2. Мальта

Николай Холопов
  Декабрь 1998 года.

  Из Рижского аэропорта на самолете Британских авиалиний - Боинг 737 (маленький аэробус) мы полетели в Лондон. В самолете дали поесть, но чего-то такого, чему у меня нет определения. Похоже это было на кусок курятины, завернутой в блин. По-началу я решил, что это просто размокшая бумага и стал ее отковыривать, но, оглядевшись по сторонам, обнаружил, что все едят и ничего не отковыривают. Летели часа три или четыре. Под нами были облака, ничего не видно и я спал какими-то урывками, но все-таки спал. Места в этом самолете удобные, ногам не тесно. Подносили также и горячительные напитки, но я просил разве что сухого вина, которого и принесли в небольшой бутылочке эдак на 200 граммов и с винтовой пробкой. Позади меня сидел какой-то новый английский, который всем иным развлечениям предпочитал просмотр деловых бумаг, а их, в его чемоданчике было предостаточно. Радостного в этих бумагах для него было, по-видимому, мало и он, читая их, вздыхал с каким-то трагическим стоном.

  Прилетели в Лондон мы не в самый большой аэропорт. Впрочем, он, конечно же, был много крупнее рижского. Все западные аэропорты мне напоминают компьютерные игры типа DOOM (Дум). Длинные проходы к терминалам, где происходит посадка и выгрузка пассажиров. Проходы заканчиваются одним или более залов, где сосредоточены магазины, рестораны, кафе и всякие другие полезные для пассажиров службы. В нашем случае зал был один, но такой трехэтажный. Нижние этажи использовались для прохода к удаленным терминалам, верхний для ресторана, и кафе. Также на этом этаже разрешается курить, что все и делают.  Второй этаж занимали магазины (дорогие) и Duty Free Shop (Дьюти фри шоп), где торгуют с заметной скидкой, но только папиросами, горячительным и парфюмом.  При покупке товаров просят показать билет и записывают что-то в свой компьютер.

  Мои попутчики (двое), приехав в аэропорт, тотчас сосредоточились на поправке здоровья, известным методом. Я, из жалости, отдал им свою водку и оставил их, курящих, на третьем этаже, подкинув им свою сумку. На втором этаже также был английский бар - Pub (паб). Тут можно было и поесть и пива всякого попить, кофию и чаю. Я просил чаю. Мне подали небольшой чайничек с чаем и специальную кружечку с носиком, чтобы ловчее было наливать из нее молоко. При этом меня никто не спрашивал хочу ли я молока или нет. Дали и все. В результате всего получилось три чашки чаю с молоком. Чай был крепкий - типа заварки, но разбавлялся не кипятком, а именно молоком. Это и в самом деле вкусно и приятно. Чайничек этот в меню назывался Pod (под), то есть горшок. Стоило это полтора фунта.  Фунт по-английски - Pound (паунд). За время пребывания в этом аэропорту я еще дважды заходил попить чаю сюда. Мои товарищи пили в Макдоне кофе тоже за полтора фунта и ели гамбургер за такие же деньги. В ресторане второе блюдо стоит от пяти до семи фунтов, а в специальной кофейне также есть дорогой кофе, по пяти фунтов.  Туалеты в аэропорту бесплатные. Находятся на третьем этаже. Туалеты убирают черные, разумеется. Наши еще не подъехали. Но ожидают...


  На специальных телевизионных экранах, всюду расставленных, в виде таблицы имеется информация о рейсах. Через несколько часов ожидания на экране появилась надпись MALTA, а за полчаса перед отлетом рядышком написали и номер терминала, откуда нам предстояло улетать. Поскольку ничто нас не удерживало, мы поспешили к указанному терминалу. У нас проверили билеты и сумки на предмет бомбы и ружья. Все уезжающие собрались в накопителе, где были кресла, но курить уже не велели. Вскоре подали самолет с мальтийским красным крестом на хвосте и мы по специальной трубе пошли внутрь самолета. Самолет был такой же, как и из Риги. Мест было довольно и мы расселись, кто где хотел.  Перед вылетом стюардессы объяснили, как надо пользоваться средствами спасения при разных коллизиях. Говорил магнитофон, а они только доставали спасательные жилеты, дыхательные маски и прочее. После чего велели всем пристегнуться, проверили исполнение и мы полетели.

