А в монастыре братский хор поет -Господи, помилуй

Лидия Вакина
      И снова встреча с Печерами- паломничество в Свято-Успенский мужской монастырь.
     Наша группа только подошла к вратам монастыря, а уже слышна молитва, которая становится все отчетливее по мере нашего прохождения на территорию. У врат, рядом со стеклянной будкой охранника сидит монах, у ног неподвижный чернявый  котик, исполненный монашеского спокойствия и достоинства. Видно, что там полное взаимопонимание. В облике и поклоне монаха та мера вежливости и приветливости, которой достаточно в каждом человеке. Ничего лишнего или чрезмерного, а расположение и приветливость ощутил каждый входящий. Звучание молитвы все усиливается и становится ясно, что служится ранняя Литургия, на которую мы торопимся из Пскова.

Спускаемся  к Успенской площади по Кровавой горке ,глаза отмечают ухоженность каждого кусочка территории, и душа слышит необыкновенную гармонию всего окружающего. Кажется, что каждый цветок на клумбе, каждый листочек на кустарнике и дереве, да что там, каждый камешек под ногами  на дороге поет вместе с невидимым пока хором:
- Господи, помилуй!

Не сразу понимаю, что в монастыре так размещены усилители звука, что служба отчетливо слышна в любом уголке. Люди не шелохнувшись стоят у входа в пещерный храм Успенья, значит во внутрь не войти- столько желающих прежде восхода солнца вознести возглас из своей души:
- Господи, помилуй!

Небушко занавесилось мелкой серой пеленой дождя. Он сеет и сеет, самой нежной лейкой поливает благоуханные монастырские клумбы и рабатки. Цветы тянут свои разноцветные головки к небу,  а спины впереди стоящих паломников расцвечиваются разноцветными прозрачными плащами и снова звучит:
- Иже херувимы…всякое ныне житейской отложим попечение…
- Господи, помилуй!

После службы запланирована экскурсия в Богом зданные пещеры и не только для нас. Терпеливо стоим в очереди, ожидая начала посещения. Видно, как из храма выносят стул , на него садится монах-схимник. К нему выстраивается очередь людей и он благословляет каждого. А мы как же?! Со словами:
-Молитвми святых наших Господи, помилуй нас,- спешу к схимнику, толпа людей как по мановению волшебной палочки расступается. Схимник что-то говорит  подходящим передо мной. Что же мне спросить? Не успеваю подумать и молча подхожу под благословение. Его глаза устремлены поверх моей головы и ясно, что он находится в крайней степени сосредоточенности, а не рассеянности, как это показалось вначале со стороны. Так же, молча, он преподает свое благословение.
Со словами молитвы возвращаюсь на свое место сквозь возросшую толпу людей, и вижу, что монах снова кому-то говорит слова наставления или утешения. И жалею, что ничего не услышала в свой адрес.
-Конченый, видать я человек, негде на мне пробу ставить, как говорят в народе.
 Долго я размышляла на эту тему. А потом подумалось:
- Я вчера на вечерней службе в Псковском храме Александра Невского со слезами покаялась в своей многогрешной жизни, а батюшка громко над моим ухом, покрытым епитрахилью произносил:
- …Данной мне властью прощаю и разрешаю… Принял Господь и услышал мое покаяние?!
                Господи, помилуй!
Быстрая экскурсия по пещерам, и все же, невзирая на то, что мне довелось там побывать в третий раз, узнаю для себя что-то новое.
Молитвами святых Твоих от века Тебе благоугодивших, покоящихся здесь, Господи помилуй!
Подаем записки, что-то приобретаем для себя и близких, и идем на смотровую площадку, чтобы увидеть всю панораму монастыря. И снова звучит молебное пение:
-Господи, помилуй!
Это в Михайловском храме началась поздняя Литургия. В  Печерах служится ежедневно две Литургии. Это очень редко и далеко не каждому монастырю по плечу. С момента своего основания- 1470 года и до нынешнего времени этот монастырь никогда не закрывался.
Поднимаясь по высоким ступеням Михайловского храма вижу знакомое, только уже обросшее бородкой  лицо нашего молодого  прихожанина Р. С радостью обмениваемся приветствиями и он делится своим:
- Написал прошение на имя настоятеля с просьбой остаться в монастыре, старец благословил.
- А как мама?
 –Мама пока не понимает, но у них с отцом есть еще рядом мой брат. А что мне в миру делать? Вот был недавно в Алжире, в Сирии в командировках, вернулся в Ржев. Все не то…
Господи, помилуй деточку и укрепи!

Возвращаемся домой. Дорога долгая- пятьсот километров.
-Как тебе Душа?
-Хорошо!..
Групповод раздает нам листочки со словами духовных песнопений. Хорошо попеть с единомышленниками и вторить словам иеромонаха Романа (Матюшина):
-…а в монастыре, братский хор поет:
ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!


Август 2013г.
* в названии строка из стихов  «Колокольный звон» иеромонаха Романа (Матюшина)