Стадо И Стая

Веруня
   Моё несовершенное произведение участвовало в конкурсе Жанны Маровой. Написано оно было специально в форме письма.

   Меня нисколько не опечалило,что оно не прошло в финал: я написала  так, как понимаю, думаю, чувствую. Я и сейчас считаю,что главным отличием является целеустремлённость, общность Стаи: одни цели, одни чаяния, одни взгляды, одна направленность, один путь...

   Я решила: вне зависимости от результата конкурса то,что мной написано имеет право  быть и на моей страничке:

 

      "Милая Жанна, доброго тебе времени суток! 


    Узнала  о конкурсе, тобой объявленном, и, что редко со мной случается, зацепило.  Думала, участвовать или нет,  ведь нового я вряд ли что скажу, но потом, после долгого раздумья, решила написать тебе письмо  - оно и  станет моим участием в данном конкурсе
 
        Казалось бы,  и что нового и интересного?   Но не отпускает.  Что-то всколыхнулось и заставило  даже жаркой липкой  ночью вернуться в мыслях к заданной теме. Очень редко в последнее время  во мне возникает  желание участвовать в конкурсах, где бы они ни объявлялись. 

      В разных  энциклопедиях   о сути стада  и стаи   любознательным  читателям   сообщаются примерно одни и те же сведения:
     «Стадо  – это группа  животных, состоящая  по большей части одного  вида,   для формирования  стада принципиально важно  взаимное влечение животных друг к другу. Для стада характерно наличие общего ритма жизни, который проявляется в том, что животные в стаде кормятся, отдыхают, перемещаются и защищаются от хищников согласованно…»
   Существует выражение: «Панургово стадо». Оно пришло в лексикон из произведения  моего любимого Рабле  « Гаргантюа Пантагрюэль». Панург – герой романа, а Панургово стадо – толпа, подражатели, безрассудно и слепо идущие за поводырём!
     «   Стая  -  это группа   млекопитающих,  рыб, птиц,  обычно одного вида, находящихся в сходном биологическом состоянии, активно поддерживающих взаимный контакт и координирующих свои действия.
Стая состоит из особей, которые выполняют ряд важных жизненных функций, будучи членами той или иной стаи на протяжении большой части своей жизни.  И вожак внутри неё…»

    Предполагается (а кто может знать точно!),  что именно  стая  первобытных протолюдей   послужила  основой создания  человеческого общества.  Мировоззрение   именно такое.  Может, именно это и есть  главное отличие Стаи от Стада?


    Как человек приземлённый, всё и всегда перевожу  в область человеческих отношений, приходя в мыслях к собственным ощущениям и собственному  осмыслению  прожитого.

    Когда-то давно один малограмотный человек, чем-то раздосадованный,  при  мне, семнадцатилетней девчушке, воскликнул: « Что в народе, то и в природе!»   А можно и наоборот: «Что в природе…»

      Именно  Природа  всё и всех расставила по своим  местам. И Человеку,   индивидууму, способному думать и поступать, неотделимому от природы,  но вечно воюющему с ней,  тоже  оно определено.

      Я много думаю. Часто голова болит от дум, но куда от них уйти!

   Стадо и Стая – теперь эти понятия занимают меня -   процесс пошёл по другим рельсам – все творческие  задумки  отложены.

        Мысли не остановить. Они перескакивают с одного предмета на другой, с одного события на другое. И перед глазами  возникает то Стадо человекоподобных,  в одном порыве скандирующих приветствие: «Хайль, Гитлер!», то Стайка  голодных,  больных, изуродованных  концлагерем  людей,  поднявших Варшавское гетто на восстание…

 Или   «вижу»,  как  разъярённая толпа  религиозных фанатов, линчует  инакомыслящих, или   прилюдно до смерти забивает    камнями  женщину, одетую, по их мнению,  в неподобающую одежду.    Стадо в человеческом образе куда страшнее стада бизонов, с которыми  не всем  уготована  встреча.

     То мне думается:  не  дай Боже считать свой народ Стадом,  или увидеть,  как Стадо выходит из-под контроля,   и начинаются    волнения, перерастающие в гражданские войны: так было в России, так есть сейчас во многих странах Ближнего Востока.

 
      Стадо и Стая.  В какой-то момент жизни мы и в Стаде и в Стае…

      Девятый класс. Ненавистная  Галина Тимофеевна, учительница по швейному делу,  всех девочек  рассаживает  по углам, по отдельности: «Стадо тупоголовых  баранов, а не ученицы,- выкрикивает она с  неприятным, режущим слух,   акцентом.»

     А я  не желаю быть в её Стаде и прекращаю посещать эти уроки. Наказание за проступок следует немедленно: оценки по предмету и по поведению , которые пойдут в аттестат, снижены.  снижена.   Но, безусловно, я страдаю -  меня заставляют извиниться, но я всё-таки не  с ней!   Я свободна!
    
      Когда отступает жара и позволяет  собственное здоровье, я   смотрю вслед птицам, летящим  через мою Землю Обетованную из твоих краёв в Африку.   

       И частенько наблюдаю одну и ту же картину: молодняк норовит  выскочить вперёд.   Но опытный вожак  препятствует: он  выравнивает клин. Молодость вносит хаос и смятение в ровные ряды птиц,  а вожак знает( так думается мне!), что всё проходит, пройдёт и Молодость…

        Смотрю вслед Стае птиц, и  вспоминаю мать,  она была Вожаком нашей стаи, и её усилия не прошли даром: те, кто был в этой Стае,  выросли порядочными людьми.

      
     Во многих словарях  Стадо и Стая( стайка) –синонимы. Возможно, потому, что у  тех и у других существуют поводыри, наставники, «пастухи». И не всегда Стадо агрессивно, а Стая  олицетворяет позитив. Но,  как я  понимаю,  Стая – это общая цель, общее  направление, общие желания, отсутствие аморфности,  застоя, а, значит, именно Стая и формирует Прогресс!   Нельзя находиться в Стае, не  разделяя её законы и направленность.

      Закончу словами из песни «Чужая колея» Владимира Семёновича Высоцкого:

       «…Но почему неймётся мне?
Нахальный я!
Условья, в общем, в колее
Нормальные.
Никто не стукнет, не притрёт -
Не жалуйся.
Желаешь двигаться вперёд?
Пожалуйста.

Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,

И я живо себя убедил -
Не один я в неё угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все.

Вот кто-то крикнул сам не свой:
- А ну, пусти! -
И начал спорить с колеёй
По глупости.
Он в споре сжёг запас до дна
Тепла души,
И полетели клапана
И вкладыши.

Но покорёжил он края,
И шире стала колея»


… И шире  стала колея,  и  жизнь, несмотря на многие препятствия,  продолжается…
      

   Я изложила свои мысли, поучаствовала в твоём конкурсе, а на всё остальное твоя воля, и её я приму с теплом и улыбкой!

   
          Жанна,   прогресс  позволил  мне познакомиться  на ПРОЗЕ.РУ  с тобой и ещё  целой  когортой   хороших добрых талантливых людей, с которыми я нахожусь  давно  в одной  Стае…


          Удачи мне, тебе и всем нам. Сердечно обнимаю. Вера

8 августа 2013года.»