  Как я уже говорил, везде была облачная погода и ничего не было видно.  Полистав журналы, которые прилагались к моему месту, я стал ждать обеда. Перед обедом предложили попить. Я также попросил сухого вина и мне его поднесли. Супу на обед не подавали, а дали всю ту же курицу, но теперь уже без бумаги и горячую.  Также всякие салаты, салфетки и проч. Обнесли всех кофием, чаем, прохладительными и горячительными напитками. Мои товарищи, разумеется, стали налегать на горячительные напитки, которые во множестве имелись в маленьких таких бутылочках на 25 грамм. Сколько они их вытребовали - я не знаю, поскольку опять привалился к окну и поспал.

  Через три-четыре часа лету стали садиться. Попутчики мои сидели хмурые, поскольку им в конце концов перестали предлагать горячительное, видимо опасаясь за их здоровье. Но, как показали мои дальнейшие наблюдения, опасались они совершенно напрасно, так как вряд ли в их самолете имелось такое количество горячительного, которое смогло бы повредить здоровью моих попутчиков.

  Над Мальтой садились уже поздним вечером и видели разве что огни.  В аэропорту нас встретили службы иммиграции. Они связались с нашим агентом и пропустили нас дальше. Дальше была таможня, но меня, с моим честным лицом, пропустили без досмотра. На выходе дожидался шофер с микроавтобусом на котором мы и поехали. Машины тут ходят, как в Англии - слева, а руль стоит справа.  Гостиница - ничем не примечательный дом с рестораном, растениями в горшках, лифтом, кабина которого мне была тесна и двухместными номерами. Разряд гостиницы - три звезды. В номере - две кровати, шкаф, трюмо, кондиционер, телевизор с набором спутниковых программ (40 каналов), ванная комната и все. Примечательно, что вода в водопроводе была слегка солоноватой. Оказывается, сколь ни будь заметных источников воды на острове нет и вся пресная вода привозная. Соленой же воды – сколько угодно.  Электрические розетки - английского стандарта, поэтому своего чаю я не попил.

  В гостинице уже полдня нас поджидал старший помощник капитана по национальности - одессит. Ему было грустно нас поджидать так долго и он оживился, когда мы приехали.  Сразу же пошли ужинать. За все платит фирма и мы особенно не церемонились с ней. Пошли в ход французские вина, бараньи ножки, салаты из креветок и уже не помню, что еще. Питались мы, конечно, всем на удивление. После ужина гуляли.

  Поутру, на другой день, пошли к нашему агенту, узнать насчет корабля. Корабль задерживался и у нас получился целый свободный день. Я пошел денег поменять на местные мальтийские лиры. Курс - три доллара за лиру (!).
После обеда, как всегда роскошного, поехали на автобусе в Ла- Валлетту. Проезд стоит 11 местных копеек, не дорого. Путь занимает около 20 минут. Проезжая по острову, видно, что тут люди живут не одну тысячу лет. Все оприходовано, пристроено к делу, нигде ничего не валяется и не растет где попало. Впрочем, и зажиточности особенной мы тут не обнаружили. Мальтийцы - это такой народ. У них свой язык, довольно странный и ни на что не похожий. Они такие чернявые, но не похожи ни на испанцев ни на итальянцев. Не любопытны, но и не злобливы. Поскольку в основном тут живут туризмом, то относятся к нам, к приезжим как к не проходящей зубной боли. Местность каменистая - гористая. Растений немного, потому, что с водой плохо, да и летом тут жарко- до 50 градусов, говорят. Состав горных пород тут такой же, как и в Крыму - известняк и ракушечник. Из него легко строить дома, что на Мальте и делают. В результате горы попилены добытчиками камня.

