Две женщины, две судьбы

Римма Стаханова
  В палату заглянула медсестра:"Севастьянова, на физиопроцедуры".
 - Ладно, я пошла, – сказала Лидия Петровна и подмигнула подруге по несчастью. – Не скучай!
Когда за ней закрылась дверь, Татьяна взяла телефон.
 - Алло! Борис, как у вас там дела? Ванюшка сдал экзамены?
 - Да, всё отлично, пятёрка! – отрапортовал говоривший по телефону.
 - Молодец! Передай ему от меня поздравление, – обрадовалась  женщина и добавила: –"Меня обещали выписать завтра.Сможешь забрать?"
 - Какой вопрос, конечно заберу. Скажи только во сколько, и я прилечу к тебе на крыльях, – весело отреагировал на её просьбу Борис.
 - Ну, крылья у тебя ещё не выросли, а машина, надеюсь, на ходу? - смеясь, спросила Таня.
 - Зачем спрашиваешь, если заранее знаешь ответ? Я автомеханик, и между прочим, не самый плохой!
 - А кто в этом сомневается? Если бы ты им не был, вряд ли мы с тобой были бы знакомы.
 - Это судьба! А от судьбы никуда не уйдёшь! Милая, я спешу, так  что прости, договорим завтра. До встречи!
 Татьяна подошла к окну. Глядя на распустившиеся деревья, она подумала о том, как быстро пролетело время. Это уже была вторая  весна, которую она встречала вместе с Борисом. Татьяна считала, что ей просто повезло с ним! А ведь могло быть всё иначе…
 Лидия Петровна не вошла, а влетела в палату.
 - Танюша, ты знаешь, кого я сейчас видела?
 - Откуда же я могу знать? И кого же? – спросила она просто так. Все мысли в этот момент у неё были о Борисе.
 - Да того мужчину, который приходил к тебе с цветами. Он у тебя был?
 Таня поняла о ком шла речь. Но что он снова делал в больнице?
 - Так он к тебе ещё не приходил? – не унималась Лидия Петровна.
 - Нет. Я его не видела, – ответила женщина. - И вообще, мы договорились, что он не будет приходить.
  Она отвернулась к окну. Воспоминания о разговоре  нахлынули на неё, и слёзы невольно потекли по щекам. Ну, почему он появляется в её жизни всякий раз, когда она  изо всех сил пытается не думать о нём? Ведь ей хорошо с Борисом! Он её любит! А что ещё ей нужно?
  Лидия Петровна подошла к ней сзади, обняла за плечи.
 - Снова я тебя расстроила. Прости! Вас что-то связывает с этим мужчиной?
 - Скорее, связывало. Это очень длинная история. Вы ведь, наверняка, подумали, что я - непорядочная?  Но я  и, правда,  не хотела, чтобы Павел приходил сюда. Я, вообще, не знаю, как он узнал о том, что я в больнице? 
Я так боялась, что Борис с ним встретится здесь. А я не хочу ему причинять боль, – и она смахнула набежавшие вновь слёзы.
  Обе женщины замолчали. Лидия Петровна думала о том, что она не имеет никакого права осуждать Таню. Тем более, у неё  самой в жизни была такая же ситуация. А может и не такая… Лида ведь ничего не знала о Татьяне. Но, видимо, им обоим нужно было выговориться. Когда-то они жили в одном дворе. Лида дружила с её сестрой, Кирой, которая потом уехала из города. А Тане тогда было всего лет десять. И вот через много лет, они встретились в больнице! Удивительно, но сразу узнали друг друга.
  От Тани она узнала, что жизнь у Киры не сложилась, и что та умерла в сорок пять лет.
Да, не всем везёт в жизни! Лида тоже не могла похвастаться тем, что была счастлива. Брак не удался, детей не было. Мужчина, с которым она живёт сейчас вне брака, всю жизнь гуляет от неё. И ей стоит  больших усилий закрывать на это глаза, потому что любит его. Она часто задавала себе вопрос: « Почему другим - всё, а ей - ничего?!" Но с годами  перестала об этом думать. Правда, у неё однажды  была возможность изменить свою жизнь, но она не решилась. Наверное,  зря.
 - Танечка, муж у тебя очень хороший! Любит тебя! Это же сразу видно! – попробовала успокоить её Лида.
 - Да, я знаю. Он очень хороший! А когда-то я так боялась довериться ему. Боялась ошибиться!
 - У вас уже сын большой. Сколько времени вы живёте вместе?
 - Второй год.
 - Как это? Так это не его сын? – удивилась Лидия Петровна.
 - Это сын от первого брака.
