никогда ! Ни на один миг ! (Вдруг словно опомнившись ,)…  я  люблю всех своих детей , но Алёша … он был необыкновенным мальчиком…И к тому же , - больше всего мы жалеем и любим тех детей  , кто пострадал или обижен судьбой , неважно как…
О, простите ! Я отклонилась от темы … Простите великодушно ! …  …  (Торопится сказать .) В тот день ничего не предвещало  несчастья . Я была в декретном  отпуске , с Мишенькой …И вдруг позвонили в дверь .Как-то не так позвонили ! Не так как звонил Олеженька или Виктор , или соседка … О! (Она сильно волнуется.)  Я же не знала , что мой мальчик не просто ушёл  служить а армию , но попал в Афганистан … Они скрывали от меня это .Сын  писал , что вокруг – Средняя Азия , белая пыль , камни  и почти  ничего  не растёт… Даже не снилось ничего плохого. Алёша закончил школу с золотой медалью ,  он собирался поступать  в военную медицинскую академию , но в конце июня поломал ногу и не смог вовремя попасть на экзамены , в гражданский ВУЗ не захотел , а осенью объявил мне , что уходит в армию … Что Моховы никогда не уклонялись от военной службы и так далее… Это было воистину воспитание моего мужа !...Я просила Виктора отговорить сына , но и он как будто меня не слышал ! Одна мысль о том , что я , возможно год , а то и два не увижу моего сына  - леденила мне душу …
Вот открыла я дверь, а там – старший лейтенант и майор . Я даже обрадовалась : подумала , что пришли к мужу . Говорю им :  «Полковник Мохов на службе ! Что ему передать ?»  А они , вернее ,старший лейтенант начал читать мне о долге , храбрости … и моем сыне !... и я не могла понять , что они такое … хотят мне сказать … Потом , когда что-то в моей голове начало  приходить в порядок , какой-то проблеск  ,  потеряла сознание … Я -  медик ,фельдшер-лаборант …
Когда пришла в себя , -  цинковый ящик уже стоял на столе …Я поняла , что врач  скорой помощи ввёл мне сильнодействующее  успокоительное … Везде были   люди и вместе с тем какая-то ужасная пустота . Я с трудом вспомнила , что  произошло ,  и бросилась к цинковому ящику ,он был весь заваренный , запаянный , несоответствующий размерам моего сына , и  сразу подумалось:  что-то не так . Я молча осмотрела ящик ,  прикоснулась к нему : окошка в ящике не было  .  Обычно  тихая в жизни  , - я начала кричать , плакать и требовать , чтобы гроб  «немедленно открыли» …Но молоденький мальчик-лейтенант (он постоянно находился при цинковом ящике ) сказал :  «Нельзя ! Нина Ивановна ! Крепитесь ! Этого делать не следует !» Мой муж меня  предал , он твердил одно и то же :  «Нельзя!...Нельзя !!» Тогда я села , прислонившись головой к цинковому ящику, и слушала ,слушала…Маленький Миша звал меня , но я никого не видела , мне казалось , что там , в вязкой темноте цинкового ящика кто-то дышит … Однако , это не мой сын … Потом  опять кричала и они сделали мне укол… Через пару часов я снова пришла в себя  и пошла на хитрость . Мне казалось , весь мир против меня … Я пошла на кухню и приготовила  что-то покушать , спросила  где Мишенька  и Олежек , а когда они расселись , тихо взяла нож  и пошла туда , где стоял гроб . Безумная затея ! Я хотела открыть его сама … Отбирая  у меня нож, муж нечаянно  сильно поранил  мне  руку … Вот! ( Нина Ивановна  показывает левую руку прокурору , тот смотрит молча, потом встаёт из-за стола и подходит к ней ).
Прокурор Арча : Я хочу Вам помочь …Можно я закурю …(Вдруг звонит сотовый телефон .Молодой человек озабоченно его выключает ).Жена у меня в положении .Сейчас в декрете , скучает , наверное … Мне надо записать некоторые данные  о Вашем сыне .
