Как Вицин и Моргунов спасали кинематограф Украины

Александр Брусенский
В начале 90-х годов украинский кинематограф, который тогда еще имел достаточный запас прочности, пробовал шагать в ногу со временем и вовремя реагировать новыми картинами на события в Украине, которая боролась за независимость. В частности, создавать кинофильмы, посвященные строительству национального украинского войска. Так, в 1993 году на киностудии имени Довженко выпустили на экран комедию «Бравые парни» (режиссер Николай Засеев-Руденко). Ее сюжет не отличался оригинальностью: в сложные для молодой армии времена четверых бывших военных летчиков, которые, чтобы выжить на гражданке, приторговывали разным хламом на рынке, снова призвали в армию. Потешному  экипажу военного транспортного самолета поручили выполнение особо ответственного задания… 

Звездный экипаж

Авторы сценария и постановщики кинофильма, несомненно, рассчитывали на его успех. И не только потому, что сюжет фильма казался им очень актуальным.  Но и потому что, что играть в комедии пригласили кумиров советских зрителей. Фактически, в кинофильме собрали весь тогдашний цвет советского экрана – Георгия Вицина, Евгения Моргунова, Петра Глебова, Спартака Мишулина, Владимира Этуша, Элину Быстрицкую, Людмилу Хитяеву, Любовь Соколову, Богдана Бенюка и др.

Немало времени в фильме было отведено сценам на военном аэродроме. Их снимали в Полтаве в августе 1992 года на аэродроме, где тогда дислоцировался 185-й гвардейский тяжелобомбардировочный полк Дальней авиации с  частями обеспечения, а в самом городе – штаб 13-й гвардейской авиадивизии. Ее руководство и взяло на себя главную заботу об обеспечении съемочной группы всем необходимым – от  использования личного состава воинских частей для съемок в массовых сценах, до питания  съемочной группы  в летной столовой и обеспечения актеров обмундированием.  Режиссер «Бравых парней» Николай Засеев-Руденко умело  отблагодарил командование за помощь. В частности, командир дивизии генерал-майор авиации Геннадий Котляр, тогда еще полковник, выступил в комедии  в роли консультанта, а его жену Светлану режиссер пригласили  для съемок в фильме. Правда, на роль второго плана – медработника военного лазарета. Стремительную «артистическую» карьеру жены комдива потом еще долго обсуждали в авиагородке.

Приезд звездного «десанта» в полтавский авиагородок, где жили военные летчики с семьями, вызвал настоящий фурор.  Внимание авиаторов было привлечено к исполнителям главных ролей будущего кинофильма,  которых играли известные и любимые зрителями мэтры советского экрана – Народный артист СССР Георгий Вицин, Заслуженный артист РСФСР Евгений Моргунов, Народный артист РСФСР Спартак Мишулин – памятный на все времена советскому телезрителю директор  кабачка «13 стульев». Народного артиста СССР Петра Глебова в авиагородке все помнили по кинофильму «Тихий дон» в роли Григория Мелихова. А Народного артиста РСФСР Владимира Коренева полюбили за роль Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия». Для участия в съемках приехал и известный украинский актер Богдан Бенюк, который в «Бравых парнях»  играл подполковника Скелета.

В те времена на полтавском военном аэродроме стояли грозные боевые самолеты-ракетоносители Ту-22М3, которые на Западе прозвали «Бекфайерами».   А по замыслу авторов сценария, из гражданских торгашей – бывших летчиков, сформировали экипаж военно-транспортного самолета Ан-12 для выполнения специального задания.  Такого самолета в Полтаве не было, поэтому транспортник на время съемок перегнали с военного аэродрома Озерное, расположенным неподалеку от Житомира.  Исполнителей главных ролей переодели в летные – с иголочки – комбинезоны, под которыми виднелись тельняшки, которых настоящие военные авиаторы не носили. На головы «асам» надели пилотки с «крабами» в центре которых гордо сияла красная звезда. Когда офицеры и прапорщики увидели переодетых в летную форму любимых актеров, многие едва сдерживали смех. Было понятно, что те никогда в жизни не носили военной формы.  Комбинезоны топорщились на новоиспеченных авиаторах, пилотки все время сползали на затылки… На улице стояла жара и «авиаторы», вопреки требованиям уставов и инструкций для экипажей,  все время старались расстегнуть «молнии» комбинезонов. Сказывалось и амплуа комедийных актеров. Например, Георгий Вицин на съемочной площадке – спортивном городке одной из воинских частей, никак не мог сосредоточиться, как надлежало вести себя его герою майору Василию Грибоедову,  жеманничал и отпускал шутки, более уместные для его  роли в комедии «Кавказская пленница». 

