Он был или не был... мой брат

Галина Алинина
Странное это было письмо, адресованное мне на школу, без указания класса, без обратного адреса и непонятной подписью вместо имени отправителя.  Повертела  конверт – штамп почтового отделения г. Москвы. Принесла мне его из директорской почты нераспечатанным старшая пионервожатая,  когда я застёгивала портфель, чтобы идти домой, и с интересом уставилась на меня.

Что-то остановило меня распечатать конверт.  Письмо из Москвы! В  Москве у меня знакомых не было. Правда, однажды получила я письмо из редакции  радиопередачи «Ровесники», в котором вежливо посоветовали «поработать  над слогом», но тогда это был редакционный конверт. Короче, к вящему неудовольствию любопытной вожатой, я небрежно  сунула письмо в портфель и  выбежала во двор, где меня ожидали девчонки. Но и при них не открыла я письмо, ощущая какое-то беспокойство.

Дома никого не оказалось. Велико же было моё нетерпение, если я, не снимая пальто, распечатала конверт. И первая строчка словно обожгла, заставив присесть на стул:
«Здравствуй  Галина. Пишет тебе твой брат Вячеслав»  Со страхом переворачиваю листок – подпись «Вячеслав» и моя фамилия почему-то в скобках.  Слышу поворот ключа во входной двери.  Мама.  Неожиданно для себя самой, быстро  кладу листок в книгу и почему-то прячу в шкаф. Ещё не знаю, почему так поступаю, но чувствую, что «так надо».

Приезжает отец. Ужин. Обычные вечерние разговоры. Никто не замечает, что я – «не своя». Телевизор – «Солдат Иван Бровкин».  Ссылаюсь на уроки. Несколько раз пытаюсь достать и прочесть письмо, но не решаюсь. Почему боюсь?  Мне уже семнадцать. Учусь в десятом. Но понимаю, что в конверте – тайна, которая  может нарушить мир нашего дома, и потому молчу.

Наконец, дом затихает, засыпает, и  я, сославшись на недописанное сочинение, остаюсь одна.  Дрожащими руками достаю письмо:

«Здравствуй  Галина. Пишет тебе брат твой, Вячеслав. Думаю, ты ничего не знаешь обо мне, да и мне всё стало известно недавно. Наш с тобой отец до знакомства с твоей матерью, после  ранения некоторое время жил в доме у хозяйки, где снимала квартиру и моя мама, учительница, эвакуированная из Пскова. Он ещё ходил на костылях, когда его назначили на работу в другой район в МТС, где он  познакомился с твоей матерью и вскоре женился. А в конце  1944 года  родился я.  Мама ничего ему не сообщила. Как объяснила мне, потому что была гораздо старше его и познакомилась в то время с моим нынешним отцом, которого я всегда считал, и сейчас считаю своим единственным и настоящим. Мне было 5 месяцев, когда он зарегистрировал меня, как сына, на своё имя, и увёз нас с мамой к себе на родину в Сибирь. Историю  эту я узнал случайно  из неосторожно оставленного письма давней маминой знакомой, которая живёт в ваших краях  и  слышала о  вашей семье. Тогда же я  узнал, что ты существуешь и учишься в старших классах. Вот наугад и пишу на школу. Объяснился с матерью. Она категорически - против, чтобы я искал встречи с биологическим отцом,  на самом деле, совершенно чужим мне человеком. Именно поэтому не даю домашнего адреса. Мои родители - учителя, очень хорошие люди, я не хочу и не могу их обижать. Но мне хочется познакомиться с тобой, зная, что у меня есть сестра, о которой я всегда мечтал. Посылаю это письмо с московского вокзала. Приезжал поступать в МЭИ, да не прошёл. Осенью – в  армию. Я пришлю тебе адрес «полевой почты» и тогда обменяемся адресами и фотографиями, если захочешь.  Вячеслав».

Мой младший брат Вовка, для которого я всегда была нянькой, с ранних лет одевая его, проверяя уроки, опекая всегда и во всём, сейчас был в спортивном лагере.