Нина Ивановна : Я не сказала самое главное : через две недели после похорон  от моего сына  – от Алёшеньки  - пришло письмо  . Самое обычное , нормальное ЕГО письмо ! Потом ещё ему писал  друг из Челябинска. Он обращался к нему живому , просил ответить. Того ранили чуть раньше… В цинковом ящике не мой сын ! Понимаете ?! Мой муж упрекал меня , что я забыла о детях , что всю их жизнь я превратила в сплошные поминки их брата , но я ни на минуту не уверовала , что в том гробу мой сын ! Через два года после похорон я пообещала  не плакать более и взять себя в руки  .  Пятнадцать лет никто не видел моих слёз ! …….В Вашей работе всегда нужны факты! (Нина  Ивановна   достаёт из пакета пачку писем .) Вот ! Их сорок три .Все эти пятнадцать лет я действовала в одиночку , разыскивала всех , кто так или иначе видел моего сына  с  октября 1987 года по август 1988 . Многие откликнулись ! Но никто , ни разу не написал , что видел Алёшу мёртвым ! Я обращалась к прокурорам Боженко , Тофу , Готину …Они , постоянно ссылаясь на закон , отказывали мне . Об этом становилось известно моему мужу и  , после последнего скандала , восемь лет назад , я пообещала  отказаться от своей затеи …
Прокурор Арча :Хорошо… Я постараюсь помочь . Вы подумайте ещё день-два. Экспертное отождествление… Одним словом , всё это стоит денег . К тому же , необходимо провести проводку к захоронению и так далее … Имеется один очень богатый человек , который мне обязан многим … Он поможет деньгами .
Нина Ивановна : (Поспешно). Не делайте так ! Умоляю Вас ! Иначе будете обязаны Вы ему ! Я достану денег ! Благодарю Вас , господин Арча ! Добрый , добрейший молодой человек !
(Нина Ивановна поднимается , чтобы уйти , молодой прокурор заботливо помогает ей собрать оставшиеся бумаги , вдруг  она берёт его руку  и поспешно целует . Вячеслав Арча  растерянно отдёргивает руку : «Ну что Вы в самом деле !!» Нина Ивановна  молча  покидает кабинет . Молодой человек  в оцепенении стоит с пачкой писем , потом заботливо прячет их в стол о тоже покидает кабинет .)
                (Меркнет свет .)
                ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ   .
              (Городское кладбище . Деревья уже выросли .Видны несколько надгробий ,одно из них в виде раскрытой книги  . К этому памятнику медленно подходят Нина Ивановна с сыновьями : Мишей и Олегом .)
Нина Ивановна : Немного подождём . Славик не опоздает , военные  , я думаю , тоже…
Миша : Мам ! «ТВОЙ  СЛАВИК»  разрешение на эксгумацию мог дать и пораньше , в сентябре , например …
Нина Ивановна : Понимаете ,дети, он и так сделал  настолько много для меня , для Алёшеньки , но у него же семья … Недавно у них родилось два мальчика . Близнецы ! Одного из них он назвал Алёшей…
Миша : Мам ! А ты не влюбилась в «СВОЕГО СЛАВИКА» ? Всё : «СЛАВИК!СЛАВИК АРЧА!»
(Олег слегка ударяет брата по шее, тот умолкает, но тут же начинает тараторить опять .)
Миша : Скажи , мама , почему такой памятник у нашего брата ?
Нина Ивановна : Алёша очень любил читать .Ваш отец собирал  деньги  , чтобы купить новый автомобиль вместо старого «Запорожца» , но потом мы всё отдали за это надгробие , государство  помогло … Гранит привезли из Житомира …Впрочем, я  рассказывала об этом . Мишенька был совсем маленьким …Господи ! Сколько лет прошло , а кажется  -  будто вчера …
Миша : А вот и ГОСПОДИН ПРОКУРОР  & K o  !
(Олег снова молча  слегка ударяет брата по шее ).
