Почему распадаются семьи

Бе Де Барселона
Весна в самом разгаре, во дворах-колодцах все ожило и засуетилось: на площадке играют дети, за ними со скамеек  наблюдают всевидящие старушки, пары молодоженов с малышами чинно прогуливаются вдоль тропинок сквера. Всей этой идиллии резко контрастирует усталое лицо женщины, выглядывающей в окно со своего шестого этажа.

Спешно докурив сигарету, женщина, зовут ее Марина, выкидывает окурок в открытую форточку, вздыхает, собираясь с мыслями, и разворачивается к полкам, чтобы достать мало-мальски приличный сервис - подарок родителей на ее с мужем свадьбу. Улыбается про себя, ставя чашки на стол: Андрей никогда не любил их. Хорошо, что сейчас он в городе - Женя всегда выбирала отличное время, чтобы навестить подругу, но не встретиться с ее мужем. Звонок в дверь. Марина снова вздыхает и бежит открывать, по пути заглядывая в зеркало и поправляя волосы. Опять она не успела подкраситься! Женя сразу заметит эти круги под глазами и начнет критиковать Андрея. Выслушивать оскорбления в сторону мужа еще простительно, но когда ты с ними полностью согласна...

- Нет, серьезно, сколько часов в день ты спишь?
Марина чуть не поперхнулась чаем от неожиданности. Они преспокойно обсуждали поездку Жени в Египет, и тема могла продолжаться еще добрые полчаса (подруга была прекрасным рассказчиком).
-Ты же абсолютно точно не высыпаешься!- продолжала Женя как ни в чем не бывало и осуждающе кивнула в направлении глаз приятельницы. Та почему-то виновато отвела взгляд и теперь хмуро смотрела на пачку сигарет, оставленную на окне. Тянуло закурить.
- Ты мне ответь, Мара, ну что это за глупость!
- Глупость? - меланхолично повторила Марина, еще надеясь, что подруга отстанет, если не отвечать на ее вопросы.
- Именно что глупость! - не унималась та. - Тебе надо, нет, ты просто обязана с ним развестись.
- Я не могу, - тихо прошептала женщина, - я его люблю.
- Врешь! - воскликнула Женя и от избытка чувств стукнула по столу кулаком, ушибив руку. - Ну нельзя любить человека, который так с тобой обращается.
- Ну не бьет же он меня... - пробормотала Марина, наблюдая, как подруга нервно трет ладонь и с ненавистью косится на стол.
- Ха! Да это единственное, что он еще на тебе не испробовал! - фыркнула она, - А знаешь, если бы он тебя ударил, все было бы намного проще... У тебя бы не осталось выбора. Ты перестала бы его жалеть, пытаться исправить, постоянно прощать глупые выходки... что ты там еще делаешь, называя это любовью?
- Женя...
- Нет, ты дослушай. Если бы он тебя хоть пальцем тронул, мы бы подали в суд. Я была бы с тобой, Мара, ты не была бы одна! Мы бы забрали у него все: детей, дом, машину, деньги. Этот... нехороший человек заслуживает худшего. Его бы в тюрьму посадить... - при этих словах в глазах Жени загорелся фанатический огонь.
- Хватит! - Марина боялась, куда могут завести подругу мысли. - Андрей не такой уж плохой, каким он тебе представляется.
- Опять его защищаешь? Не понимаю, зачем. Он оторвал тебя от родителей, забрал в незнакомый город, оставил тут одну с детьми, дает минимум денег, постоянно отсутствует, обращается как со служанкой да еще и напоминает, как ты от него зависима! Мне продолжать?
- Замолчать, - огрызнулась Марина и клептоманским движением схватила коробку с сигаретами, достала зажигалку. - Думаешь, без твоих советов не понимаю, как все плохо? Ты приходишь, посидишь и уходишь, а я живу с ним! Мне ли не знать. Все намного хуже, чем ты думаешь... Моя дочь ненавидит собственного отца. Она, моя милая, поборница справедливости, с детства росла в этом доме, многое видела.. или слышала. Теперь она защищает собственную мать, хотя должно быть наоборот. Она каждый день убеждает меня развестись, Женя, методами, похуже твоих! А я не могу. Детям нужен отец, Женя, они же его любят! Все равно любят в глубине души... И я люблю. Где-то же в нем есть тот парень, в которого я была влюблена, из-за которого сбежала в чужой город. Куда я с ними денусь... он прав: без него я ничто. Лучше уж терпеть, пожертвовать своей жизнью ради будущего детей. Это у меня получится, я привыкла.
