Шутник

Сафа Якубов
Сегодня я опять опоздал на лекцию. Причина банальна: это бесконечные многокилометровые пробки, парализовавшие движение на улицах Саратова в эти утренние часы. Троллейбусы и автобусы ехали со скоростью пешехода, вызывая явное неудовольствие у пассажиров.
Но вот, наконец, и моя остановка. Я, буквально, влетел в университетский корпус и, быстро раздевшись, стал подниматься на второй этаж, как вдруг сзади кто-то меня окликнул. Это был четверокурсник Сергей Климов.
- Привет, Равиль! Как дела? – спросил он, протягивая руку для приветствия.
- Да ничего, Сергей. Всё в порядке. Ты меня извини, я тороплюсь, и так опаздываю. А то Ванька Феодал сто пудов на лекцию не пустит. Давай позже встретимся, поговорим.
Мне действительно хотелось с ним беседовать. Хороший парень. Отличник, но не «ботаник». Много занимается общественной работой на факультете. Помимо всего прочего – хороший спортсмен и музыкант. Мы с ним некоторое время вместе жили в одной комнате студенческого общежития, а потом ему родители сняли комнату где-то в центре города, и он ушел от нас.
- Я всего на минуту тебя задержу, не переживай, - успокоил он меня. – Как село именуется, где ты родился?
Я назвал
- Ну тогда точно. Значит,  не ошибся, - решительно сказал он.
- А в чем дело?
- Понимаешь, вчера я сидел в архиве, - продолжил Сергей. – Ты же знаешь, у нас в универе скоро пройдет научная конференция, посвященная индустриализации СССР...
- Короче, Серый. Говори быстрей.
- Так вот,  намедни, листая газеты, я случайно наткнулся на чрезвычайно интересный материал, который тебя явно заинтересует. И он протянул мне сложенный вчетверо лист бумаги.
- Ладно, потом почитаю, - сказал я и сунул его в карман пиджака.
- Почитай, почитай. Потом мне спасибо еще скажешь.
- Хитрый вы народ все-таки, татары, - как -то загадочно улыбнувшись добавил Сергей уходя.
Целый день прошел в будничных делах и заботах, и, лишь придя в общагу вечером, я вспомнил про листок, данный мне Климовым. Прочитал. Потом дал почитать товарищам. И вскоре на этаже раздался  такой гомерический смех, который даже сорвал с места бдительную вахтершу тетю Машу,прибежавшую узнать что случилось.В выдержке, взятой из газеты было написано следующее. Милиционер Борисевич приехал 9 августа в  Новую Усть-Узу для взыскания с жителя деревни Туштума Киттымовича Янгалаева, на основании составленного на него протокола за безбилетный проезд по железной дороге от ст. Жерновка до ст. Аткарск, штрафа в 1 рубль.Но исполнить данное предписание милиционеру Борисевичу не удалось. Оказалось, что такой личности в Новой Усть-Узе не только нет, но никогда и не было, о чём работники сельсовета и подтвердили Борисевичу официальной справкой №868. Мало того, присутствовавшие в сельсовете татары, покатываясь со смеху, объяснили изумлённому работнику правоохранительных органов, что слово «туштум» - по-русски значит «слез», «киттем» - «ушел», «янгал» - «враньё». И вышло, что Борисевичу предстояло взыскать рубль с «слез»-«ушел»-«наврал».
     Позже, я, не раз и не два, читал эту статью из пожелтевшей газеты, удивляясь смелости и находчивости поездного «зайца». Что удивительно: оказывается и в советское время, суровостью которого сегодня пугают молодежь, можно было позволить себе пошутить даже над работниками правоохранительных органов.