Василий Песков в Ефремове

Григорий Саталов
   12 августа в Москве на 84-м году жизни после продолжительной болезни скончался легендарный журналист, путешественник, писатель Василий Михайлович Песков. Несколько лет назад Песков перенес инсульт, это сильно подорвало его здоровье, однако он продолжал работать. До конца своих дней он оставался корреспондентом «Комсомольской правды». Многие люди старшего поколения помнят Василия Пескова как телеведущего. С 1975 по 1990 год он вёл передачу « В мире животных» вместе с Владимиром Дроздовым. Им написано много книг, прославился Песков и как фотожурналист. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, стал лауреатом Ленинской премии, премий Союза журналистов России "Золотое перо России" и "Легенда отечественной журналистики".
12 лет назад мне посчастливилось познакомиться с Василием Песковым. Я надеюсь многим будет интересен рассказ о том, как он побывал в Ефремове.

       Очарованы Красивомечьем

   Одной из главных тем, над которыми Василий Песков работал и как журналист и как писатель, была природа нашей огромной страны. Он поставил перед собой грандиозную задачу — написать цикл очерков обо всех реках России. А для этого, разумеется, ему предстояло и объездить все реки страны. В сентябре 2001 года дошла очередь и до нашей Красивой Мечи. Тогда я работал корреспондентом ефремовской газеты «Заря», и мне вместе с Александром Григорьевичем Зуевым, в ту пору главой Шиловской администрации посчастливилось сопровождать Василия Пескова и его друга и коллегу, с которым он приехал на берега Красивой Мечи, Николая Николаевича Старченко, главного редактора детского журнала «Муравейник».
И Василий Михайлович, немало повидавший на своём веку, и Николай Николаевич Старченко были очарованы красотой природы Красивомечья, разумеется, они был в восторге и от названия нашей реки. Василий Михайлович делал много фотоснимков. Современной цифровой аппаратурой он совершенно не пользовался. С ним были очень хорошие фотоаппараты отечественного производства, с которыми он прошагал много дорог и по нашей стране и за рубежом. Рассказывал он мне о своей технике с большой любовью. Вдоль берегов реки мы ездили на автомобиле, а на следующий день Александр Григорьевич раздобыл для московских гостей лодку, и они вдоволь поплавали по реке. Очерк о Красивой Мече вскоре был опубликован в «Комсомольской правде».

     «Желтизна» тираж не делает

   Помимо работы над очерком Василий Михайлович провёл в Ефремове и несколько встреч.  В частности в центральной районной библиотеке и в медицинском колледже. Мне запомнилось как на встрече с ефремовскими студентами он весьма критично отзывался о той редакторской политике, которую проводят люди, руководящие этой газетой. По словам Пескова, они думают, что для высокого тиража в газете обязательно должны публиковаться громкие скандалы, а в подаче материалов присутствовать некоторый цинизм, если не сказать глумливость. Василию Михайловичу все эти современные веяния в журналистском ремесле были совершенно не по нутру. Его держали в газете как живой символ, он уже тогда был старейшим сотрудником «Комсомолки», с богатейшим уникальным опытом, вёл в газете свою постоянную рубрику о природе, но на то, что вытворялось на других страницах газеты, повлиять не мог. Однако, мнения своего не скрывал. Рассказывая об этом, Василий Михайлович попросил поднять руки тех студентов, которые регулярно читают «Комсомолку». Рук оказалось совсем немного.
«Вот вы и подтверждаете моё мнение, что, когда газету сознательно делают «жёлтой», читателей ей это вовсе не добавляет» - С грустью прокомментировал результаты этого блиц-опроса Василий Михайлович.