( На сцену выходят : молодой прокурор, эксперт и лейтенант с солдатами , они приветствуют всех и незамедлительно принимаются за дело .Эксперт фотографирует надгробие  . Солдаты тянут проводку , снимают ограду и начинают копать  . Нина Ивановна отходит в сторону , Олег пытается помогать , а Миша  берёт сумки и несёт их к Нине Ивановне ).
Нина Ивановна : Надо было сначала покормить мальчиков , потом пускай бы принимались за работу , ведь всё остынет ! Сынок ! А что же так темно ? Как же мы .. увидим ? Как они смогут что-то сделать ? Пусть зажгут свет !   
(Миша удивлённо смотрит на мать  и отходит  к солдатам .  Минут пять спустя начинается дождь, все суетятся , натягивают  тент  , Олег прибегает и молча раскрывает зонт над  матерью . Под тентом  вспыхивает лампочка и начинает работать  болгарка  , она «визжит» и от этого звука прямо идёт «мороз по коже» . Нина Ивановна , спотыкаясь  , идёт к присутствующим   .Солдаты , наконец , выставляют покрытый землёй грязно-зелёного цвета  цинковый гроб , но происходит нечто странное : Нина Ивановна вытянув руки пытается приблизиться к гробу , но  идёт в сторону , все , видя такую странность понимают , что что-то произошло  . Кто-то из военных произносит : 
«Она  не видит !» Все в оцепенении . Вдруг Нина Ивановна  спотыкается , падает и нащупывает рукой край отверстия , выхватывает оттуда какую-то грязно-серую тряпку , сыновья бросаются к ней ).
Миша : Мама! Что ты творишь  ?! Брось это ! (Сжимает её за запястье   ). Дай же завершить работу!               
Нина Ивановна : (Почти кричит ). Что там ? Что это ?!!
Миша :  Похоже на рукав от шинели !  Брось , мама !! Ты мешаешь людям !!
Нина Ивановна : (Кричит и стенает ) .Я не вижу !... Меня опять обманывают !... Какая шинель в августе ?!! Ведь этот ящик привезли в августе !...Сволочи !!! Что они сделали с моим сыном ? Там ведь никого нет ! Там должны быть камни ! Камни !!! Камни-и-и-ии-и-и-и-и-и  ! (Она кричит и стенает ).
(На сцене быстро появляется доктор  и медсестра со скорой помощи , они делают укол матери и та затихает , вся сцена темнеет и в кромешной тьме слышится  затихающий голос Нины Ивановны :
«Простите меня ! Простите ! Я больше не буду ! Господи !  Прости меня ! Что я натворила ! Бедный  мальчик !... Господи , прости меня …»  , -  и во тьме  только слышен стук человеческого сердца .)


                ДЕЙСТВИЕ   ТРЕТЬЕ  .
          (Двор  старого  многоэтажного  дома .  В центре сцены  старая лавочка  , справа натянуты бельевые веревки , слева  видна детская площадка . Медленно прогуливаются двое : Мохов Виктор Викторович и прокурор Арча .)
Мохов В.В. : Я благодарен Вам за искренность , простите , что поневоле моя семья отняла у Вас так много времени , что совершенно недопустимо . Рассказав Вам всё , я чувствую огромное облегчение . Да, по моей просьбе  прокурор  Готин просто выставил её из кабинета . Мы дружили с ним . Я почему-то думал , что смогу уберечь  Нину  от ещё каких-то  тяжёлых для неё последствий . Поймите , о её слепоте меня уже давно предупреждали . Я думал , что время чуть-чуть её  «подлечит» и она сможет просто жить , а  вышло вот что … Афганистан забрал у меня не только сына , но и мою возлюбленную жену  и мать наших детей . С момента , когда Нина узнала о гибели Алёши   - она никогда уже не стала прежней , а  словно спала и кроме тоски , немого упрёка и обвинения в гибели Алексея я больше ничего , никогда не выдел в её глазах . Она даже наших младших сыновей  просто молчаливо растила будто  добросовестная  няня и не более …
Прокурор Арча : Мы с Ниной Ивановной договорились сегодня встретиться  в 17-30 , когда я буду гулять с детьми …
Мохов В.В. : Очень рад нашему знакомству .(Они жмут друг другу руки .) До свидания !
