Рекомендовано Минздраву РБ

Уладзимир Траццякоу
В 2002 г. от имени Белорусского отделения Международной академии геронтологии в Минздрав РБ было отправлено письмо, подписанное президентом БО МАГ проф. В.Тимошенковым:

IAG Международная Академия геронтологии МАГ
Белорусское отделение

18 марта 2002 года

Министру здравоохранения
Республики Беларусь ОСТАПЕНКО В.А.

Глубокоуважаемый Владислав Алексеевич!

В результате анализа статистических данных по онколеталям и изучения механизмов возникновения рака в Белорусском отделении Международной академии геронтологии (МАГ) выдвинута гипотеза о существовании группы повышенного риска по раковым заболеваниям, в которую предположительно входят мужчины и женщины с избыточной массой тела и со склонностью к тепловому комфорту.

Прошу Вас доверить Белорусскому отделению МАГ составление короткого инструктивного письма для врачей, ведущих прием онкологических больных или ставящих первичный диагноз онкозаболевания, с тем, чтобы по каналам Минздрава оно было разослано этим врачам и стало основанием для них делать отметки + или - в графах «наличие избыточной массы тела» и «склонность к тепловому комфорту». Статистический значимый результат, при существующем уровне заболеваемости по республике около 100 чел. в день, мог бы быть получен тогда уже через месяц.

Подтверждение гипотезы на уровне статистической достоверности дало бы в руки врачей простой метод холодовой профилактики онкозаболеваний, применение которого способно привести к повышению уровня основного обмена веществ в организме человека, к уменьшению жировых отложений и снижению избыточной массы тела.

Члены Белорусского отделения МАГ, участвовавшие 27 февраля с.г. в работе конференции «Аринчинские чтения--2002», посвященной первому президенту БО МАГ, члену-корреспонденту НАНБ и академику МАГ Н.И.Аринчину, высказались в поддержку инициативы члена-корреспондента МАГ В.Н.Третьякова по проверке положительной корреляции «заболеваемость раком – склонность к полноте и/или к тепловому комфорту». Более того, Отделение этой Академии готово, в случае подтверждения гипотезы и заинтересованности Минздрава в расширении возможностей профилактической медицины, принять участие в разработке методики холодовой профилактики рака с учетом концепции здравосозидания академика МАГ Н.И.Аринчина.

С уважением
ТИМОШЕНКОВ
Владимир Викторович,
президент Белорусского отделения МАГ,
профессор БГПУ им. М.Танка,
академик МАГ.

Привожу ответ из НИИ ОМР, подписанный его директором, проф. И.В.Залуцким. Тогда, в 2002 г., меня этот ответ удовлетворил – в том смысле, что я сделал предложение, свой долг выполнил; специалисты же по каким-то причинам этого не приняли – ладно, у меня есть другие проблемы, над которыми можно подумать. Но сейчас (август 2005 г.) мне захотелось письмо, подписанное главным онкологом республики, прокомментировать критически.

«Глубокоуважаемый Владимир Викторович!
В письме № 2293/13 от 20.03.02 сообщается, что в БО МАГ выдвинута гипотеза о существовании группы повышенного риска по раковым заболеваниям, в которую входят мужчины и женщины с избыточной массой тела и со склонностью к тепловому комфорту.
Пока это – только гипотеза. В то же время существует реальная группа повышенного риска заболеть злокачественными новообразованиями.

Такое противопоставление гипотезы реальной группе риска неуместно.
--Речь как раз в том, чтобы сделать нечто для достоверного выявления еще одной, неизвестной группы повышенного риска по онкозаболеваниям.

Так, у 80% больных из 31.302, выявленных в РБ в 2001 г. с диагнозом злокачественного новообразования, средний возраст составляет 60 лет и более.
--Ясно, что директор имел в виду просто возраст больных, который «составляет 60 лет и более». Средний возраст в медицине определяется с точностью до года.

Иными словами, население в возрасте 60 лет является группой повышенного риска в отношении онкозаболеваний.
--Переформулировка «иными словами» неверна: должно быть «шестидесятилетние образуют группу повышенного риска в отношении онкозаболеваний».

Этот факт известен онкологам всего мира.
--Нет такого факта, что возраст от 60 до 61 года определяет группу повышенного риска по онкозаболеваниям. Онкологи используют большие возрастные группы (напр., 40—45 лет, 55—60 лет и т.д.).

Однако повлиять на частоту возникновения злокачественных новообразований, учитывая этот факт, невозможно.
--Поскольку этот "факт" – никакой не факт, то с этим можно согласиться.

Что касается вашего предложения о регистрации всех выявленных больных злокачественными новообразованиями с отметками «наличие избыточной массы тела» и «склонность к тепловому комфорту», то в настоящее время это невыполнимо в связи с тем, что информация об онкологических больных поступает в Белорусский канцер-центр 1 раз в 3 месяца.
--Это не может служить контр-доводом. Даже если бы только один-единственный раз стала известна годовая статистика учета первичных онкобольных с отметками об избыточной массе тела (ИМ) и о пристрастии их к теплой одежде (ТК), то гипотеза могла бы быть достоверно подтверждена, с учетом статистически достоверного массового числа (около 30 тыс. больных).

Кроме того, для выполнения работы необходимо проводить дополнительную учебу персонала, занимающегося кодированием символов в базах данных канцер-регистра, видоизменять программное обеспечение базы. Все это требует больших материальных затрат.
--Если разослать письмо врачам-онкологам, ведущим прием, в котором предложить указывать дополнительно наличие избыточной массы тела (напр., ИМ+, ИМ- и промежуточный случай ИМ+) и излишней, не по погоде, одежды (ТК+, ТК- и ТК+) и если эти легко запоминающиеся коды будут использовать и врачи, и те, кто занимается кодированием символов в БД канцер-регистра, то никакая дополнительная учеба персонала не понадобится, а видоизменение ПО регистра будет простым пополнением.

Министерство здравоохранения такими средствами не располагает.
--Белорусский Минздрав, хоть и бедное ведомство, но тиражом до 1 тыс. экз. выпустить инструктивное письмо на 1 листке бумаги формата А5 средства бы нашел.
Рекомендую обратиться в Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований.

Директор НИИ ОМР им. Н.Н.Александрова, д.м.н., проф. И.В.Залуцкий».

Нужна достоверная статистика о корреляции онкозаболевания с ИМ и ТК.
--Но получить ее «со стороны», даже имея научный грант, невозможно (для этого кому-то пришлось бы в течение года присутствовать вместе с онкобольными на приемах у сотен врачей по всей республике, подсказывая им, что надо у больных спрашивать. Ясно, что на такой нелепый проект грант получить невозможно).

Несообразности в ответном письме в БО МАГ столь велики, что сомнений в том, что директор НИИ писал его не сам, почти нет; скорее всего, реальный автор письма даже не м.н.с. и не аспирант, а секретарша директора без медицинского образования, получившая от директора лишь инструкции на письмо-отписку. Можно понять, как занят сам директор, как много у него своих дел, чтобы еще заниматься чужими инициативами, но простить трудно, потому что вероятность справедливости гипотезы очень велика, и подтверждение ее как медицинского факта сделало бы холодовую профилактику раковых заболеваний эффективным инструментом в работе онкологов.

3,5 года упущено. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Попытаюсь сделать комментарии по письму достоянием руководства НИИ ОМР и Минздрава. Может, столь простое по осуществлению дело удастся все-таки сдвинуть.