Воркута-1. Поселение. Траур. Свобода. стр. 42

Лидия Копасова
ПОСЕЛЕНИЕ

В 1950 году пришли документы на Нину, и её вместе с детьми освободили. Но она не уехала домой, на Родину, а осталась ждать тогда ещё гражданского мужа и отца. Ибо в «воздухе» уже «витали изменения», назревала амнистия.

Нина снимала жильё, работала вольнонаёмной, растила детей. Она иногда с детьми подходила к Зоне, и вместе махали руками отцу, находящемуся за колючей проволокой.


ДОЛГОЖДАННЫЙ  ТРАУР

В 1953 году умер Сталин. Вся несознательная Страна горевала. А ЗэКи тайно надеялись, что ад закончится. И то правда. Когда к власти пришёл Маленков, тут же, немедленно, отменили каторгу.


СВОБОДА!!!

Однажды Германа вызвал начальник Зоны и очень дружелюбно поинтересовался, не хочет ли Художник на свободу? Это было так похоже на провокацию к побегу, с вытекающими последствиями...

Но начальник не дал времени на раздумья и предложил: «Сейчас мы можем Вас* освободить, но с условием, что Вы*
остаётесь в Воркуте, на добровольном освоении Севера. Будете продолжать заниматься у нас оформительской и художественной работой как вольнонаёмный. Кроме того, мы поможем устроиться на свободе. Подпишите договор!». В договоре стояло обязательство – ежедневно являться в милицию, удостоверяя своё присутствие. В случае выезда или нарушения общественного порядка, либо преступления, договор автоматически прекращался с возвращением обратно в Зону.

* – и тюрьме, и «на Зоне» даже самое высокое начальство ГУЛАГа, иногда вдруг начинало обращаться к ЗэКам очень вежливо – называя на Вы…; как правило, это означало, что дело идёт к расстрелу, и чем вежливее обращение, тем хуже прогноз…