31. Мой Маяковский

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Владимир Маяковский со своей музой Лилей Брик


На последнем школьном первомайском вечере я читал поэму «Октябрь» своего любимого Маяковского:

Дул, как всегда, октябрь ветрами, как дуют при капитализме.

Я смотрю в зал и вижу лица. Лица моих родителей, моих преподавателей, моих одноклассников. Я вижу гостей – девочек и преподавателей соседней женской школы. Они смотрят на меня. На лицах понимание того, что я читаю. Кто сказал, что Маяковский непонятен? Еще как понятен! Надо только его читать правильно.

Народ окружает Зимний дворец:

Лучше власть добром оставь, никуда тебе не деться!
Ото всех идут застав к Зимнему красногвардейцы.

Отряды рабочих, матросов, голи - дошли, штыком домерцав,
как будто руки сошлись на горле, холёном горле дворца.

Напряжение нарастает. У восставших есть силы, способные победить контрреволюцию. С ними моряки крейсера «Аврора», вошедшего в воды Невы:

А из-за Николаевского чугунного моста,
как смерть, глядит неласковая аврорьих башен сталь.

С каким упоением я произносил слова, подчеркнувшие триумф восставшего народа, и я чувствовал, что этот триумф разделяют все, кто меня слушал:

И в эту тишину раскатившийся всласть бас, окрепший над реями рея:
"Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время".

Мне нравилось читать стихи со сцены, но это выступление было последним. В институте, да и потом я со сцены стихов больше не читал. Только здесь в Калифорнии мы с Любочкой (по её настоянию) проводим литературные вечера, и тогда я несколько стихов читаю. но это не главное в наших литературных вечерах. Главное - это чтение стихов Любочкой. Я же в основном рассказываю о поэтах и их произведениях.

Любочка замечательно читает стихи. В ее исполнении прекрасно звучат и Маяковский, которого она тоже любит, и Цветаева, которая для нее величайший поэт нашего времени. У нее необыкновенная мелодия стиха. Недаром она положила на музыку и Цветаеву, и Маяковского. Прекрасная музыка, подчеркнувшая силу стихов.

Мы уже провели вечера поэтов серебряного века Бальмонта и Северянина. Рассказали о лирических стихах Маяковского. Провели вечер, посвященный стихам Арсения Тарковского Марине Цветаевой и Марины Цветаевой Арсению Тарковскому. Но, повторяю, главная чтица стихов - Любочка. Я же читаю лишь кусочки стихов или небольшие стихотворения. Но всё же мое юношеское увлечение - выступления с чтением стихов - вернулось через полвека.

Правда, теперь это лирика. И только лирика.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/12/534