Марина замолчала и смущенно взглянула на подругу, будто взболтнула слишком много лишнего. Никогда никому она настолько не открывалась, но сегодня молчать больше сил не было. Женя зачарованно на нее смотрела. В ее взгляде читалось не презрение... восторг!?
- Я... Ты... Я.. думала, все намного хуже, Мара, Марочка! Нет, ты не думай... Ты готова уйти! Я предполагала, тебя столько еще придется уговаривать, но твоя дочка - молодчина! Поехали, поживете пока у меня... я тебя не брошу! - в голосе Жени было столько уверенности, что спорить казалось неуместным, глупым и бесполезным. Только..
- А мужа своего спросить не хочешь? - вдруг подозрительно хмыкнула Марина. - Где он?
- Мы ..эмм.. не живем вместе, - сказала подруга надтреснутым голосом, от ее радостного возбуждения не осталось и следа.
- Тааак, - протянула хозяйка дома, вдруг ощутив в себе небывалый подъем сил - теперь не она была обвиняемой, - значит, мои проблемы подлежат обсуждению, в них можно "ковырять пальцем", испытывая меня на прочность... А сама молчишь в тряпочку, - последнее было произнесено злорадным шепотом.
- Нет, даже не думай! У меня положение безвыходное.
- Не бывает такого!
- Он мне изменяет. Давно. В Египте.. -вздох, - я следила за его "командировкой" - губастая блодинка с пятым размером, - проговорила Женя бесстрастно и подняла глаза, следя за реакцией подруги. Та молчала.
- Самое худшее, что я не могу подать на развод - моя профессия подразумевает семейное счастье и процветание, а работу я бросать не собираюсь - единственная моя отрада. Если уж мой брак обречен на застой, у тебя еще не все потеряно!
- Нет, я..
- Я тебе помочь пытаюсь! Хоть кто-то из нас двоих должен быть счастлив...
- Не думаю, что..
- Это у нас страна такая, - Женя растянула губы в задумчивой улыбке, - здесь испокон веков принято ставить женщину ниже плинтуса. Не человек, а животное, без души и без собственного сознания, обязанное подчиняться мужчине и скрашивать его будни. "Терпите, спасайте душу своея, вам воздастся сполна в следующей жизни"... А если нет ее?.. Зря мучаемся, живем без цели, страдаем... Ты знаешь, почему разводов столько стало? Нет, это, конечно, только теория, но... Люди начали просыпаться. Здесь, в мире, столько возможностей, столько всего интересного, что даже Россия оживилась! Люди путешествуют, видят другой уклад жизни, другие культуры, менталитеты; все другое, но такое близкое и знакомое, что... на посторонних мы переосмысливаем собственную жизнь. Ведь еще не поздно! И тебе не поздно, и... мне! Жизнь идет, Марочка! Ну, не получилось сложить судьбу с этим человеком, не повод же это жизнь угробить!
- Нет! Хватит, Женя, мне зубы заговаривать. Надеешься, я передумаю? Но у тебя ведь никогда и не было семьи, семья - это дети. И ради них я стерплю что угодно. Мои ценности - не твои, нельзя бросить того, кому клятву верности давала. Если все будут рассуждать, как ты - это не страна будет, а рулетка временных любовников! - Марина выкурила уже третью сигарету и неосознанно полезла за четвертой.
- Да у тебя не все уж так плохо, - обиженно проговорила Женя, - муж не пьет, не бьет, не ходит налево (это насколько тебе известно), не убийца и не вор. А женам таких что делать прикажешь? Жить в страхе из-за росписи в ЗАГСе?
- Не знаю, не мои проблемы, - снова меланхолично протянула подруга, - хотя на их месте я бы все-таки подумала о разводе.
-  Вот видишь! - обрадовалась Женя, будто в чем-то наконец-то убедила Марину. Та лишь иронично выгнула бровь.
Зазвонил телефон, возвращая собеседниц в реальность.

- Ты не можешь ехать быстрее? -нервно поинтересовалась Марина.
- Не могу, - буркнула Женя, смотря на спидометр, - что ты так волнуешься, сказали же, что и перелома даже нет.
- Но он покупал подарок мне, значит я виновата в случившемся! Ох, бедный мой Андрейка, скорее бы тебя увидеть...
- Нда... и к чему были все эти разговоры? - подумала Женя.
- Ты права, абсолютная глупость, - пробурчала Марина, - никогда его не брошу.
- А я вот наоборот... - промурлыкала себе под нос подруга и улыбнулась, смотря вдаль.

За окнами была весна.