  Ла-Валетта старый город. А в нем есть еще более старый город, то есть совсем старый.  Старый город обнесен глубоким и широким рвом без воды. Глубина рва на глаз - метров 40, да и ширина такая же. Проход осуществляется по мосту, который раньше, надо полагать, был деревянный и подъемный. Теперь же, мост вполне постоянный и надежный. В старом городе имеется, как мне показалось, всего одна широкая улица, где, впрочем, с трудом разъедутся две машины, да и то, если пешеходы им это позволят сделать. Удивительно, но все улицы этого старого города ведут к морю. Прочие же улицы имеют ширину по старому стандарту - всадник на коне с копьем поперек коня. Дело в том, что у всадника копье было длиннее, нежели у пехотинца. Улицы, понятное дело, горбаты. По ним славно двигаться вниз, но потом ведь надо и наверх забираться. На улицах устроены везде магазины и лавочки, но хотя мальтийцы народ и южный, но не позволяют себе приставать к прохожим со своим товаром, как теперь это можно с неудовольствием заметить даже в Риге. Товар самый обычный, ибо происхождение его не вызывает сомнений, да и Турция тут совсем рядом. Дома высотою в наших пять этажей. Каких-то высоких домов я не увидел, как, впрочем, нет и маленьких. Все одинаково высокие и очень старые. Для удобства проживания современного человека в домах устроены электричество, водоснабжение и канализация. Все провода и трубы идут снаружи домов. Электричество - снаружи, а трубы во дворе. Морозов тут не случается, поэтому все трубы, часто пластмассовые.  Под ногами тот же камень, что и на стенах домов. Часто для удобства пешеходов сделаны ступени. Солнца на улицах не увидишь, да тут это и не такая редкость чтобы остановившись, на него глядеть. Его тут вдосталь. Кисок на улицах немного, но их не обижают, а вот собачек совсем не видать. Специальных массонских угодий не видал, но видал ту военную базу, где в свое время Горбатый продавал наш Союз американцам. Мне ее показали мои попутчики.  Народ готовился встречать Рождество и поэтому были озабочены своими делами.  Иногда встречали гуляющего Деда Мороза, а потом обнаружили и целую машину с ними.
Старший механик был озабочен покупкой носков, потому, что забыл их дома. Ходили, искали, но он любит, чтобы все было высокой пробы - наследство весьма тяжелого детства в интернате и мореходке. Пошли на специальную торговую улицу, где движения не было, а были выставлены лотки с товаром. Носков не обнаружили и он купил их в магазине по пяти лир (15 усд). Потом, неподалеку от магазина, мы натолкнулись на ларек, где эти носки стоили пол лиры. Конечно, обсуждая такую незадачу в ход были пущены все познания в неформальной лексике. Возле нас две девицы заметно задергались и, как оказалось, это были наши российские девицы, которых их новорусские папаши послали сюда учиться в университет.  Поговорив с девицами с минуту, пошли дальше. Впрочем, уставшие от гуляния ноги просили пощады. Неподалеку было открытое кафе, типа, как в Риге на Домской площади, под тентами. Там даже одно или два дерева было. Попросили пива, кстати, хорошего, поискали и нашли туалет и, оглядевшись по сторонам, пришли к выводу, что в Риге, при такой же почти цене на пиво, уличные кафе круче.

  Поскольку на ужин в гостинице мы заказали больших лангустов (лобстеров), да и стало темно, мы решили возвращаться восвояси в город Марсашлок, где была наша гостиница и ресторан, и где мы не стеснялись. Кольцо автобуса находилось прямо около моста через ров, мы выискали нужный нам номер и уже в темноте поехали обратно.

  Прежде, чем закусить лобстерами, мы попросили супу из грибов. Для Мальты нельзя назвать грибной суп традиционным, ведь грибы (мешрумс) тут не растут, но суп такой имелся, он был дорог, и мы его попросили. К чести заведения, он оказался не плох. Позже, на специальной тележке прикатили лобстеров. К ним подали каждому специальные клещики, чтобы ломать панцирь зверю. Также каждому досталось по железной миске с теплой водой и лимоном, чтобы потом в этой миске руки пополоскать. Запивалось все это Рейнским белым вином с остаточным сахаром, дорогим и изысканным. Вина, как водится, не жалели. Также были предложены всякие травы, хлебцы и приятные пожелания от хозяев заведения. Поскольку клиенты мы были щедрые (позволяли приписывать), хотя и шумные, нам позволили посидеть дольше обычного и попить побольше разного вина, что мы и сделали. Пробовали потом приятные французские вина, а я потребовал для моих попутчиков и сигар, хотя сам не курю, но знаю, что после такой еды неплохо покурить сигару. На столе горела масляная лампочка, было приятно и уютно. Мы как чувствовали, что это будет последний вечер в этой гостинице и в этом ресторане.

