Два бесценных дара от Ирины Антоновой

Татьяна Гусарова
  В тупик поставило посетителей Пушкинского музея совмещение выставок Тициана и прерафаэлитов: с кого начать?
      По отзывам, если начать с прерафаэлитов, снижается воздействие Тициана. Если начать с Тициана, прерафаэлиты кажутся мальчиками-рисовальщиками.

      Кто такие прерафаэлиты? Молодые английские художники, создавшие в 1848 году «Братство прерафаэлитов» (Россетти, Хант и др.) Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело». Не случайно среди картин в экспозиции «Мадонна с младенцем» Ботичелли, стилистику которого они брали за образец.
      По сути, это первые европейские авангардисты. Они хотели не только изменить принципы современного искусства, но и его роль в социальной жизни общества.

Если говорить о художественном подходе, то у прерафаэлитов это отказ от тёмной основы, фактурного мазка и смешанных красок, принятых в академической живописи.
        Дабы не плутать в дебрях их творческой лаборатории, пройдусь по разделам выставки, коих шесть: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись», «Утопия».

Наибольшее количество зрителей – у картины Миллеса «Офелия». Думаю, что именно это полотно взяли за основу создатели многочисленных музыкальных видеоклипов, в которых неподвижные юные прелестницы лежат в ручьях, болотах и бассейнах.
        Моделями прерафаэлитов служили они сами, их родные и близкие, таким образом обессмерченные. Вот и Офелией выступила жена Россетти Элизабет Сиддал. Увы. Пусть кто-то и не верит в дурацкие приметы, но спустя несколько лет  Элизабет трагически погибла, совсем молодой.

       Драмы Шекспира, герои Данте, персонажи исторических хроник, библейских сюжетов представлены во множестве. При этом художники в точности воспроизводили костюмы и интерьер избранной эпохи. И вообще меня обуяло желание засесть за исторические книги и энциклопедии. Трагическая сцена «Гугенот в день святого Варфоломея», парень и девушка прощаются навсегда. Выражение «варфоломеевская ночь» употребляют все, но что к чему, при чём здесь юный гугенот – напрочь забыто.
       В этом же зале и витражи прерафаэлитов, выполненные по средневековым технологиям.

       Ну а поэтов, конечно, не оставят равнодушными картины Брауна «Семена и плоды английской поэзии», тема которой – рождение и расцвет английской литературы, а также С.Соломона «Сафо и Эрина на острове Лесбос». Сидят на скамье поэтессы в недвусмысленной позе. Ой, не подумайте чего-нибудь плохого. Это художник-шалун выдумал. В реальности дам разделяли два века!
Они, разумеется, в разделе «Красота». Здесь же и «Тщеславная женщина» Россетти. В кольцах-бусах-перьях. А как же! Тщеславная ведь. Так же как и праздная дама «Il Dolce far Niente» Ханта, что в переводе с итальянского означает «Сладко ничего не делать».      
        Один парень за моей спиной сказал другому, что это любимое выражение его матери. Я быстренько записала в тетрадочку.
        Называется это всё новаторской трактовкой женских образов, прославлением подчёркнуто чувственной женской красоты.

       В ходе просмотра возникает много аналогий с картинами русских живописцев.   
      «Невеста» Хольста (юную девушку выдали замуж за старика, и в тот же вечер она умерла) напомнила Пукирева «Неравный брак». Картина «Муж скорбей» аналог масштабного полотна Крамского «Христос в пустыне» (обожаю!), с той разницей, что пустыней здесь служит каменистый шотландский ландшафт.
      Любуюсь пейзажами, вдруг кто-то окликает. Владимир, коллега по работе. Говорит, делаю уже второй круг по прерафаэлитам. А к Тициану уже не раз сбегал. А моё счастье – увидеть Тициана – ещё впереди. Пока смакую молодых англичан.

      Итак, пейзажи рафаэлитов – «синтез пленэрной живописи, захватывающих шекспировских сюжетов и злободневных тем современного труда» (из каталога). О как! Природу писали на пленэре, а фигурами заполняли работу уже в мастерской. Ну что сказать о пейзажах? Соперничали с фотографией.

      Всего картин – 80. Помимо них – шпалеры, витражи, иллюстрированные книги, мебель, набивные ткани. Но, уходя, ещё раз оборачиваешься на картины из центрального зала – они провожают тебя сиянием. Секрет прост: художники наносили дополнительный слой цинковых белил, краску наносили в виде мозаики пятен чистых тонов единственным тонким слоем, сводя к минимуму фактурные эффекты.

      Возможно, профессиональные художники скептически отнесутся к творениям прерафаэлитов, но простым зрителям, уверена, удовольствие она доставит несказанное.

      Теперь в бочку мёда – ложку дёгтя. Пояснения к картинам выполнены из рук вон плохо. Мелким шрифтом, на зеленом фоне, коричневыми буквами!!! Поэтому народ, не вооружённый аудиогидами, стоит сами понимаете в какой позе. Почти все отзывы в «Книге…» указывают на это безобразие. Пошла к администратору. Увы, положение неисправимо. Выставку готовили англичане, которые считают, что посетители будут читать каталоги. Это ж сколько каталогов нужно выпустить! И на кого они, учитывая цену с тремя нулями, рассчитаны. В общем, уважаемые сотрудники музея, считайте эту часть моей статьи  рекламацией. И выставляйте нашим британским друзьям штрафные санкции.

      Лучшее время для посещения, см. статью про Тициана