 - Но они так похожи! И отношения у них замечательные! Ванюшка уважает Бориса, это чувствуется.
 - Да, правда. Это только потому, что Борис - человек очень хороший! Ведь сын у меня с характером, но тот  сумел найти к нему подход.
 - А Павел? Что он в твоей жизни делал?
 Таня задумалась. Она понимала, что совсем необязательно всем знать подробности её жизни, но тут ей почему-то захотелось излить свою душу. Может надеялась, что этот разговор поможет ей убедиться в правильности её выбора? А может, он необходим для Лиды? Обе женщины чувствовали нужность этого разговора. И Таня начала свой рассказ.
- С мужем мы прожили всего три года. Поженились молодыми, когда учились ещё на первом курсе института. Через год родился Ванюшка. Тогда и начались трудности. Учиться уже не могли. Игорь пошёл работать. Денег не хватало. Ребёнок часто болел. Жили в общежитии. Шум, гам… В общем, муж часто стал пропадать из дома. Приходил  выпивши, ругался, что я ничего не успеваю. Винил меня в том, что испортила ему жизнь… А потом нашёл себе девушку и ушёл от меня. Я уехала к родителям. Они помогали мне первое время. Но потом я решила добиваться всего сама. Не хотела зависеть от родителей!
  Ванюшке исполнилось шесть лет, когда мы уехали от них. Через пять лет я получила квартиру, как молодой специалист. Спасибо родителям! Они дали мне возможность доучиться. Так и жили! А потом я встретила Павла. Я его очень любила! Он часто приходил к нам. Приносил подарки сыну. Но подолгу никогда не засиживался.
 - Прости, Танечка, а почему вы не поженились? Он разве не предлагал? – удивилась Лида.
 - Нет. Он был уже женатым. Правда, брак был гражданским. Но у них был сын и большое хозяйство. На минуту Таня задумалась. Она вспомнила, что первое время Павел говорил что-то по поводу их совместной жизни, но потом, как-то успокоился, и уже к этому разговору не возвращался.
 - Мы встречались почти семь лет, – продолжала Таня. – Но за это время мало где бывали вместе. Мне всегда хотелось, чтобы он нас с Ванюшкой куда-нибудь свозил, а он только обещал.
 - Семь лет? Это же много! Неужели за это время он не мог принять решение? Он тебя любил?
 - Не знаю! Прямо не говорил. Возможно боялся, что я начну что-то требовать. А так, придёт, развеется, отдохнёт от своих проблем и - домой. 
  Лида почему-то сразу вспомнила своего мужа. Ведь он тоже куда-то ходит, причём, регулярно. Может так же есть одинокая женщина, с которой он встречается время от времени? 
 - И что дальше было? – вернулась она к разговору.
 - А дальше я встретила Бориса. Мы с ним вместе работали в конструкторском бюро. Он был нашим начальником. Однажды, когда у нас была, как говорят теперь, корпоративная вечеринка,  он пригласил меня на танец. Спросил, почему я  невесёлая, а я ответила, что болит голова. Но он почему-то не поверил и спросил, что у меня случилось?  Я разревелась.  Мне  было больно от того, что я ещё  молодая женщина, а живу как затворница. Мне так хотелось побыть на такой же вечеринке, но с  Павлом. Чтобы он прижимал меня к себе, и чтобы я чувствовала себя любимой.
 - Знакомое чувство! – сказала Лида. – И что потом?
  А потом я начала понимать, что мне интересно с Борисом в общении. Мы с ним часто разговаривали. Он весёлый человек и, в то же время, серьёзный. С ним можно было разговаривать на любые темы. Он иногда провожал меня до дома. А один раз я пригласила его на чашку кофе. Мне тогда понравилось, как он разговаривал с Ваней. Когда он ушёл, сын мне сказал, что он «классный» мужик. И, знаешь, я  удивилась, почему он не увидел этого в Паше за семь лет?  Это значит только одно, что не мог  Павел расположить к себе сердце подростка. В принципе, он и не старался произвести на моего сына впечатление. Но как удалось семнадцатилетнему парню распознать человека за один вечер, не понятно. Но ведь он оказался прав!
  Павел продолжал ко мне приходить, но я уже стала понимать, что меня тяготят эти встречи. Мне, и хотелось с ним быть, и не хотелось.  После каждой встречи я чувствовала опустошение, потому что понимала – он уходит к другой! Я никогда не буду для него единственной. Я разрывалась буквально на части. Мне хотелось общаться с Борисом, но я желала близости с Павлом.  А Борис уже признавался мне в любви! Понимала, что с этим человеком  была бы спокойна. Но я-то не чувствовала любви к нему!