    Заброшенная деревня

   Когда мы вчетвером путешествовали по берегам Красивой Мечи, Василий Михайлович и Николай Николаевич много расспрашивали Александра Григорьевича Зуева о том как живёт 
село. Николай Николаевич высказывался о том, что необходимо направлять финансы на развитие села, чтоб не приходилось в центре России в деревнях людям страдать от безработицы, спасаясь от нищеты натуральным хозяйством. Я не стал с ним много спорить, но и тогда и теперь считаю, что беда тут не только в том, что политики, принимающие решения, сами в деревне не живут, проблем сельчан не знают и не понимают. Беда ещё и в том, что в госаппарате слишком много откровенных воров. Им любая политика до лампочки. А когда казнокрадов так много, нет никакой гарантии в том, что даже выделенные в федеральном бюджете деньги дойдут по назначению, а не будут по дороге разворованы. Причём красть эти деньги прекрасно научились не только высокопоставленные федеральные чиновники, но и те, что помельче и живут в маленьких райцентрах.


       Вечер в гостинице «Встреча»


   Мы провели вместе целый день, а вечером Песков и Старченко пригласили меня и Зуева отужинать вместе в номере гостиницы «Встреча», в котором они остановились. За ужином у нас наконец нашлось время расспросить Василия Михайловича о многом поподробнее. Родился он 14 марта 1930 года в Воронежской области. Начинал свою журналистскую работу в Воронежской газете "Молодой коммунар", с 1956 года он перешел в "Комсомольскую правду", где работал до последних дней жизни. За эти годы он сделал сотни репортажей. В частности, он первым встретился с Юрием Гагариным после его легендарного космического полёта и долгое время освещал в «Комсомолке» космическую тему. Многим памятно интервью, которое Песков взял у маршала Жукова, находившегося тогда в политической опале. Я расспрашивал Василия Михайловича о тех легендах, которые ходили в народе о том, как Жуков сразу после войны командовал Одесским военным округом и боролся там с криминальным миром, поднявшим голову в послевоенные годы. По мотивам этих событий в 2007 году был снят многосерийный фильм «Ликвидация».