Прокурор Арча :  До свидания !
( Они расходятся  .  На опустевшую сцену выходит пожилая женщина с метлой – дворник «баба Надя» - Надежда  Осиповна .)
Баба Надя : Вот паразитки ! Сидели , сидели на лавочке (из своего окошка их видела) и накурили целую кучу окурков ! Молодые , а уже шалавы ! (Она остервенело метёт возле лавочки , всё собирает на совок и уходит , крича на весь двор :  «Жуля!Жуля!Жуля! Иди сюда , милая , я принесла тебе косточку !»
( На сцене вприпрыжку появляется Миша – младший сын Моховых . У него в ушах  наушники , он танцует. Слева выходит баба Надя и начинает неистово мести метлой .)
Миша Мохов: (зрителям). Вот странная старушенция . Вырастает точно из-под  земли . Бывшая приятельница мамы . Хотя что у них было общего ? Старуха -  забитая и злобная фурия. Ходила  к нам и всё смотрела сериалы .Однажды был какой-то сериал , в котором  один из главных героев носил имя ПАБЛО , она же упорно называла его ПАДЛО , а мама ругала меня за то , что я смеялся . Она её всегда чем-то потчевала . А та и рада стараться , якобы она так хорошо помнит моего погибшего братца ! Мама покупалась на это . Но однажды  эта старуха сказала : «Бог наказывает  детей  за грехи родителей до седьмого колена» . Я глянул : мама  побледнела . Вот я и не выдержал  и крикнул  из своей комнаты : «Баба Надя !  Вы гоните ! Вы делаете из Бога палача !» Мама хотела её защитить , но я сорвался  совершенно , говорю   маме : « Тебя все мучают ! И отец своими командами и Олег (говнюк!) своими   пьянками  и даже  эта старушенция !» Маму словно подменили , так строго мне крикнула : « Не смей так говорить!» , а старушенции :  «Ах извините его , простите ! Он сам не ведает , что говорит!»  Злобная бабка   повернулась и ушла , да ещё говорила , что не переступит больше порог нашего дома ! И что странно , угрозу свою сдержала.   (Вот  Миша поворачивается спиной с Надежде Осиповне , а та злобно  намахивается на него метлой .)
Миша Мохов :  И странное чувство всегда посещает меня : как только я поворачиваюсь спиной к этой  злобной старушенции , мне постоянно кажется , что она меня огреет своей метлищей .
( Миша , пританцовывая , смотрит на часы и , достав сотовый телефон , уходит ).
Баба Надя : Ну вот как у такой  хорошей  матери и такие разные дети ? А!!? Ну вот скажите ! Тот , который погиб в АВНИСТАНЕ  был такой вежливый , всегда норовил помочь . Я , када  узнала , что он где-то погиб -  заплакала , будто он мне родной . А мой Васька (она  сморкается  в рукав и вытирает слёзы ) тоже погиб – по пьяне  попал под машину !  Со смертельным исходом ! Одна Нина меня понимает ,  верно сказать : понимала , потому  что не ходок я туды больше . Не ходок ! Я человек верующий  и  мне невозможно … ДА ! Жуля-Жуля ! Ты что поганка опять машешь хвостом своим  чужому псу ? Куды девать твоих детей ? Гони чужого отседова ! (И она грозно надвигается на невидимых зрителям собак ).
(На сцену медленно , слегка вытянув руки вперёд , выходит Нина Ивановна . Она в чёрных очках и в чёрном платье .)