 - Да, если бы  можно было соединить этих двух мужчин!  - произнесла вдруг Лидия Петровна.
 - К сожалению, это невозможно. Я должна была сделать выбор. Когда Борис сделал мне предложение, не знала что ответить. Ведь он не подозревал о существовании Павла.
 - Но вы же не были ещё близки с Борисом? – спросила Лидия, уверенная в том, что  это так и есть.
 - В том-то и дело, что были! Но я не смогла испытать удовольствия, потому что Павел для меня много значил. Мне нужно было что-то решать. И однажды, когда Павел пришёл ко мне, я ему сказала, что больше встреч не будет. Он тогда ушёл расстроенный и пропал надолго. Я страдала, мучилась, ругала себя, что поспешила. Ну, а потом Борис пришёл ко мне и остался навсегда.
 - И у вас всё сложилось хорошо! – с  уверенностью  проговорила Лидия Петровна.
 - Первое время было тяжело. Я часто вспоминала Павла, – сказала Татьяна и как-то рассеянно посмотрела на Лиду.
 - По-моему, ты всё ещё его любишь! - предположила Лидия Петровна.
 - Не знаю. Я не хочу терять Бориса! Я хочу научиться его любить! Очень хочу! Ты бы видела, как он с сыном себя ведёт! Я умиляюсь, глядя на них! А недавно мне Ванюшка сказал: " Мама, я рад за тебя! Мне нравится Борис. Надеюсь,  у тебя с ним серьёзно?" Я ему тогда не ответила, но он всё понял.
  Лидия Петровна сидела, опустив голову. Она вспоминала Ивана Ильича, который приходил к ней свататься. Но она наотрез отказалась от его предложения. А ведь могла бы жить, как говорят, припеваючи. Что ж, теперь не на кого обижаться. А Алексей и не собирался оставлять свои  похождения. И когда он остепенится? Лида подумала о Тане: "Правильно она сделала! Павел никогда бы не ушёл от жены. Так и таскался бы к ней, пока не надоело. А так, и он в семье остался, и Таня, дай, Бог, будет счастлива".
  На второй день, после обхода врача, Татьяна стала собираться домой. Перекладывая из тумбочки свои вещи в сумку, взглянула на Лидию Петровну. Та внимательно за ней наблюдала.
 - Лидия Петровна, спасибо тебе за понимание! Я ведь так ничего не узнала, как у тебя сложилась жизнь! Приходи ко мне в гости, когда выпишешься из больницы. Да больше не болей!
 - Спасибо, Танечка! Обязательно зайду! Ну, а болезнь ведь не спрашивает, приходит и всё. Тебе я желаю огромного счастья! Ты знаешь, после вчерашнего разговора я многое поняла. Мне тогда было столько же лет, сколько тебе сейчас, когда я могла бы изменить свою жизнь, но я испугалась. Если бы можно было прокрутить плёнку жизни назад, я бы сделала по-другому. И хотя я оправдываю себя тем, что люблю его, но это не правильно. Он живёт и мучается, потому что не любит меня, а я это знаю, и тоже мучаюсь. А зачем нужно было столько лет портить друг другу жизнь?
 - Но ведь ещё не поздно! Ты же можешь быть ещё счастливой! Разве пятьдесят пять  лет - повод записывать себя в старухи? Выглядишь ты прекрасно!
 - Спасибо, Танюша, за комплимент, но я уже  опоздала. Человек, который мог бы сделать меня счастливой, недавно  умер. Раньше мне казалось, что жить  можно только с любимым человеком. А сейчас я понимаю, что можно научиться любить, если человек, действительно, достоин  уважения.
  Лидия Петровна замолчала. А Таня подумала о том, что их  судьбы похожи. Только она решилась шагнуть в неизвестность, а Лида - нет.
  В палату вошла медсестра.
 - Татьяна Сергеевна, вот Ваша выписка и больничный лист. Вам нужно будет в ближайшее время сходить к участковому врачу. Врач написал Вам рекомендации, которые необходимо выполнить. Всего Вам доброго!
 - Спасибо Вам, Олечка! Вы очень добры!
  Когда медсестра вышла, у Тани зазвонил телефон. Она, ожидая звонка от Бориса, быстро ответила. Но, вдруг, лицо её помрачнело, и она отключила телефон.
 - Что-то случилось? - испуганно проговорила Лидия Петровна.
 - Звонил Павел.
 Татьяна  как-то сникла, и было видно, что она  вот-вот расплачется.
 - Успокойся, милая! Всё будет хорошо! Ты, главное, доверься своему сердцу.
 - Как это трудно! Неужели мне всё время придётся так страдать? Ну, почему он появляется тогда, когда я успокаиваюсь? – в сердцах выкрикнула Татьяна, и тут в дверь вошёл Борис с огромным букетом.
