Вкус детства

Евгений Сухов 2
  Каждый будний день, я отвожу дочку в садик. Август, ещё не осень, но многие фрукты и овощи созрели в этом году в средней полосе России.
  По пути, вдоль тротуаров, растут липы, клёны, яблони. Везде видны созревающие серёжки, "крылышки" клёна, яблоки.
  В детском садике, на одной из игровых площадок, растёт дикая груша. Сегодня ночью был дождь с ветром, поэтому мелкие грушки попадали с веток и лежат на асфальте, и на газоне.
  Вид лежащих на траве мелких плодов этого дерева оживил в моей памяти картинки моего детства....

  1946-й год. Первый год мирной жизни после ужасной, кровопролитной Войны. Всё население получает продукты по карточкам.
  Ясная Поляна, поместье Льва Толстого. Зима. Мы с мамой приехали к новому месту её работы. Мама снимает комнатку в частном деревенском доме на берегу пруда. До работы надо идти пешком километра 4. Я пошел учиться в школу, стоящую напротив въезда в Поместье.
  Очень голодно. Спасает чёрный хлебушек, который каждый день, в конце работы выдают маме. Дают не много, по 400г. на неё и на меня. Это менее буханочки.
  Обычно, после школы я приходил в медпункт небольшого деревообрабатывающего  заводика, где работала мама. На обед она брала с собой несколько отваренных картофелин, которыми делилась со мной.
  Момент выдачи хлеба, всегда был мгновением Великого Счастья в моём детском сознании. Мама приносила хлеб, отламывала кусочек с хрустящей корочкой и первому давала мне. От одного только запаха черного хлеба у меня кружилась голова и "текли слюнки", в прямом понимании этих слов. Минут 10-15 мы с мамой молча лакомились хлебушком, а потом шли домой.
 Я, обычно, сидел на мешке с опилками (другого топлива для печи в доме не было).
Мешок мама привязывала верёвочкой к санкам, которые по криво наезженной санями и редкими машинами дороге, везла вместе со мной домой.
  Спасало то, что более половины пути, дорога шла под гору. И я научился ногами, свешиваясь позади мешка, управлять санками. Конечно, иногда санки заносило в снег и далее уже помогала мама.
  Хлебушек, который мы начинали кушать у мамы на работе, надо было оставить и на утро. Чтобы получился завтрак, после которого у каждого из нас должно было хватить сил для работы и учёбы.
  В селе начали появляться скотина и куры. На остатки своей зарплаты мама  могла купить пол-литра молока, два куриных яйца и несколько картофелин в день. Ни о каком мясе мы не думали. Очень редко перепадали консервы "Килька в томате" и ещё реже макароны, и кое-какие крупы.
  Весной, в апреле, начинал сходить снег с полей. И большинство детей, после школы, шли на места, где осенью убирали картофель. Мы собирали вытаявшие из-под снега, но ещё вмёрзшие в грунт картофелины. (Осенью, собирать после уборки урожая, колоски и картофель, запрещалось.)
  Оттаявшие картофелинки, при прикосновении к ним, становились жижей тёмно-коричневого-чёрного цвета. Эту жижицу из земли и прошлогоднего картофеля мы собирали в кастрюльки. Потом, вечером, мама промывала всё это, как-то отделяла песок и землю, и из оставшегося мессива пекла на сковороде оладьи, такого же цвета. Назывались они: "ташнотики". (Просьба, не путать с "драниками",которые
готовят из свежей натёртой картошки.)
  Но поджаренные на сковороде "ташнотики" тоже были на уровне лакомства и служили хорошей добавкой к ежедневному рациону.
  В мае, появлялась трава и, конечно же, крапива. Если нарезать мелко стебли и листы крапивы, положить в кастрюлю с водой, добавить несколько кусочков картошки и при варке разбить и хорошо размешать куриное яйцо, то получались "фантастические"
по вкусу щи. С этого момента, ощущение голода, перестало быть постоянным. Ещё лучше готовить подобные щи из ПОДОПЛЕСТА, который появлялся после крапивы, но уже
в лесу.
  С этого момента заканчивалась пора зимнего голода, по крайней мере у меня и у мамы.
  Дальше было лето. Подрастали другие травы и корнеплоды, которые можно было кушать сырыми. Мы, дети, тайком рвали морковку, турнепс, репу. Мыли всё в пруду и я не помню случаев расстройства желудка.
  Ближе к осени созревали яблоки в саду Поместья, который размещался между селом и лесом. Сад охранялся, но после сбора урожая вход был свободен. И дети постоянно собирали с яблонь не снятые, замаскировавшиеся среди листвы плоды.
  В том же саду росла дикая груша. Старая, но очень плодовитая. Осенними днями, на земле, около дерева, до первых заморозков, всегда лежали грушки. Мелкие и желтые,
с переспевшей мякотью внутри.
  Мы, детвора, систематически посещали это место и набивали карманы, пазухи упавши-
ми плодами.
  Когда надкусишь грушку, то вначале ощущаешь прохладу и сладость сока. Потом начинает появляться горчинка и сильный вяжущий привкус во рту. Но как всё это могло повлиять на голодных детей? Все были радостны и с большим удовольствием
уплетали дикие грушки. Во рту оставалась сладость и желудок наполнялся пищей. Это были счастливые дни моего детства....

  Я поднял грушу с травы газона в детском садике. Протёр её салфеткой, откусил...
Вкус этой грушки, для меня был вкусом моего голодного, но по-своему счастливого,
далёкого послевоенного детства.
  Я предложил дочке попробовать. Она откусила кусочек, пожевала, выплюнула и сказала: "Горькая.."
  Да. Разные жизни, разные времена и вкусы. Всё хорошо. Но пусть у моей доченьки никогда не будет воспоминаний о войне, голоде и горьковатых диких грушах.