Часовщик

Владимир Фейгельман
Часовщик - моя профессия. Если хотите - призвание, но если же быть до конца откровенным - наследство. От деда. Знатным часовщиком был мой дед.
Мастером с большой буквы. Его знал весь город. С окраин люди шли к моему деду чинить часы, чистить или настраивать. Сидеть возле деда и смотреть,
как он работает было высшим наслаждением. На скатерти разложены инструменты. В сторонке лежат пузатые лупы. С другой стороны расположились
коробочки с винтиками, шестеренками и пружинками. Вот очередной клиент протягивает пациента в окошечко.
- Здоровы будьте, Соломон Наумыч... вот, часы принес. Не посмотрите ли? Спешат, окаянные...
- Посмотрим, - отвечал дед, принимая больного и надевая на левый глаз лупу.
Он ловко открывал крышку часов, внимательно вглядывался в механизм, брал отвертку и что-то там подкручивал. Потом брал резиновую грушу и осторожно
продувал тонкий часовой механизм. Закрывал крышку и подводил стрелки. Придирчиво следил за ними некоторое время, сравнивая с хронометром.
Потом возвращал владельцу.
- Спасибо большое, Соломон Наумыч, - клиент восхищенно смотрел на часы, протягивая в окошечко деньги.
Дед кивал в ответ, протягивая сдачу и улыбаясь.
- Здравствуйте, Соломон Наумыч... - следующий клиент уже протягивал свои часы в окошечко. К деду всегда стояла очередь.
Каждый день, после школы, я приходил к деду в его мастерскую. Смотрел за работой, слушал дедовы рассказы. Учился. Понемногу дед учил меня своему
ремеслу. И я был неплохим учеником...
Дед мой тяжело заболел, когда мне уже было восемнадцать. Он уже не вставал, а лежал у себя дома, в широкой кровати, у изголовья которой, стояла
тумбочка с пузырьками лекарств. Здесь же лежали его, дедовы, часы на кожанном ремешке. Было слышно, как они тикают в тишине комнаты.
- Привет, дедуль... - я улыбнулся, войдя в комнату, пропахшую лекарствами.
- Садись, - сказал дед, приветственно махнув мне рукой.
- Как дела? - я хотел казаться спокойным и даже обыденным, хотя точно знал, как именно обстоят дела.
- Не важно... - дед откинулся на подушку, помолчал и сказал, - возьми мои часы.
- Да что ты, дед... - начал было я, но он меня перебил.
- Я хочу, чтобы ты взял мои часы. Пусть будут у тебя... когда стрелки остановятся, почисти их хорошо и смажь. Они еще послужат... - он нежно погладил
кожаный ремешок и протянул мне. Я не хотел его расстраивать и взял тяжелые часы.
- Теперь слушай, - продолжил дед, делая длинные паузы, чтобы унять одышку. - мастерская останется тебе, не спорь. Людям нужен мастер. А у тебя всегда
была твердая рука и острый глаз. Я научил тебя многому, остался один, самый важный урок. Часы связаны с человеком. Часы спешат - человек стареет не
по времени, опаздывают человек кажется моложе. Часы должны идти точно! Но помни. Можно подправить час, два... не больше. Не нарушай ход
времени!
- Конечно, дед... Не волнуйся! - я действительно не хотел, чтобы он волновался и тратил силы.
- Теперь...ты знаешь все... - шепотом сказал дед, - принеси мне воды.
Когда я вернулся со стаканом воды, дед уже лежал с закрытыми глазами. Врач, вызванной неотложки, пощупал пульс и взглянув на часы, записал время
смерти - 14:15. Я посмотрел на дедовы часы. Стрелки остановились на без пятнадцати два...
Очередной клиент протягивал в окошечко пациента - массивные золотые часы на цепочке,
- Виктор! Помоги! Часы посмотри... спешат, заразы! 
- Посмотрим, Валерий Палыч.... - говорю я, принимая пациента. Ловким движением снимаю крышку, вглядываюсь в механизм, - как вобще у вас дела?
- Дела... - хмыкает клиент, - устаю! Мне чуть больше сорока, а чувствую себе как старик.
- Починим... - многозначительно бормочу я беру резиновую грушу и струей свежего воздуха сдуваю пыль с нежных колесиков механизма. Смазываю оси
машинным маслом и часы тикают слаженно и ритмично. Пружинка сжимается и разжимается, приводя в движение время. Собираю часы, подвожу стрелки.
Придирчиво наблюдаю за ними некоторое время, сверяясь с хронометром на столе.Потом возвращаю клиенту с улыбкой. - Готово!
- Спасибо, Виктор! - благодарно улыбается клиент, протягивая в окошечко деньги. - Даже как-то полегчало!
Я киваю в ответ, возвращая сдачу. Клиент уходит, не зная, что я починил на самом деле. В окошечко уже протягивают нового пациента. Я - часовщик, это
моя профессия, если хотите - призвание...