 - Любовь моя, мы уже тут! Ты готова? – и он поцеловал  её, не обращая внимания на женщину, которая внимательно наблюдала за происходящим.
Из-за его спины вышел Ванюшка.
 - Мам, привет!
 Татьяна подошла к сыну и поцеловала в лоб. Тот засмущался и, быстро проговорив:" Я жду в машине!"- выскочил из палаты.
  Когда они ушли, Лидия Петровна с завистью посмотрела им вслед. Но это была  хорошая зависть. Она радовалась за Таню: "С этим человеком она будет счастлива!"

  Лидия Петровна вспомнила свою молодость, первую влюблённость. Его звали Андрей! Однажды  они  гуляли по парку. Он держал её за руку и всё время что-то рассказывал, а она слушала, затаив дыхание. Ей хотелось вот так идти и идти, и неважно куда. От него исходило тепло, какая-то уверенность, и ей хотелось казаться лучше. В тот момент она ощущала себя счастливой!  Но всё изменилось, когда встретила Алексея! Он был более напористым. Уже через месяц сделал ей предложение, и они поженились. Он переехал в её квартиру. Сначала ей пришлось сделать аборт, потому что муж был не готов к отцовству. А потом, когда они оба пришли к единому мнению, детей у них не получилось.
  Вот так она осталась у разбитого корыта. Алексея она любила, но он потихоньку стал остывать к ней. Она всё чаще вспоминала Андрея. Ей хотелось его увидеть, узнать, как он живёт. И узнала. Он был уже женат. И у него было двое детей. Андрей признался, что  вспоминает о ней, но теперь  не сможет оставить жену и детей. Они встретились ещё несколько раз, но потом Лида поняла, что  ни к чему хорошему это не приведёт, и они расстались. А через четыре года он погиб в автокатастрофе.
  Она могла бы быть с ним счастлива. Судьба давала ей шанс. Но она погналась за иллюзиями. Вот и результат! Счастье оказалось мыльным пузырём, который лопнул через  пять лет совместной жизни. 
  А с Иваном они встретились, когда ей было далеко за сорок. Он был вдовцом. Жил в пригороде. И часто приглашал её к себе. Она бы ни за что не стала изменять мужу, если бы однажды он ей не сказал:
 - С тобой можно от тоски умереть. Тебя что-нибудь кроме кастрюль интересует? Никакой романтики в тебе нет.
 - А какая тебе романтика нужна? Ты приходишь с работы, садишься перед телевизором и за весь вечер двух слов не скажешь. Мне что, перед тобой сцены ревности разыгрывать? Романтика у тебя на стороне, я так думаю!
 - Думай, что хочешь! Это твоё право. А хочешь – другого найди! Только он, как минимум, должен быть слепым.
 - Это почему же?
 - А потому, что зрячий жить с тобой не будет!
  И это после двадцати лет совместной жизни! А ведь когда-то лучше неё никого и на свете не было! Дважды он уходил от неё и снова возвращался. Лида прощала и принимала его. А когда встретила Ивана, первой мыслью было - отомстить мужу. Доказать ему и себе, что она способна не только у кастрюль стоять. И ей удалось почувствовать себя женщиной. Ивану она понравилась, и он был готов даже жениться на ней. Но Лида не могла бросить Алексея. Понимала, что он хоть и хорохорится, но без неё  жить не сможет. Кто будет терпеть его гулянки?   
  Может она и сглупила, когда отказала Ивану, но решиться поменять жизнь не смогла. Каждому – своё! Человек сам делает свою судьбу. Её судьба, это -Алексей. Теперь она знала себе цену, и поэтому, что бы он ни говорил ей, была уверена, что она не хуже других.
  Лидия Петровна думала о Татьяне. Молодец, что сделала правильный выбор! Иногда нужно включать свой разум, а не жить одним сердцем. К тому же, Танечка ещё молодая. Да она ещё родить может! А с таким мужчиной, как Борис, будет жить, как за каменной стеной!
   Никто не может знать будущего! Если бы это было человеку дано, возможно, он избежал бы многих ошибок. Но это была бы уже не жизнь, а спектакль по написанному сценарию. Жизнь – это вечная борьба с самим собой. Борьба нужна для того, чтобы человек совершенствовался, учился на своих ошибках. И только побеждающий  испытает  полноту счастья.
   Две женщины, две судьбы. Татьяна обрела своё счастье, победив в себе любовь к Павлу. А Лида была счастлива тем, что побеждала приступы ревности и продолжала жить с человеком, которого любила. Не нам их судить!