Старший брат,  окружённый тайной рождения!  Двоякое чувство  владело мною: Прикосновение к  запретной теме – взрослой жизни родителей,  бросающее в жар.
Как быть?  Сказать ли  отцу?  А  маме?  Нет!  Определённо нет!  Ведь он мне пишет в тайне от  своих.  А что же – я!
Неизвестно, как поведёт себя отец -  неожиданно отстранённо, начинаю судорожно думать я - вдруг он не забыл свою бывшую подругу  и захочет возобновить знакомство. А  мама? Нет, маме лучше вообще не знать. Она такие вещи тяжело переживает, уж  я - в курсе!  Нет! Определённо – нет!

С другой стороны – если не делиться секретом с девчонками, они могут  считать его моим молодым человеком. Интересно – какой он из себя?  У него такой хороший почерк!

В этих тревогах и  заснула.  Решив  для себя, что  буду  молчать, тем более, что  общаться  было  невозможно, обратный адрес отсутствовал.

Однако, в ноябре  школьная  техничка  мне принесла письмо с треугольным штемпелем  вместо марки и  обратным адресом – номером  «полевой почты». Так началась наша переписка.

Солдатские письма безбоязненно приходили на мой домашний адрес.  Мама воспринимала их, как необязательную переписку молодых людей,  распространённую в те годы, не догадываясь, кто, на самом деле, был моим адресатом. Отец же, никогда не вникал в девичьи мои дела.
 
Весёлые солдатские письма о том, что он любит научную фантастику, читает журналы  «Знание –сила»  и  «Вокруг света»,  которые ему регулярно высылает мать,   что не хватает времени  по-настоящему вникнуть  в новую  книгу об элементарных частицах вещества, и что надеется после армии, когда у него появится льгота, вновь попытаться поступить в  Московский энергетический,  чтобы  строить  атомные электростанции.   А  однажды поразил  замечанием, что носит в кармане крохотный разговорник французского языка.   Только с фотографией почему-то мешкал.

Должна сказать, ни в одном письме, зная, что пишет на домашний адрес, он не обмолвился о нашем «секрете», неизменно завершая послание беспечной, нам обоим понятной, фразой  -  « Пока, сестрёнка! Славик».

Письма прекратились внезапно без всякой видимой причины. Я ещё писала пару раз, но не получила ответа.  Долго  ждала я, обиженная. Мой «старший брат» исчез, поселив в душе моей чувство потери и внезапного одиночества, которым я ни с кем не могла поделиться.

Университет, новые знакомства и заботы почти вытеснили из памяти горькое чувство разочарования, которое я для себя окрестила   «предательством».  Да, и был ли . . . брат?
Письмо я получила через два года. Красноярск, незнакомый почерк, незнакомый парень:

«Здравствуйте, Галя.  Об этом нельзя было говорить, теперь я демобилизован и сообщаю, что мы со Славой были включены рядовыми в группу военной помощи Алжиру в разминировании минных полей. Во время одной операции, 21 сентября 1964г. Слава погиб. Я знал от него историю вашей переписки. Но Вы не числились его родственницей и потому  Вам не сообщили. Прошу Вас письмо это уничтожить. Я не имел права этого рассказывать, но не хотел, чтобы Вы  ошибочно думали о  хорошем парне,  Славике.   До свидания.  Анатолий».
 
В письмо была вложена фотография, где Славик и его друг  весело хохочут.  Пометка Анатолия -  «Слава – в тельняшке»  мне была не нужна. Я сразу его узнала, он был похож на моего отца с фото  молодых лет.
 
Отец мой лежал в больнице с диагнозом  рак в 4 стадии.  Я  вновь не решилась ничего сказать ему.  Кто знает,  простил бы он мне  наше со Славиком молчание. Жить ему оставалось несколько месяцев. А  маме дала прочесть письмо Анатолия, вновь не обмолвившись, кем был мой  адресат. Одна, сама с собой, пережила я потерю.

Прошло много лет. Жизнь прошла. Как-то, незадолго уже до маминой смерти, помогая  сматывать клубки с пряжей, я вдруг решилась  рассказать  эту историю с самого начала. И пожалела, увидев, как смущённо зарделось её лицо, как растерянно пожала она плечами:
- Нет, ничего подобного я не слышала.  И ты молчала  столько лет…?
Война! – она горестно покачала головой,  -  что ж, отца нет и ответ держать некому.
И опять, задумчиво глядя в окно долгим взглядом, повторила:
-  Война!  И неизвестно о какой войне теперь говорила она. О нашей ли, переломавшей столько судеб,  или о той, что оставила минные поля в  песках горячего  Алжира.



Фото из интернета.