В Москве - Тициан!

Татьяна Гусарова
Несомненно, главное событие нынешнего выставочного сезона – Тициан в Пушкинском. Идти туда обязательно, даже если:
- нет времени,
- нет денег,
- нет особой тяги к изобразительному искусству,
- живёте за тыщу вёрст от Москвы.

Потому что Тициан. И потому что нынешнее собрание (11 картин из 8 разных галерей и соборов Италии) вы увидите в этой жизни в первый и последний  раз.

Во-первых, для этого нужно обойти все эти галереи  а во-вторых, с внезапным уходом Ирины Антоновой и назначением на пост директора ГМИИП человека, не имеющего музейного опыта, не обладающего таким, как у Ирины Александровны, масштабным мышлением и, главное, мировым авторитетом, стоит ли ожидать подобных выставок в дальнейшем!
В тициановский зал я входила с трепетом (честное слово – мурашки по коже). Мало того, что предстоит встреча с титаном, так еще и замираешь перед входом в зал: в дверном проёме - темнота, лишь картины светлыми пятнами. Ощущение, будто нырнёшь сейчас в пещеру с сокровищами.

Впечатлениями делиться – дело неблагодарное, ибо к совершеннейшим творениям неприменимо понятие «понравилось-не понравилось». Это как солнце, оно есть – и всё тут! Поэтому просто перечислю, что увидите.

Несколько мужских портретов. Долго не задерживаюсь. Поскорее – к «Данае», «Флоре» и «Венере», их по репродукциям к учебникам истории легко вспомнят даже те, кто совсем далёк от изобразительного искусства.
«Даная»» - это «обнажённая, которая подошлёт дьявола к самому кардиналу…».
Про картину уже ходит свеженький анекдот. Пришёл на выставку папа с маленьким сыном. Подошли к «Данае». Ребёнок спрашивает:
- А почему она голая?
Отец, не моргнув глазом:
- Так жарко ведь!

Напротив Флоры - «Венера, завязывающая глаза Амуру».

Однако, судя по записям в «Книге отзывов», первенство всё-таки у «Флоры», молодой, цветущей женщины с распущенными волосами тициановского цвета (оттенка янтарного мёда) - своего рода знака красоты.
Роскошная женщина, глаз не оторвать... Эти плечи… Эта атласная кожа…Этот поворот головы… Эти плавные складки платья… Эти руки…
В правой - букетик. Как следует из пояснений к картинам (написаны на стене крупным-крупным шрифтом, видны издалека, что исключает толкотню у полотен), это шиповник, фиалки и жасмин. Сразу вспомнился гениально сыгранный Ричардом Гиром фрагмент фильма «Окончательный анализ». Слушая лекцию о значении, по Фрейду, увиденных во сне цветов (тюльпаны, гвоздики и т.д.), герой понимает, как жёстоко обманут он любимой женщиной). Интересно, как бы Фрейд истолковал толковал букет «Флоры»!

В следующем зале небольшие картины «Мадонна с младенцем», «Крещение».

Даже при столь небольшом количестве работ экспозиция позволяет нам проследить путь художника от ранних спокойных, поэтичных работ к вершинам его искусства, полотнам, полным драматизма: «Благовещение» и «Распятие», в которых каждая деталь сама по себе целая философия.
Эти судорожно сжатые пальцы Мадонны у креста, на котором – любимый сын. Не заламывание рук, не полные слёз глаза, обращенные к небесам. Пальцы – в замок!
В «Благовещении» (см. иллюстрацию к эссе) не привычный нам смиренный образ Девы Марии в момент, когда архангел Гавриил сообщил ей благую весть, а совершенно по-иному прочитанный Мастером. Что творится в душе этой совсем ещё девочки! А этот жест, которым она вскинула прозрачное покрывало! Мы будто только-только стали свидетелями таинственного момента. Вот он, знаменитый тициановский динамизм. И цвета, использованные художником, необычны для изображения знакомого всем евангельского сюжета.

По словам одного из знаменитых современников художника, Тициан «соединил величие и мощь Микеланджело, приятность и красоту Рафаэля и колорит самой природы». Не удивительно, что, походив по другим залам, возвращаешься в тициановский снова и снова.

Впечатление усиливается в условиях тёмного зала, концентрируешься только на картине, остальное уходит в тень, ты один на один с шедевром.
Но, Боже, какие страсти разгорелись в «Книге отзывов» по поводу освещения! Некоторые посетители негодуют: мало света, мешают блики… Возмущённые граждане обвиняют устроителей в некомпетентности, даже апеллируют к офтальмологам! А вот и они (окулисты ведь тоже ходят в музеи), на соседней страничке, призывают недовольных прийти к ним на ул. Россолимо (там располагается знаменитая глазная клиника в Москве).

И, конечно, любителей прекрасного тревожит уход И.А. Антоновой, которая сама – наше национальное достояние. Какие нежные слова благодарности нашли гости музея для этой великой женщины! «Дорогая», «родная» - эти слова пишут незнакомые лично с Ириной Александровной люди.

А мужчины выразились скупо, по-мужски:
- Дембельский аккорд И. Антоновой вышел на славу!

Рекомендация:
лучше всего идти на выставку в субботу-воскресенье до 11 утра, позднее - очередь-змея на несколько часов.
После работы идти не советую, кассы до 18.00, но одного часа на осмотр не хватит, рассчитывайте часа на 2-3 (это вместе в прерафаэлитами).
В четверг - кассы до 20.00

В музее есть дни бесплатного посещения:
8 и 25 августа, 12 и 29 сентября - для студентов-очников, 11 августа и 8 сентября - для лиц до 18 лет.