Кто такие свистуны и как с ними воюет государство

Михаил Абрамов
Whistle-Blower – «СВИСТУН», так называют в США человека, который через голову руководства своей организации предает гласности темные делишки, которые там варятся.
В своей недавней пресс-конференции Президент Обама, сослался на закон о защите «свистунов», предлагая Эдварду Сноудену вернуться в США и воспользоваться этим законом в суде.

Не будем придираться к Обаме, который, очевидно, не знает, что Закон о свистунах именно делает исключение для тех, кто разглашает темные дела в сфере секретности: их закон не защищает. Видимо Обама, как и большинство американцев, полагает, что если дело достаточно громкое, то свистуну бояться нечего.

Что это не так видно на примере Джеселин Радак (Jesselyn Radack), которая предала гласности еще во времена президента Буша неправовые действия Министерства Юстиции. Государство не простило ей такое «предательство». Фактически она оказалась в положении, подобном советским евреям, когда они намеревались иммигрировать в Израиль. Она оказалась «в отказе». И хотя ее дело не идет ни в какое сравнение со Сноуденом, я думаю многим будет полезно ознакомиться как обходится государство со свистунами в США.

Привожу беседу ведущей Американского Общественного радио Оди Корниш (Audie Cornish) с Джеселин Радак.

Whistle-Blower: Protection Act Doesn't Cover Enough People

Ряд известных разоблачителей из сектора национальной безопасности выступили в поддержку Эдварда Сноудена. В их числе Джеселин Радак (Jesselyn Radack), которая тоже была «свистуном», а теперь адвокат и работает в организации «Проект Подотчетности Правительства». Она беседует с Оди Корниш (Audie Cornish) о том, как сложилась ее жизнь после «свистка».

ОДИ КОРНИШ, ВЕДУЩАЯ

Многие полагают, что Эдвард Сноуден - это жертва, разоблачитель, который обнаружил злоупотребления и предал их гласности. По результатам опроса, опубликованного Университетом Quinnipiac, среди зарегистрированных избирателей 55 процентов считают его разоблачителем и только 34 процента называют Сноудена предателем. Конечно, все зависит от того, как вы определяете разоблачителя.

ДЖЕСЕЛИН РАДАК

Мое определение основано на юридическом определении, согласно которому разоблачитель - это федеральный служащий, включая подрядчиков, который обнаружил мошенничества, растраты, злоупотребления, незаконность или опасность для здоровья и безопасности населения и полагает, что его доказательства достаточно весомы. Так что под это определение, я думаю, Сноуден вполне подходит.
 
КОРНИШ:

Радак зарабатывает на жизнь защищая федеральных государственных служащих, которые выступают с такого рода обвинениями. В беседе с ней мы услышали рассказ человека о том, как разоблачение документов, особенно о национальной безопасности, может изменить вашу жизнь. Радак вспоминает, что в тот момент, когда она спросила своих начальников, она даже не думала, что это квалифицируется как «свисток», на первый взгляд.

РАДАК

Я не думала, что будут какие-либо последствия. Я думала, что как советник по этике в Министерстве юстиции, я только делаю мою работу.

КОРНИШ

Ее история начинается в 2001 году, несколько месяцев после 9/11. США приняли участие в войне в Афганистане, и это было в заголовках:
 
«Среди заключенных Талибов, захваченных в эти выходные в северном афганском городе Мазарет-Шариф, есть молодой человек, который утверждает, что он американский гражданин...»

Это был Джон Уокер Линд. Линд был взят под надзор Министерства юстиции, где Джеселин Радак работала советником по правовой этике, и она получила запрос. Могут ли следователи допрашивать Уокер Линда без присутствия его адвоката? Радак сказала, что нет, но они сделали это в любом случае. Чтобы не вдаваться в длинную историю, вскоре,  после того как Радак выразила свою озабоченность по этому поводу, начальство в Министерстве юстиции вынудило ее оставить свою работу.

Она нашла работу в частной юридической фирме в Вашингтоне, округ Колумбия, но по-прежнему была обеспокоена случившимся инцидентом. И в июне 2002 года, Радак передала сведения журналу Newsweek о том, что она видела нарушения в прокуратуре. И она сделала это анонимно.

РАДАК

Большинство разоблачителей «свистят» анонимно. Они не хотят, чтобы история была о них, они хотят, чтобы история была об информации, которую они выявили.

КОРНИШ

Так вы сожалели о своем решении быть анонимом?

РАДАК

В конечном счете - для меня - я сожалела. Я чувствовала, что я должна была просто провести пресс-конференцию на моей парадной лестнице и крикнуть с крыши и сказать, если вы думаете, что это преступление, приходите за мной.
Но очевидно, что это не всегда так. Я имею в виду, что у Сноудена это имело противоположный эффект. Он выдал себя и, к сожалению, сейчас все делают упор на нем, вместо того, чтоб тщательно рассмотреть вопросы, которые он поднял о незаконных действиях NSA.

