13 Дунайская хохмола

Александр Кениг
Я пообещал, при случае, уделить отдельно внимание судовым хохмам. Ну вот, кажется, время и настало: сидим без работы, наше «родное» пароходство выкинуло нам коника – отменило рейсы и вывело наш теплоход в отстой. То, что сотня людей осталась без работы – не страшно, главное – что пароходство не в прогаре, получило аннуляционные. Радуйтесь, веселитесь – в каком-то веке выдалась возможность получить отпуск летом!..

Пожалуй, к украинскому государственному судоходству на Дунае медленно, но уверенно подкрадывается конец. А как всё хорошо начиналось -  с Гагарина. Нет, не с космонавта, а с князя, заложившего русское судоходство на Дунае ещё в 19 веке. После войны здесь вовсю трудились трофейные речные «грузовички». Более 50 лет назад начали ходить по бурным водам европейской артерии наши первые белоснежные туристические лайнеры. Ничего, что в самом первом, рекламном рейсе был всего один пассажир – профессор Венского университета, решившийся «испытать русских». Дальше шло всё лучше, круче, выше – пока судоходство не «заложили» уже наши современники, на этот раз в кавычках. Пароходство стало жертвой распада Союза, Балканских войн, экономического кризиса и политических дрязг  в высших эшелонах власти. Безвластие, коррупция, спекуляция, экономический грабёж и финансовый шантаж, перетягивание оранжево-синего каната – и вот результат: из более полутора сотен пассажирских судов, работающих на Дунае, «родоначальнику дунайского туристического бизнеса», «национальному перевозчику №1» принадлежит всего четыре. Нет, вру, уже, кажется, три…

Ну что ж, будем радоваться за других – что у них есть работа. Что другие пароходства имеют средства не только платить зарплаты (кстати, несоизмеримые с нашими), но и строить ежегодно новые суда. Что не навигация, всё новые и новые белоснежные красавцы бороздят Дунай: длинные и узкие «селёдки» из Швейцарии, Франции, Голландии, приходящие по Майн-Рейнскому каналу; разноцветные «А-Розы»; тупорылые «рыбы-мечи» «Викинга» с труднозапоминаемыми именами скандинавских богов; туристические «толкачи» «Авалона» с труднопереводимыми названиями, понятными лишь американским туристам.

Но - не будем о грустном: я обещал шутить. А хохмы на флоте случаются не только с людьми, но и с целыми пароходами. Взять, хотя бы, тот же красавец «Моцарт» - псевдо-катамаран, самое большое речное пассажирское судно в Европе. Некогда гордость почившего в бозе австрийского ДДСГ, он в первом же своём рекламном рейсе, с VIP-гостями и прессой на борту, стал «пленником» Дуная. Отойдя от причала и намереваясь в праздничном убранстве и огнях проплыть вдоль всей Вены, флагман австрийского пассажирского флота не смог опустить трубу, и вынужден был барражировать от одного моста до другого. Поговаривают, что сбой в гидравлике произошёл не случайно: это, якобы, была месть австрийских судостроителей за то, что заказ на строительство этого судна был размещён заграницей.

А хотите услышать первую реакцию моряков на появление на Дунае судна из новой серии «А-Роз», отличающегося от предшественников «дутыми» формами кормы? «А инженерам, видать, позировала тётя Роза из Одессы!..»

Шутки на флоте, конечно, как и везде, бывают разные: добрые и злые, меткие и острые, мелкие и безвинные или грубые и, подчас, опасные. Много лет назад, когда ещё не существовало полуфабрикатов, а закупались натуральные продукты, на одном судне ночью перед рейсом шла погрузка продовольствия. Вахтенный помощник, стоявший у трапа, решил подшутить над матросами, заносившими мясные туши на борт: «Одну занесите мне в каюту!» В 4 часа утра, сменившись с вахты, заходит в свою каюту и видит, что на его койке кто-то спит, укрывшись с головой. Отбрасывает одеяло – там действительно лежит… говяжья туша, аккуратно завёрнутая в простыню. А на складе уже гвалт – не довезли целую корову!!!