Нина Ивановна : (тихо) Так странно …Всё кажется , что шагаешь по краю какой-то пропасти , в квартире  легче . (Она нечаянно натыкается на лавочку и ощупав её присаживается лицом к зрителям  и тяжело вздыхает ). Теперь у меня есть всё , к чему я стремилась эти семнадцать лет и  теперь я поняла , что нельзя такого желать . Это наказание свыше .  Я стремилась к одиночеству  и нынче моя слепота отгородила меня от людей .  По принципу : на тебе то , что ты так хотела . В лаборатории последнее время я уже не работала с микроскопом , но меня держали , возможно из жалости , а может никто не шёл на такую мизерную зарплату …  Я мыла  инвентарь ,посуду , полы … Теперь всё . Одиночество мне не в тягость  , просто непривычно . Оно стоит рядом со мной и ни шороха , ни вздоха.  Оно баюкает мои сомнения и муки , помогает плести кружева моих печальных мыслей . Я узнаю его , потому что оно с картины , последней картины моего  сына.
А  если бы оно меня спросило : как я ? -  Я бы поведала ему ,Моему Одиночеству , что после того дня  на кладбище  зарядили дожди без конца и края . Только сегодня появилось солнце .
Дождь … Он стал мне врагом , тайным мучителем , потому что  там , в холодном , скользком цинке  лежит мальчик , бедный мальчик , покой которого нарушили . Я  ВИНОВНА В ЭТОМ . Не верю им . Они говорят :  цинковый гроб закрыли клеёнкой , положили доску . Лгут , должно быть . И дождь , этот ужасный дождь , который хлюпал за окном  , уже заполнил цинковый ящик . Это сделала я ,ГОСПОДИ ! , своими руками сделала . До того дня там были цветы , много цветов . Как же теперь там поправят без меня ? Славик Арча зачитывал мне то , что записал  эксперт . Тот всего написал : «Тапочки кожаные , размер 42» , «Большая и малоберцовая кость левой конечности расположена рядом с черепной коробкой» … - всего и не запомнила . Молчу изо всех сил о том , что Алёшенька , уходя в  армию , уже носил 43 размер обуви . Ощущаю  собственное скудоумие . Потому  что иначе : где же мой сын ? Перепутали ящики ? Ошиблись в виде ранения в том письме ? Теперь уже не узнать !  Я ОПОЗДАЛА !  По телевизору показывали , что случайно были обнаружены два мешка с архивными материалами по той войне . Случайно … Бедный мой мальчик ! Тапочки ведь могли быть и маловаты .  Или вообще их забросили просто так …
Не могу , не смею просить Мохова  денег на то , чтобы как следует похоронить бедного мальчика. Переложить  в сухой гроб . Помимо слепоты я стала совсем бессильна , постоянно кружится голова.
Какое теплое солнышко ! Я чувствую его . И ветер тёплый . Он налетает , беспокоя старый каштан и отбирает у него его детей – маленьких каштанчиков , каждый   из которых мог бы стать таким же большим и красивым деревом . Но не станет . Их соберут дети , сметёт своей метлой дворник баба Надя . Когда-то с Алёшенькой мы вот также сидели в парке , но только понарошку  закрыв глаза , считали  сколько упадёт каштанчиков  от ветра …  Раз – раз – раз…Раз – два …  Три…Давно это было .
Сегодня заходила в церковь . Меня туда проводила какая-то девочка . Потом было неловко просить кого-то проводить меня , хотя это и недалеко . Грешная я :  не привила своим детям веры в Бога , потому что сама в этом тёмная и невежественная  . И очень грешная я . Надо исповедоваться . Ведь я неоднократно думала , что за то, что Мохов  не уберёг  нашего сына Господь должен послать ему смерть .  Я же его просила  сделать   так  , чтобы  Алёшеньку  не брали в армию .  Он мне ответил , что Моховы никогда  «не уклонялись от военной службы»…
(На  сцене появляется  молодой прокурор с большой детской коляской. Он молча садится  рядом с Ниной Ивановной и качает коляску ).
Нина Ивановна : Простите , кто здесь ?
Прокурор Арча : Здравствуйте Нина Ивановна !  Извините , если напугал Вас , просто не хотел  полошить  тишину. Дети так кричат , особенно ночью, что мне кажется  - тишина  есть уголок рая !