  Утром во время завтрака прибежал заполошенный водитель и стал торопить нас в путь.  Вещи мы не распаковывали, поэтому погрузились и поехали в порт. Наш корабль – «Conteiner Trader» стоял на рейде в десяти милях отсюда и вскоре собирался подъехать поближе к нам. Мы утрясли все необходимые формальности, которых тут много, взяли с собой солдата, который должен был удостовериться, что мы уедем и поехали в порт на буксир. Порт имеет строгую проходную и высокий забор. Порт находится в Ла-Валетте на берегу неширокой, но извилистой и разветвленной гавани, вокруг которой собственно город и построен. Сколько уж лет этому городу, неизвестно. Никто и не помнит, но выглядит с воды он не внушительно, но очень приятно. От воды по склонам невысоких каменных холмов поднимаются постройки. Постройки все, конечно, разнообразные, но нет ни одного похабного стеклянного дома или чего-то в этом роде, что выпадало бы из контекста и хотелось бы уничтожить в первую очередь при первой же возможности. Из-за сложности пейзажа, возможно, такие города любят художники.  Пейзаж и вправду сложный, такой не приснится, потому, что мозг не сможет такое воспроизвести. Это тебе не стеклянная гора Манхетена, в Ла-Валету хочется вернуться. Мы побросали мелкие деньги в воду между отдавшим швартовы буксиром и пристанью в чистую сине-зеленую воду и я долго еще видел, как кувыркается в воде белая никелевая денежка, подмигивает мне из воды и как бы говорит, ты вот давай, поплавай, а я тут пока полежу и подожду тебя. С тем и улеглась на дно гавани, а проплывающие мимо рыбы теперь разглядывают, вероятно, пальмовую ветку на ней и, шевеля беззвучно своими неторопливыми губами, пытаются прочитать и понять неизвестные надписи на ней.

  Буксир, валясь боками и вспенивая воду, заучено и не сентиментально поплыл к выходу из бухты, мимо древнего города, мимо мола с армейской постройкой и белым большим флагом с красным приметным мальтийским крестом на нем.

  Поэтическая жизнь туристов на Мальте у нас заканчивалась и начиналась новая жизнь на воде. Поскольку мраморных ступеней и фуршетов впереди не ожидалось, я прямо на буксире переоделся в комбинезон, белые брюки и светлые ботинки, теперь неуместные на палубе ушли жить до поры в чемодан. Я сразу стал похож на того человека, которого поджидают на приближающемся корабле.  В море заметно качало и, подойдя к судну мы не смогли использовать парадный трап. Был подан веревочный, лоцманский. Что ж, вспомнив молодость, проведенную среди рыбаков, забрался по этому трапу и перелез через борт корабля на палубу моего нового парохода. Подъемным краном, в сетке подняли и чемоданы. Матрос проводил меня в каюту, где уже поджидал меня электромеханик. На все - про все у нас было только 10 минут, поскольку ему и еще трем человекам надо было уезжать на этом же буксире. Впрочем, быстрые проводы - меньше слез.  Человек взял пластмассовый кулек (?!) и оставляя за собой шлейф перегара покинул корабль.

  Наше новое судно развернулось и пошло снова на якорную стоянку, что в десяти милях отсюда. Так мы снова оказались рядом с городом Марсашлок, куда нас пока что не пускали. Этому обстоятельству я был весьма рад, так как предстояла выгрузка и погрузка, а я пока что не знал, где и что на этом пароходе находится. Полное отсутствие каких-либо лебедок или подъемных кранов несколько примирило меня с маленькой зарплатой. Стало ясно, что погрузка и выгрузка может обходиться и без меня. Корабль строился в Болгарии. В строительстве участвовали болгары и ... вьетнамцы. Впрочем, корабль оставил у меня благоприятное (пока) впечатление своей незатейливостью, добротностью и даже какой-то засиженной мухами уютностью. Судьба дала мне время на знакомство с документацией и судном.