32. Экзамены за 10-й класс

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Памятник великому поэту.
Для возведения памятника Пушкину был объявлен конкурс, по итогам которого в 1875 году лучшим проектом был признан проект Александра Опекушина.
Памятник создавали пять лет и 26 мая 1880 года, в день рождения Пушкина, состоялось торжественное открытие памятника поэту, на котором Тургенев и Достоевский произнесли свои знаменитые речи


Первым, как всегда, было сочинение. Нам зачитали три темы, из которых мы должны были выбрать одну, – ту, что будем писать. Вот эти темы:

– Образы В.И. Ленина и И.В. Сталина в романе А.Н. Толстого «Хлеб»,
– Героическая защита русским народом родной земли по роману А.А. Фадеева «Молодая Гвардия»,
– «Я памятник воздвиг себе нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа». А.С. Пушкин.

Самое легкое – было взять первую тему, мы писали сочинение именно на эту тему в качестве домашнего задания, очень подробно прорабатывали в классе. Конечно, я все помнил, всю канву, все идеи, все детали. Даже многие цитаты мог написать по памяти. Но уж очень мне не хотелось писать на эту тему. Я и сегодня не понимаю, почему. За такое сочинение проще было получить пятерку. Я это понимал. И все же не стал писать об образах Ленина и Сталина.

Вторая тема тоже была выигрышной. Что-то подобное мы тоже писали. И здесь, пока я размышлял, в голове у меня сразу сложился план сочинения, и вспомнились особо выигрышные места в романе, которые могли отразить героизм молодогвардейцев, их стойкость и отвагу. Мне было ясно, что и здесь было нетрудно получить пятерку. Но и на эту тему мне не захотелось писать.

Пушкинская тема сразу привлекла меня к себе какой-то могучей основой.

– Надо показать величие и народность поэзии Пушкина, подумал я. – Это моя тема. Я так люблю Пушкина! Именно эту тему я и возьму. Будь, что будет.

Я понимал, что это решение было очень сомнительным в смысле получения пятерки. Как же без образа вождей или хотя бы упоминания о них.

– В пушкинской теме вождей точно не помянуть, – подумал я и начал писать черновик сочинения. Так было положено. И так было лучше, чем писать сразу начисто. Если при переписке на чистовик ты делал ошибку, а в черновике было написано правильно, считалось, что это механическая ошибка при переписывании, и ее могли не посчитать за ошибку.

Подошла Инна Викторовна, посмотрела, на какую тему я пишу, всплеснула руками и убежала. Я понял, – она испугалась. Сколько раз она нам твердила, что лучше и проще писать образы вождей. Все было разжевано и усвоено. Оставалось только изложить на бумаге. А тут вдруг ...

Пришел директор школы Алексей Акимович. Тоже прочитал название. Подумал. Тихо сказал:

– Если не свяжешь с современностью, отличной оценки тебе не видать.

– Свяжу, – так же тихо ответил я.

Я выдвигал в сочинении четкие идеи и приводил столь же четкие доказательства. Приводил наизусть строки пушкинских стихов и мнения критиков и других поэтов о Пушкине. Я мог писать еще и еще, но понял, что надо остановиться, иначе не хватит времени, чтобы переписать сочинение на чистовик.

А закончил я сочинение такими словами:

И вот мы, советская молодежь, приходим к памятнику Пушкина с томиком его стихов в руках.

– Здравствуй, Пушкин, – говорим мы.

– Здравствуй, племя молодое, незнакомое, – говорит нам Пушкин.

И еще что-то написал о преемственности нашего поколения и том, что мы, как и он хотим строить новую жизнь, хотим счастья нашему народу, процветания нашей великой стране.

Я успел все проверить на грамматические и пунктуационные ошибки. Подумал над «спорными» запятыми. Все сделал спокойно, не торопясь. Сдал сочинение и ушел. Дома был почти траур, когда я сказал, что писал по Пушкину. Мама сразу смирилась с тем, что пятерки у меня не будет.

Оказалось, что и Лесохин, и Лопатин писали по Толстому. Я подумал, что они-то уж наверняка получат отлично.

– Ну и пусть, – думал я, – зато я испытал удовлетворение.

Остальные экзамены и Лесохин, и Лопатин, и я сдали на отлично. А наши сочинения с оценками «отлично» «ушли» «наверх» для проверки. И окончательная оценка должна была прийти сверху. Такой был порядок.

А нам оставалось только ждать.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/12/538