Нина Ивановна :Бедные вы бедные ! Если бы я могла видеть , то обязательно пришла бы помочь Вашей жёнушке . Как она ?
Прокурор Арча : Ей ещё хуже ! Я на службу , а она одна мается . Отпуск мой закончился . Иногда приходила  няня , мы наняли одну женщину, но она заболела во время последнего похолодания и , похоже, сбежала совсем . Теперь даже не знаю как быть !
Однако , я пришёл с другим : Нина Ивановна ! Вы направили в адрес прокуратуры странное письмо , написанное кем-то под Вашу диктовку , в котором Вы просите не  идентифицировать останки ! Мне непонятно ! То , к чему Вы так  стремились много лет , произошло ! А Вы …  (Кто-то из детей начинает хныкать  и молодой человек  старается качать коляску сильнее . ) Вот сегодня выходной день и я к Вам пришёл выяснить .
Нина Ивановна : Мальчик мой ! Есть обстоятельства , о которых я вынуждена молчать . Однако , если Мохов узнает , что в цинковом ящике не его сын , он может не дать денег , чтобы перезахоронить бедного мальчика …
Молодой прокурор : Вы… хотите… И вообще  мне кажется , что Виктор Викторович , Ваш муж  … в любом случае…
Нина Ивановна : Милый мой мальчик !  Простите меня … Я втянула Вас в это всё , отнимаю у Вас время . Простите великодушно , но теперь так случилось , что мне не к кому больше обратиться  . Мне необходимо ещё одно разрешение : на перезахоронение этого мальчика …
Прокурор Арча : (потрясённо молчит) .(Потом  спрашивает будто опомнившись). А куда Вы  вчера ходили ? Вас видели в городе . Я звонил , ваши переволновались .
(Вдруг  кто-то из детей начинает плакать .)
Нина Ивановна : (Смутившись). Я ходила в школу  , в которой учился мой сын . Когда –то у них был такой кабинет в котором были собраны материалы об их выпускниках : знаменитых и не очень . Я ведь теперь не вижу , думала : отнесу фотографии Алёшеньки , пусть туда добавят ; две  им лет 16 назад я давала  , Алёшенька  отлично учился , был комсоргом и  закончил школу с Золотой Медалью. Но нет больше такого кабинета , моего сына никто не помнит .Вообще никто не вспомнил , что-то поменялось , учителя , наверное , поменялись …
Прокурор Арча : (Сурово).  И после этого они упрекают молодое поколение в безразличии и полном  нежелании  хорошо учиться и трудиться ! Говорят , что нет патриотов !  Какая это школа ?!
Нива Ивановна : Ах , дорогой  Вячеслав ! Они , наверное , правы …
Прокурор Арча : Нет ! Ни за что с Вами не соглашусь . Мы все скоро вымрем от безразличия друг к другу ! Относительно разрешения …Я всё сделаю , что от меня зависит , но , мы вернёмся ещё к этому разговору  очень скоро . (Он поправляет что-то в коляске , ребёнок плачет и он вынужден уйти ). Ну … нам   пора.   Здоровья Вам Нина Ивановна ! А это для Вас !...(Молодой человек  кладёт на руки Нины Ивановны  два банана) .
Нина Ивановна : Нет-нет! Что ВЫ ?!!! Зачем ?!! Ну вот… Ушёл… Спасибо Вам , Славик ! Кланяйтесь Вашей супруге .
(Медленно проходит Мохов В.В. Он останавливается рядом с женой  и заботливо  поправляет её  волосы .)
Мохов В.В.  :  Ниночка , родная ! Может тебе чего-то хочется или что-то надо сделать дома – ты скажи , милая !...
Нина Ивановна : ( Внешне она словно каменеет , её тон холодный ).Нет, благодарю, ничего-ничего не хочется …
Мохов В.В. : Пойду-ка я к Петровичу . Поговорим с ним об одном деле …
Нина Ивановна : (холодно) Иди … (Мохов ,шаркая , уходит ).