После каждого съемочного дня режиссер фильма собирал свой «экипаж» и проводил с актерами «разбор полетов». Проходило это интересное действо прямо на съемочной площадке возле самолета.  Интересно, что кумиры советского кино согласились сниматься в комедии «Бравые парни» уже в довольно солидном возрасте. Так, на момент съемок в Полтаве Георгию Вицину исполнилось 76 лет, не на много моложе был и 65-летний Евгений Моргунов. Пенсионного возраста на то время достиг и Спартак Мишулин, которому исполнилось 66 лет. Самым старшим в том удивительном потешном  экипаже был исполнитель роли майора Чередниченко 77-летний Петр Глебов. Военным авиаторам, которым повезло вживую наблюдать за творческой работой на съемочной площадке мэтров экрана, было непривычно видеть своих героев-прототипов в возрасте, когда в армии уже давно не служат. И, одновременно, понимать, что пожилые актеры, возраст которых не скрывал даже мастерски наложенный грим, вынуждены сниматься, чтобы подработать к  своим небольшим пенсиям.  Но играли ветераны экрана  с полной самоотдачей и уже через несколько дней пребывания в авиагородке, полностью вжились в роли «бравых парней» - кадровых военных. 

В перерыве между съемками

Приезд корифеев советского экрана в Полтаву совпал по времени с празднованием в авиагородке нескольких праздников. В частности, 16 августа там отмечали День Авиации – любимого в народе праздника авиаторов. На гарнизонном стадионе уже с утра собралось много людей. После официальной части началась развлекательная программа. Зрители с восторгом наблюдали за прыжками с парашютами.  Хорошо натренированные военные парашютисты умело управляли стропами шелковых куполов и мастерски приземлялись прямо в центр футбольного поля.  Наградою для мужественных десантников были бурные аплодисменты.  Вскоре объявили, что участие в празднике принимают гости авиаторов – популярные актеры кино.  Это был настоящий подарок «довженковцев» полтавским летчикам.

В центре стадиона установили импровизированную трибуну, которую солдаты наспех собрали из деревянных щитов, подключили микрофон, к которому вышли Петр Глебов, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Спартак Мишулин и Владимир Коренев.  Радости тех, кто собрался на стадионе, не было границ!  После долгих оваций актеры начали импровизировать.  Петр Глебов взял в руки гитару и хорошо поставленным сильным голосом исполнил  популярный романс. А потом… вульгарную песенку про женщину-майора. Ее смысл был в ответе на вопрос – может ли женщина - майор быть подполковником? Может, утверждал немолодой исполнитель:  если сверху на нее ляжет полковник…

Евгений Моргунов тоже удивил участников праздника. Он почему-то вышел к зрителям в… домашних тапочках, в которых и потом разгуливал по стадиону.  Георгий Вицин на публику не выходил. Очевидно, чувствовал себя нехорошо.  Пожилой актер все время стоял в тени под трибуной, прячась от жары. Когда его там увидели, к любимцу публики бесконечный ручейком потянулись гости праздника.  Сначала просили автограф, потом разрешения сфотографироваться вместе. Утомленный жарой актер никому не отказывал и покорно позировал перед фотокамерами с очередным поклонником.

