29. Сочинения

Михаил Самуилович Качан
Самым трудным считалось написать сочинение. Отметка за него утверждалась где-то наверху – то ли в районном, то ли в городском отделе народного образования. Школа только представляла сочинения туда, а там специальная комиссия рассматривала все поступившие сочинения. С точки зрения грамотности и, разумеется, с идейной точки зрения. «Политическая» грамотность считалась важнейшим фактором для оценки. В школе сочинениям уделяли огромное внимание. Мы их начали писать в 8-м классе, а в 9-м и 10-м, писали и в классе и дома. Причем обращали внимание и на содержание, и на ошибки, как грамматические, так и пунктуационные.

Мои домашние сочинения представляли собой целые исследования. Нас не ограничивали в объеме, поэтому я, обложившись книгами, подобранными в юношеском зале библиотеки на Фонтанке, писал их по нескольку дней. Раскрывал тему, как нас учили.

Когда впоследствии я уехал в Академгородок, все мои сочинения остались дома. И ими пользовались и Боренька, мой младший брат, и Шурочка, моя двоюродная сестра, которые тоже учились в моей школе, только спустя почти полтора десятка лет. По их словам, сочинения были очень хорошие, только очень большие.

И даже другая моя двоюродная сестра Кира, которая училась в другой школе, тоже использовала их. Говорила, что успешно.

Бедные ребята, эти сочинения, действительно, были уж слишком длинные.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/12/530