(Медленно ,шатаясь , на сцену выходит Олег , средний сын Моховых . Он сильно пьян, одет небрежно и неряшливо .Его длинные волосы немытые  и растрёпанные).
Нина Ивановна : Кто здесь ? Простите , с   недавних пор   я не вижу и не узнаю совсем никого и мне так … непривычно. (Вдруг она  прижимает руку к сердцу). Боже ! Сердце зашлось …Олеженька ! Сынок ! Это ты ? Милый сынок ! И тебя  я потеряла !... Не смогла оставить Алёшеньку в прошлом совсем одного . Господи ! Мне нет прощения ! Олеженька ! Это ты ? Иди домой …  И я скоро приду и может услышу от тебя хотя бы одно слово … Сынок !... Показалось …
Господи ! Я  виновата в гибели  и этого своего сына . Нет, я  детей не бросила , просто равнодушно отпустила в  жестокую жизнь . Как же я могла сделать вот так …
( Олег , закрыв глаза руками медленно пятится обратно .Останавливается и отрицательно качает головой  .Потом поворачивается  и тихо удаляется . Уходя,  отчаянно машет
руками ,  словно отгоняя печальных призраков прошлого ).
 ( На сцене появляется молодая современная девушка . Выглядит она довольно странно: вся одежда чёрного цвета ,помада на губах тоже чёрная , в нос вдета  серьга   довольно больших размеров . Она небрежно плюхается на скамейку. Достаёт сигарету и  отчаянным  взглядом   ищет как бы прикурить ).

Нина Ивановна : Здравствуйте ! Я не узнала : кто Вы ? Последнее время не вижу.  Простите  меня …   
Девушка : (задиристо) Женщина ! Не парьтесь ! Вы меня не знаете ! Вот сидите  - так и сидите ! (Она достаёт сигарету  , но не закуривает , а держит её в руках , косясь на Нину Ивановну ).(И уже более миролюбиво ). Скажите , Вы давно живёте в этом доме ?
Нина Ивановна  : Да… Достаточно долго . Более 25-ти лет .
Девушка : А Вы не знаете , куда выходят окна квартиры номер 18 ?
Нина Ивановна : (Заинтересовавшись ). Квартира довольно просторная . Три окна   смотрят во двор , а  два  на парк .
Девушка : А-а-а-а… Вы знаете  Мишу Мохова ? Вы не в курсе : он куда-то уехал ?
Нина Ивановна : Да, знаю  с рождения. По- моему , он никуда не уезжал …
Девушка : Дело в том , что  Миша  занимался в театральной студии , но месяц назад … Куда-то делся . Мне сказали , что он … будто бы сказал , что это пустые кривляния . А я … Мне … Тоже совсем неинтересно стало…  Но Вам это и знать неинтересно.
Нина Ивановна : Миша  - мой  сын …
Девушка : (Растерянно). Вот я попала !...
Нина Ивановна : А я рада нашей встрече . Познакомимся  давайте ! Вы славная, хорошая девушка !
Девушка : (Смотрит  на глаза Нины Ивановны).  А как Вы знаете  какая я , Вы ведь не видите !
Ой !  Извините …
Нина Ивановна : Да нет , ничего. Просто , Вы любите моего сына , значит, -  Вы славная !
Девушка : Как Вы узнали ? Я же не говорила об этом ?
Нина Ивановна : Если бы не любили – не пришли бы .
(Девушка  пытается вынуть серьгу из носа , с трудом ей это удаётся , она  корчит ужасную гримасу от боли, сводит глаза на переносице , потом  облегчённо машет  перед носом  рукой ).
Нина Ивановна : Дитя моё ! С Вами всё в порядке ?
Девушка : ДА . Нос зачесался . А знаете , я всегда хотела спросить : почему Вы любили  только самого старшего сына ? Миша мне говорил , что жаль , что больше нет Афгана , он бы тоже стал героем ! И вы бы , мол , тогда и его бы любили !...