Шутить любят не только рядовые, но и комсостав. Правда их шутки не всегда безобидны и не всегда проходят без «оргвыводов». Наш кэп любил «пугать» вахту на мостике. Конструкционно на капитанский мостик можно попасть как с палубы, так и поднявшись по лестнице из внутренних помещений. Ночью на мостике темно, хоть глаз выколи: приглушённо горят лишь дисплеи приборов, штурман и рулевой всматриваются в огни буев и встречных судов, травят непринуждённую беседу. И вдруг сзади раздаётся неожиданное: «Кхе!». «Кто здесь?» - чуть не подпрыгивают на месте оба.

Ну, это ещё сравнительно безобидный случай. В другой раз судоводителей чуть не хватила кондрашка. Начало было, почти, как и в прошлый раз: тоже ночь, двое на мостике. Только в этот раз они как раз проходили под мостом. В такой ситуации штурмана предварительно просчитывают проходные высоты, учитывая осадку судна и уровень воды. Рубка у нас не опускается гидравлически, её приходится, в случае необходимости, разбирать. Матросов, тем более ночью, зазря дёргать жалко. Иногда проходим с таким малым зазором, что мост сбивает спичечный коробок, поставленный на крыше рубки. Вот каждый раз под мостом сердце и пропускает один удар: А что, если ошиблись в расчётах, или данные устарели, или забыли опустить радар, трубу или антенну, или ещё чёрт знает что? И вот, в самый напряжённый момент, когда сердце замерло в ожидании прохода, за твоей спиной раздаётся… грохот. Это кэп решил в очередной раз пошутить и опрокинул в темноте стул. Оба штурмана так и сели на пол – они подумали, что уже снесли всю рубку вместе с мостом.

Над штурманами на флоте грех не подшутить. Ведь даже ходит их полуофициальная характеристика-градация:
Третий помощник – всё знает, ничего не умеет, но ничего не боится.
Второй помощник – что-то знает, кое-что уже умеет, временами чего-то боится.
Старпом – ничего не знает, всё умеет, но и всего боится.

А знаете, что такое «плавсостав»? Это работники плавильного цеха, выпускающего плавленые сырки. Вот так – коротко и ясно. А вы говорите – флот, романтика. Между прочим, год на флоте – это ещё тот срок. Всё равно, что два в тюрьме или три на поселении. Впору делать наколку: «Не забуду…Schiff родной!». Попробуйте посидеть несколько месяцев взаперти в железной банке. Тут всякое может произойти, даже плодом ночных вахт обзавестись можно. Поэтому, как говорит наш отель-менеджер: «Мы за безопасный се… сервис!».

Может поэтому иностранные фрахтователи и предпочитают набирать к себе любителей однополых отношений. Наш директор круиза частенько переодевается на мероприятиях в женские платья. Его Сюзи уже может поспорить по популярности с ним самим: в анкетах туристы хвалят её чаще, а в центральном офисе удивляются, что это за Сюзи завелась на судне в дирекции…

Ещё одна тема, неразрывно связанная с флотом – это алкоголь. Пить на флоте категорически запрещено. В последнее время власти стали практиковать тест на алкоголь у экипажей, позаимствовав его у ГАИ. Но, как говорится, курить – вредно, пить – противно, умирать здоровым – жалко. Во времена оные основная тяжесть контроля за соблюдением дисциплины ложилась на первых помощников капитанов, то бишь политруков. Один из них так и говорил: «Я занимаюсь поллитра… поллитра… поллитра-ботой!»

Самое главное правило флота – не высовываться! Инициатива на флоте – наказуема! Этому золотому правилу новички учатся уже в первых рейсах. Мы все работаем не на себя, а на «дядю». В результате: сам что-нибудь выдумаешь или предложишь - тебя же заставят это сделать. Не получится – сам же по шапке и получишь. Получится – дядю кто-то похвалит (денежкой, медалью, поощрением). Ну, а тебя – может по головке соизволят тоже потрепать. Дерзай дальше, рационализатор! Так что – заруби себе на носу: Инициатива на флоте, да и не только на флоте – наказуема!

А так, в общем, жить и работать на флоте – интересно. Всегда что-то новое – люди, впечатления, события, проблемы. Главное – придерживаться житейского правила: Плыть против течения – глупо, плыть по течению – западло. Надо просто плыть – и не обращать внимания на течения!