Она хотела испытать чувство полёта...

Ирене Крекер
Из записок практикующей медсестры.

Передо  мной сидит интересная, на вид шестидесятилетняя женщина, с красивой, но несмелой улыбкой. Она держит себя неуверенно,  заглядывает в глаза в надежде отыскать ответ на вопрос: что же теперь с ней будет...

Её привезли в психиатрическую клинику сестра с мужем. Это было ещё в пятницу. Она смутно помнит тот момент, который явился поводом для того, чтобы она переступила двери этого учреждения. Вроде, сама согласилась, не сильно сопротивлялась. Может, потому что приняла в тот день слабую дозу алкоголя или, наоборот, сильную...
 
Она смутно помнит, что в тот вечер вместе с родственниками смотрела по телевизору фильм «Титаник»,  и на неё что-то накатило: она захотела ощутить чувство полёта. Люди бросались в фильме за борт корабля, спасая в панике свои жизни, а она видела в этом броске - освобождение от так надоевшей, мучающей её повседневности, тупой жизни без никакого просвета...   Женщина вышла на кухню, взобралась на стул напротив распахнутого настежь окна, раскинула руки широко-широко и... Оставалось только перешагнуть  запретную черту... С девятого этажа так хорошо были видны не небе звёзды...

Крик матери...  Вовремя прибежавшая сестра...

«Интересно, решилась бы я оторваться от земли, понесли бы меня силы ветра в пространство. Жалко, что не дали полетать, а ведь могла бы испытать чувство свободы,  полёта.  Не получилось...

А здесь так холодно, пусто. Всё чужие: не с кем словом перекинуться."

В  голову женщины пришли стихи Маяковского «Я волком бы выгрыз бюрократизм, к мандатам почтения нету...»  Ритмичный слог, маршевая интонация стиха помогали представить себя идущей по мостовой в красном галстуке впереди отряда...

Женщина читала стихи, стуча кулаками по матрацу, громко выводила по-русски «...читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза».
 
Несколько раз в комнату заглядывал кто-то из персонала клиники. Её это не смущало.  Она продолжала декламировать стихи,  выкрикивать слова, качаясь всем телом взад и вперёд, туда и обратно, стуча  ладонями рук о кровать в такт стиха... Она представляла себя, марширующей по Красной площади около Мавзолея.

Почему именно там? На этот вопрос она не смогла бы сейчас  тоже найти ответ...

Родом из глубинки, она прожила сознательную жизнь окружённая теплом родительского дома. Всю себя без остатка посвятила общественной деятельности: была председателем пионерской дружины,  комсомольским вожаком, затем пионервожатой, и, наконец, учителем...

Что заставило её в девяностые годы прошлого века вслед за родственниками покинуть родину, искать убежище и покой на чужбине? На этот вопрос она тоже не могла бы сейчас дать точный ответ. Убежище нашла, а вот покой... Его не обрела до сих пор. Да, и работу по профессии не нашла. Без знания языка общения, это было очень сложно. Двадцать лет просидела дома, да, рядом с матерью, помогая ей... но душа???

Только сейчас, в этом учреждении, она поняла, что, постепенно деградируя, докатилась до жизни такой, что сама в этом виновата, сама за это в ответе...

Живя вдвоём с матерью за счёт её пенсии, находя в ней защиту и опору, она теряла день за днём себя: начала врать, обманывать, пить, попала  в группу себе подобных, перед которыми не надо было оправдываться, как она дошла до жизни такой...

Ей так хотелось сейчас уйти из этого казённого дома: сбежать, выбраться, попасть опять к матери под крылышко. Она - старенькая, но поможет, спасёт, вытащит...
Позавчера женщине, здесь, в психиатрической клинике, предложили вариант: остаться добровольно на неделю, или будут оформляться документы на  её пока шестинедельное пребывание на принудительном лечении...

Она согласилась остаться до выходных... Врач подберёт, опробует на ней медикаменты для последующего приёма дома, чтобы облегчить ей существование. А надо ей это???

"Сегодня должна приехать сестра. Может, ещё не поздно начать другую жизнь, смогу ли я? Медикаменты действуют сногсшибательно: не могу концентрироваться, мне здесь не верят... Слава Богу, нашлась русская переводчица, сумела объяснить врачу, что я беседовала не с голосами из тьмы, а читала, находясь сама с собой наедине в комнате, стихи моего любимого поэта Владимира Маяковского. Да, кажется, я попала в клетку, как-то нужно из неё выбираться...
 
Вот попросила выпустить на прогулку, поверили, что вернусь, не убегу, пообещала, что обязательно приду, не подведу их и себя... Не уверена, что выполню обещание, что не нужно будет меня искать с полицией... Не могу уже за саму себя отвечать... А, может, это моё спасение... Может, мне помогут здесь обрести себя...

Господи, ты мне сейчас так нужен... Услышь дитя своё неразумное, заблудшее. Смени гнев на милость. Помоги мне найти выход из создавшегося положения. Спаси рабу твою грешную. Направь на верный путь. Каюсь, господи, во всех грехах своих. Прости меня. Сделай так, как ты хочешь, не так, как я этого хочу. Прости меня и спаси. Аминь".

Куда приведёт путь эту раскаявшуюся женщину? Поживём-увидим.
Пожелаем ей твёрдости духа и душевного выздоровления на этом пути. Главное для неё сейчас  - осознать, что она идёт по жизни неверным путём. Это может помочь выбраться из создавшегося психологического тупика и, если ещё не поздно, увидеть свет в конце туннеля.

Никогда не поздно начать жить сначала, нужно только понять, что ещё миллиарды лет впереди. Нужно только в это поверить.

14.08.13