Съемки комедии совпали и с другим праздником – Днем Независимости Украины. В авиагородке его отмечали на официальном уровне, как и положено военным – с построением всего личного состава в парадной форме, выносом Боевых знамен, вручением наград и т.п.  24 августа 1992 года все воинские части выстроили по случаю этого праздника на плацу.  Этим воспользовалась съемочная группа. Операторы установили камеры и проводили съемку, когда «коробочки» военнослужащих маршировали мимо трибуны с начальством. Но все закончилось, как и должно было закончиться на съемочной площадке, где обычно делают несколько дублей. Командир дивизии подозвал к себе командиров частей, что-то им сказал и те поспешили к своим подчиненным, которые все еще томились в шеренгах. Оказалось, что отснятую сцену прохождения  забраковали из-за… лужи на плацу, которая осталась после недавнего дождя. Поэтому комдив с режиссером  решили снять дубль на аэродроме, куда и приказали идти пешком личному составу.  Участие в массовой сцене понравилась далеко не всем офицерам и прапорщикам, которые рассчитывали, что после построения их сразу отпустят домой, и они за праздничными столами  поднимут чарку за неньку-Украину.   Но теперь стало понятно, что выпивка откладывается на неопределенное время и в долгожданный выходной  день придется вышагивать перед кинокамерами. Но приказ – есть приказ! Поэтому все покорно отправились строем на аэродром, где пришлось опять повторять все сначала. Пока оператор не кивнул режиссеру, что все в порядке. После этого офицерам и прапорщикам разрешили идти по домам.

Взлет и приземление Бравых парней» 

Наступило время последнего дня съемок в Полтаве. Перед тем, как возвратиться в Киев, актеров повезли на известную Сорочинскую ярмарку. Память о той поездке так же осталась запечатленной в фотографиях. В частности, известно фото с главного «базара» Украины, на котором командир дивизии полковник Геннадий Котляр в гражданской одежде снялся вместе с Элиной Быстрицкой. 

Наконец, актеры запаковали вещи,  и съемочная группа отбыла в Киев. Самолет Ан-12, которому на время съемок закрасили красные звезды на крыльях, а на борту нарисовали какую-то малопонятную рекламную надпись, сделал прощальный круг над аэродромом и взял курс на Озерное.  В ноябре  1992 года в тогдашнем Доме политпросвещения в областном центре для военнослужащих авиагородка организовали предпремьерный показ комедии.  Фильм «Бравые парни» официально еще не вышел в прокат, т.к. на студии им. Довженко уже тогда появились проблемы, которые надолго расстроили хорошо налаженный механизм известной киностудии.  Но съемочная группа выполнила обещание и авиаторы первыми посмотрели рабочий вариант комедии. Многие из присутствующих в зале увидели себя на экране, чему открыто радовались.  Но массовый зритель встретил фильм, в котором, возможно, в последний раз собрали такой ансамбль настоящих звезд советского кино,  сдержанно. По крайней мере, в широкий прокат «Бравые парни» не пошли. На форуме сайта http://www.kinoexpert.ru можно и сегодня прочитать откровенно негативные отклики зрителей, которые удивляются «халтуре», в которой согласились сниматься звезды первой величины.   Например, характерны оценки такого содержания: «Фильм – позор! Увидев любимых артистов в титрах, потирал руки… Такую чушь могли поставить только в период ранних 90-х. Единственное оправдание в том, что фильм, возможно, помог в те времена не умереть с голоду уже никому не нужным актерам…». 

…В Полтавском авиагородке и сегодня вспоминают события двадцатилетней давности, о которых напоминают бывшим военным авиаторам любительские фотографии. Их можно увидеть в столовой для летного состава, где в зале для руководящего состава дивизии угощали разносолами популярных актеров, и в альбомах уже бывших военнослужащих.  Другого такого случая встретиться одновременно с несколькими кумирами миллионов советских зрителей, у летчиков уже не было.  «Бравые парни» стали своеобразной отправной точкой, после которой в Украине началось массовое сокращение Дальней авиации и расформирование тяжелых авиационных полков. В том числе, и в Полтаве.  Они оказались не нужными новому руководству независимой Украины.  Сегодня «съемочная площадка», где снимали комедию, зарастает бурьянами, выбитыми окнами пугают случайных прохожих полуразрушенные  брошенные казармы и штабы бывших воинских частей. А военный аэродром, откуда  «взлетал» на транспортном самолете звездный   экипаж, более десяти лет не слышит гула реактивных двигателей боевых самолетов, которые несколько лет назад порезали на металлолом. Под бдительным контролем посла США в Украине…

Фото из архива автора