Об эмоциональной компетентности и некомпетентности

Уладзимир Траццякоу
М. Рейнолдс (M.Reynolds) в книге «How to outsmart your brain. Using your emotion to make the best decisions » (2002) использовал понятие эмоциональной компетентности (ЭК) для объяснения успеха группы при выработке консенсуса или принятии решений. Не меньший смысл имеет тогда введение, наряду с понятиями дефицита панорамного мышления, агрессивности и поспешности умозаключений, еще и понятия эмоциональной некомпетентности (ЭнК) для объяснения неуспеха при том или другом виде деятельности.

Можно пойти дальше по линии обобщения и соотнести ЭК и ЭнК с целью коллективной деятельности, которая может подкрепляться эмоционально, способствуя достижению цели, или, наоборот, препятствовать ее достижению. При этом можно допускать, что ЭК и ЭнК могут быть как качествами, присущими членам группы, так и индуцированными самим коллективным характером деятельности. Иначе говоря, индивиды, отличающиеся по ЭК, могут в каких-то группах проявлять свою ЭнК, и наоборот. Можно представить себе стороннего наблюдателя-психолога, который смог бы оценить степени ЭК и ЭнК тех или других членов группы, в том числе и того, кто своим эмоциональным участием больше остальных способствовал успеху коллективного дела, и того, кто более других препятствовал достижению цели или даже вовсе не дал ее достигнуть.

Ретроспективно, когда остывшие эмоции дадут больше возможностей быть объективными, такого рода психологический анализ может быть проведен и самими членами группы.

Соотнесение ЭК или ЭнК с целью не всегда может быть явным, но это не является поводом, чтобы эти понятия не использовать. В самом деле, весьма обычным явлением в семейных или дружеских отношениях следует считать охлаждение, отчуждение или даже разрыв, произошедшие вопреки намерениям, как будто бы из ничего. Если цель – разрыв, отчуждение – не ставилась, то есть смысл говорить об ЭнК тех, кто до этого довел. Понятно, что в ЭнК может быть повинна больше одна сторона, чем другая, но сам результат свидетельствует об ЭнК обеих сторон. И наоборот, обе стороны в той или иной степени проявляют ЭК, если могут улаживать возникающие конфликты.