КОРНИШ

И когда последствия начали обнаруживать себя, тогда вы поняли, что дела складываются не так, как вы ожидали?

РАДАК

Понимаете, в случае Джон Уолкер Линда, я думала, когда его дело утряслось, что  мои мытарства закончилась. (Линд получил 20 лет тюрьмы в феврале 2002 года. Прим. перев.) И я была на самом деле, очень рада. Но после того как вы свистнули в свисток, и вы думаете, все в порядке, я выполнила свой долг, я могу спать по ночам, а потом понимаешь, что ты развязала всю мощь исполнительной власти и отплата обрушивается на тебя.

КОРНИШ

Вы называете это отплатой. Что, собственно, вы имеете в виду?

РАДАК

В моем случае Министерство юстиции надавило на частную фирму, где я работала, чтоб они меня уволили. Министерство юстиции возбудило против меня уголовное федеральное расследование, но не поставило меня в известность за что. Они, среди прочего,  обратились в  адвокатуру, где я лицензирована, и включили меря в перечень лиц, которым не разрешено летать на самолетах.

КОРНИШ

Когда мы обратились в Министерство юстиции по поводу этой истории, они отказались прокомментировать дело Джеселин Радак. Но в 2002 году, Министерство отрицало ее заявление о том, что они нарушали юридические правила в случае с Джон Уокер Линдом. Радак говорит, что она была уволена из юридической фирмы, где она работала после того, как история ее разоблачений появилась в новостях, поскольку она отказалась признаться в том, что она была виновна в утечке документов в Newsweek. В этот момент, - говорит она, - ее жизнь была в руинах.

РАДАК

(Смеется) Я не могла получить работу, потому что никто не хотел меня нанять, поскольку расследовалась моя лицензия юриста. И так годами висит дамоклов меч у вас над головой. В моей семье мы говорим, что я блуждала тогда по пустыне, В основном делала pro bono работы, - добровольное оказание юридических услуг - и пыталась реконструировать и восстановить свое резюме, и свою карьеру, зная, что я в городе, где правительство, и что я не смогу работать на правительство вновь; и что, если я буду работать на некоммерческую организацию - или юридическую фирму - правительство всегда может прийти к ним вновь, и надавить на них, чтоб меня уволили.

КОРНИШ

А как насчет вашей личной жизни? Люди смотрят на вас по-другому?

РАДАК

Определенно. Я имею в виду, когда анонимный правительственный чиновник называет вас предателем в New York Times, это делает вас радиоактивным. И вдруг, футбольные мамы относятся к вам холодно, и люди не хотят быть с вами близко, будь то мои соседки, или люди в моей синагоге. К вам приклеена эта ужасная этикетка, а это как The Scarlet Letter (алая буква А, которую носили на одежде женщины, обвиненные в адюльтере в пуританских общинах. Прим. перев), в определенном смысле. Даже мои друзья говорили: Мы все еще можем быть в контакте друг с другом, но не шли мне email на работу.

КОРНИШ

У нас есть Закон защиты разоблачителей, который должен защитить работников федерального правительства, которые выявили определенные виды государственных злоупотреблений. Но для Радак и других в этом неформальном post-9/11 братстве людей, совершивших утечки информации, это не помощь.

РАДАК

Закон о защите разоблачителей не распространяется на работников в области безопасности и разведывательной деятельности, хотя это и кажется нелогичным...

КОРНИШ

А другие люди могут сказать логичным, не так ли?

РАДАК

Да

КОРНИШ

Это те области, в которых правительство хочет установить контроль над важными секретами, чтобы держать американцев в безопасности.

РАДАК

Я полностью согласна с тем, что есть некоторые вещи, которые необходимо держать в секрете. Очевидно, это источники и методы, передвижения войск, ядерный дизайн  и информация. Но идея, что можно классифицировать незаконное поведение по сути полностью аморальна и противоречит уложению о классификации. Вы не можете скрыть незаконные действия классифицируя их как секретные, а затем обвинять людей, которые пытаются разоблачить такие действия, в том, что они являются нарушителями закона. Независимо от незначительных административных правонарушений, которые разоблачители могли совершить, нарушив соглашение о секретности, преступления правительства – мошенничество, рабазаривание, а также злоупотребления и нарушения законности - как в случае Сноудена, намного перевешивают все, что он мог преступить.

КОРНИШ

Сегодня Джеселин Радак работает адвокатом в «Проекте Подотчетности Правительства». Белый дом не согласен с ее заявлением об Эдварде Сноудене. Правительство обвинило его в неуполномоченном разглашение информации и хищении государственной собственности. Между тем, Администрация Обамы и члены Конгресса от обеих партий, утверждают, что все законно в программе наблюдения АНБ.