В поисках своей России. Выставка Михаила Нестерова

Татьяна Гусарова
Выставки-монографии в Третьяковке я всегда жду с особым интересом. Памятны Левитановская (2011) и Коровинская (2012). И вот – М.В. Нестеров.

В книге «История русского искусства» советских времён об этом художнике – менее страницы. А всё почему? Да потому что Русь Святую воспевал. А после того, как она ушла безвозвратно, писал только портреты, и отнюдь не Ленина-Сталина.

О самой известной, программной картине этого мастера «Видение отроку Варфоломею» и вовсе три строки, цитирую: «…бледный отрок с судорожно сжатыми в молитвенном экстазе тонкими руками». Что за отрок? Перед кем он молитвенно сложил руки? А отрок этот – величайший подвижник земли Русской Сергий Радонежский, до пострига – Варфоломей. Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца. Варфоломей приблизился к нему, а тот, окончив молитву, благословил его и спросил, чего он ищет, чего хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, а затем, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к учению.

Картина – любимое произведение М.В. Нестерова.  Расположена она в центре экспозиции. Именно с неё рекомендую начать знакомство с выставкой. Почему? Отвечает сам художник:
 - Кому ничего не скажет эта картина, тому не нужен и весь Нестеров.

Думаю, вряд ли найдётся человек, для которого картина окажется безмолвной. Поэтому проследуем дальше.
Продуманна, логически грамотная экспозиция позволит вам пройти с художников весь его долгий жизненный и творческий путь, с трагедиями и радостями.
 
По словам  Михаила Васильевича, самый счастливый день его жизни – день рождения дочери Ольги любимой женой Марией. Через сутки Мария умерла. Изображение сцена у постели умирающей потрясает.

Умиляют жанровые сценки, невозможно не улыбнуться над «Жертвой приятелей». Жаль, что автор отошёл от этого жанра, посвятив своё творчество изображению Руси с простыми людьми и духовными подвижниками, с её «застенчивой русской природой». Нестеровский пейзаж легко узнаваем: тонкоствольный берёзки и сосенки, ювелирно выписанные рябиновые кисти, листья деревьев, полевые цветы, былинки… Кстати, малахитовая полоска на заднем плане "Видения..." - это грядки капусты!

 После революции ушла навсегда его святая Русь, новый порядок его не вдохновлял, а рука требовала кисти. Взялся за портреты. Но писал не партийно-государственных деятелей, а учёных, артистов, художников. Вспомним бесподобную «Амазонку», знаменитый портрет академика Павлова, портрет выдающегося философа, учёного С.Н. Дурылина, лучшего биографа художника, дружбу с которым он пронёс через всю жизнь (до сих пор зеленеет кипарис в музее С.Н. Дурылина в Болшеве) … Но и Русь писал, правда, для конспирации, ставил год создания дореволюционный.
К слову, с возрастом мастерство художника не утратило своей силы, наоборот. Искусствоведы считают, что его лучшие портретные работы созданы в преклонном возрасте. О старости же сам художник писал в одном из писем:
- Старость есть огонь на сквозном ветру.

Эта фраза из замечательного фильма «Пустынник», который демонстрируется в залах. И аудиогида советую взять – редкого качества текст, сопровождаемый хорошей музыкой.
Устроители продумали всё. Второй ярус зала не задействован. Нельзя находиться выше икон, а их немало в зале, этих тончайших образцов иконописи.

Мои родные и друзья, делясь впечатлениями после просмотра, не высказывали такого восторга, как, например, после, выставки Левитана. Мол, многовато религии. Но для того и пишу, чтоб каждый, как и я, направляясь на Нестерова, понимал: увидите именно Нестерова, с найденной им своей Россией.