Нина Ивановна  : ( С ужасом )  Боже ! Неужели он так говорил  ?  Это всё не так !... Господи !
Просто я не могла  оставить в  прошлом Алёшеньку совсем одного … О! Нет! Нет! Плакать нельзя !
Плакать  нельзя !
Девушка : (С удивлением) . Плакать  надо ! Мы , женщины , должны оплакивать наших мужчин ! Мужчины же плакать не будут ! Да и когда поплачешь  -  становится легче на душе . А зовут меня Света .
Нина Ивановна: А я – Нина …Знаете , Светлана , в честь нашего знакомства , я хочу Вас пригласить к нам на чай . А?
Девушка : Не-а-а-а-а…Сегодня День рождения бабушки моей и я обещала  не задерживаться .
Нина Ивановна : Тогда примите  , пожалуйста, это ( и она протягивает бананы , которые ей оставил молодой прокурор , чёрная шаль падает с её руки ).
Девушка : Да неудобно … Ах ! Что у Вас с рукой ?!! Вы обожглись ?!!
Нина Ивановна : Да нет  же… Пустяки. Я… хотела приготовить завтрак и будто бы всё получилось , но  когда  снимала сковородку , наверное , загорелось полотенце , бросать нельзя же …
Девушка : Больно ?
Нина Ивановна : Да нет . Это ещё не боль . Невыносимая боль бывает только в сердце и душе.
Девушка : Можно я приду к Вам завтра ? Вот только Миша … Что он подумает обо мне ? Навязываюсь …
Нина Ивановна : Нет-нет ! Мы ведь познакомились случайно ! Это истина …
Девушка : А может Вам сейчас что-то нужно ? Давайте доведу Вас домой !
Нина Ивановна : Да нет же ! Ничего не нужно , ничего не хочется … Я  считаю шаги и дойду домой  … Вы просто приходите ко мне …Я покажу Вам фотографии моих мальчиков …Вы мне расскажите  что-то и мы подружимся … Если Вам не в тягость …
Девушка : Хорошо . После занятий . Спасибо . ( Она поднимается и  , слегка притронувшись к плечу Нины Ивановны , уходит ).
Нина Ивановна : Удачи Вам , удачи ! Я буду ждать !
(Нина Ивановна , оставшись одна , тщательно закрывает руку шалью ).
Нина Ивановна : Господи ! Помилуй детей моих и не моих ! Помилуй детей! И прости их! Я ведь слукавила , Господи ! Дважды повторила , что мне ничего не  хочется ! Хочу внуков. Маленькую внучку или внука … Так хочется хоть раз прижать кого-то из них к груди , ведь я их уже люблю ! Алёшенька ! У твоего самого маленького брата уже есть невеста. Такая славная девочка! Наверное , светленькая , беленькая. И не курит . А то глупые девочки курят , а ведь потом тяжело бросать . Курить нельзя! Нельзя! Ведь это будущая мама! Даже не надеялась на такую радость! Если нам суждено встретиться, Алёшенька …
Прости . Я же  обещала не тревожить тебя , где бы ты не был . Я буду ждать молча .
Вот за Мишеньку я уже буду спокойна … Сегодня буду сидеть и ждать Олега . Расскажу ему о Светлане , спрошу какого-то совета . Может он меня выслушает и заговорит . Дети мои… Как же я виновата перед Вами …
Надо торопиться домой . Руку обработать чем-то , чтобы моим не было хлопот со мною. И надо попробовать  сделать оладушки , потренируюсь ещё зажигать газ , не обжигая пальцы , ни то мои сразу узнают, что я пыталась готовить … никогда не думала , что ожоги живой плоти имеют  такой невыносимый запах,  … Я же не могу  просто сидеть !
(Нина Ивановна поднимается и , повернувшись вправо , делает шесть шагов , потом ещё раз поворачивается вправо и медленно уходит , считая шаги . Слева на сцену выходит Надежда Осиповна , сокрушённо машет головой и крестит  широким крестом  удаляющуюся Нину Ивановну).
                ( З а н а в е с ).