           Робинзоны XX века

   Василий Песков написал много книг. За книгу "Шаги по росе" в 1963 году он был был награжден Ленинской премией. Также его перу принадлежат "Записки фоторепортера", "В гостях у Шолохова", "По дорогам Америки", "Война и люди", "Белые сны", "Отечество" и другие. Но, безусловно, самое известное его произведение – "Таежный тупик", повесть о семье староверов Лыковых, проживших в тайге, в полном отрыве от цивилизации много десятков лет подобно Робинзонам.
Семья Лыковых жила в полной изоляции с 1937 года, долгие годы отшельники старались уберечь семью от влияния внешней среды, особенно в отношении веры. К моменту обнаружения геологами в 1978 году таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Иосифович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья. В 1981 году один за другим умерли трое из детей - Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович. Есть основания предполагать, что за долгие десятки лет полной изоляции у Лыковах ослаб иммунитет к вирусам, которые постоянно передаются от человека к человеку. И после контактов с людьми их организмы не справились с обычными болезнями, от которых остальные люди, как правило, без труда выздоравливают. В настоящее время Агафья Карповна Лыкова живет в тайге одна. Ей помогает глава местной администрации, который регулярно её посещает, интересуется её судьбой и оказывает поддержку и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
Когда Песков рассказал об этой истории, сначала на страницах «Комсомолки», а потом в документальной повести, потрясающая история семьи Лыковых обсуждалась всей страной, она мало кого могла оставить равнодушным.
Как известно, ещё при отце Петра Великого Алексее Михайловиче в православии произошёл раскол. Миллионы русских людей не приняли реформ патриарха Никона. И уже в те годы, на рубеже XVII-XVIII веков, спасаясь от порядков, в которых староверам виделось приближение царства Антихриста, многие из них бежали из центральной России в северные края, на юг, на Дон и Северный Кавказ, в Сибирь.
К староверам можно относиться по-разному. Но во-первых, необходимо знать, что ещё в 1971 году Поместный Собор РПЦ признал право староверов совершать богослужения по-своему. В постановлении этого Собора о старообрядцах в частности говорится: «Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру». А во-вторых, если вести речь о староверах, которые стремились жить изолированно от тех, кто по их мнению шёл по пути греха, то ведь в принципе это их законное право. Стремление сохранить свои древние традиции и обычаи признаётся современным международным правом, да и с нравственной точки зрения выглядит куда оправданнее, чем стремление вторгаться в жизнь других, ломать и переделывать её.
В любом случае пример семьи Лыковых представляет собой уникальный эксперимент, ставящий перед всеми нами огромный ряд не всегда удобных вопросов. А так ли уж много пользы даёт всем нам технический прогресс и эта самая цивилизация, к которой мы привыкли почти как к наркотику. Не теряем ли мы в погоне за её благами, что-то куда более ценное, чем благополучие среднестатистического современного потребителя? Чтобы выжить в современной цивилизации, а тем более достичь так называемого «успеха», людям часто приходиться кривить душой, лукавить, обманывать ближнего и дальнего. Православному человеку, конечно, всегда можно сходить в храм и, исповедовавшись священнику, получить отпущение грехов. И всё же проблема как жить, чтобы по возможности грешить поменьше, остаётся. И она также остро стояла и много веков назад. И многими православными подвижниками, в том числе и причисленными к лику святых двигало это же стремление. Уйти из мира, чтобы меньше грешить. Благо, что там, где природа нетронута цивилизацией, трудолюбивый человек всегда может себя прокормить без всяких супермаркетов. Подобно Лыковым и Сергий Радонежский и Серафим Саровский и многие другие православные монахи и миряне в самые разные времена удалялись в уединённые места. И, конечно же, во все времена такой путь в жизни был по силам очень немногим. Но пример этих людей служит всем нам не только немым укором, но и призывом всё же не терять в себе хотя бы остатки человечности, даже если и выпала нам судьба жить в миру и нести на своих плечах весь тот груз, что порождается необходимостью выживать среди людей, далеко не все из которых выбрали путь праведности, а порой сознательно делают главным маяком на жизненном пути корыстолюбие и стремление возвыситься над другими людьми и угнетать их самыми разными способами.

    Журналист иногда больше чем только журналист

   На прощанье Василий Михайлович подарил мне экземпляр своей повести «Таёжный тупик» со своим автографом. Василий Михайлович не только поведал миру о судьбе удивительной семьи Лыковых. На долгие годы он стал для этой семьи чем-то вроде ангела-хранителя. В настоящее время об Агафье Лыковой заботятся местные чиновники, но так было не всегда. Особенно трудно было в 90-е годы. После того как сибирские геологи обнаружили их в тайге, и тем самым их более чем полувековая изоляция была нарушена, у семьи возникло много проблем. А решать их, помогать им было в общем-то некому. И эту миссию взял на себя Василий Михайлович. Трудно и представить какую огромную и непростую работу ему для этого пришлось проделать. При том, что какого то дохода, если не считать авторских гонораров, он с этого никак не мог получить. Но гонорары то можно было заработать и без этого.
Журналистику порой весьма метко называют искусством временной дружбы. В самом деле, чтобы написать что-то такое, за что читатель готов платить деньги, журналист часто должен уметь быстро познакомиться с человеком, обладающим интересной информацией и подружиться с ним, чтобы он рассказал как можно больше сокровенного. Но потом то, журналисту уже некогда поддерживать с этим человеком дальнейшие отношения. Его ждут новые темы, новые встречи, новые люди. В данном случае Василий Михайлович не мог оставить героев своих публикаций наедине с тем миром, жить в котором они совершенно отучились. У него было высокое чувство ответственности. Правда, трудно сказать перед кем. Ведь никто ему не поручал этого. Эту заботу он взял на себя сам. Наверно просто потому, что оставался человеком. Одним из тех, кого цивилизация не испортила.