Рост ВВП - это рост богатства нации или рост...

Ирина Березина-2
РОСТ ВВП - ЭТО РОСТ БОГАТСТВА НАЦИИ ИЛИ РОСТ ЕЕ ГЛУПОСТИ?

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей
растет обесценение человеческого мира.
К. Маркс

Существует предположение, что глупость так же безгранична, как и разум. В России, пронзенной, как штыком, вертикалью власти, безгранична только глупость. Кипящий и возмущенный разум бродит по ней пока еще только в виде призрака. Наиболее ярко безграничность российской глупости проявляется в массовом коленопреклонении перед ВВП.  Перед этим туманным и малопонятным ВВП, который, в отличие от вдовицы Куикли, нельзя пощупать за бока, уже третий срок стоит на коленях президент В.В.П. и умоляет его расти, как можно быстрее, наивно полагая, что только таким способом он сможет поднять с колен не только самого себя, но и всю Россию. Понять, что все годы существования постсоветской России ее вертикаль власти курит фимиам ложному кумиру, очень легко, если уяснить, в чем состоит экономическая суть ВВП как макроэкономического показателя.

История поселения его в умах людей, озабоченных ростом национального и личного богатства, такова. Впервые это понятие было предложено в 1934 году экономистом Саймоном Кузнецом в Департаменте Коммерции США. Естественно, что коммерция неразрывно связана с рынком и таким экономическим понятием как «стоимость». Поэтому предложенный этим экономистом макроэкономический показатель отражает «рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства».

А что такое стоимость товара?  Заглянем в «Капитал» К. Маркса как наиболее полный источник экономических знаний. Из этого источника выясняется, что «стоимость товара определяется всем рабочим временем, прошлым и живым трудом, который входит в этот товар». (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 286).

Иными словами, стоимость товара – это сумма затрат совокупного (живого и прошлого)  рабочего времени, необходимого для производства того или иного товара. 

Из этого положение неумолимо следует логический вывод: «повы­шение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается; что, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличи­вается количество прошлого труда» (там же).

То есть, при росте производительности труда стоимость товара уменьшается за счет уменьшения доли живого труда при одновременном увеличении доли прошлого труда, овеществленного в сырье, материалах и средствах производства. Нетрудно догадаться, что такое повышение производительности труда возможно только при использовании ресурсосберегающих технологий, то есть при использовании последних наукоемких достижений технического прогресса.

И вот тут выясняется, что научно –технический прогресс (НТП) и ВВП в стоимостном измерении находятся в непримиримом противоречии друг с другом: чем выше уровень развития НТП, тем меньше ВВП в стоимостном измерении. Соответственно, наоборот: чем больше такой ВВП -  тем ниже уровень развития НТП.  Это связано с тем, что НТП сокращает совокупные затраты рабочего времени на производство ВВП в натуральном измерении и таким образом сокращает его стоимость в денежном выражении.

Еще полтора века назад Маркс акцентировал внимание своих читателей на этой объективной закономерности, обнаруженной задолго до него Адамом Смитом и Давидом Рикардо: «Вообще, чем больше производительная сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного изделия, тем меньше кристаллизованная в нём масса труда, тем меньше его стоимость. Наоборот, чем меньше производительная сила труда, тем больше рабочее время, необходимое для изготовления изделия, тем больше его стоимость». (К. Маркс, «Капитал» т.1, с. 49).

Всем грамотным экономистам эта закономерность известна как «закон стоимости». Этот закон нельзя отменить ни слезами, ни жалобами в вышестоящие инстанции, ни инструкциями, ни указами. Его действие можно только понять и использовать в тех или иных интересах.

А что же тогда растет при росте НТП?  Растет качество производимых товаров, которое проявляет себя в увеличении времени их эксплуатации или, как иногда говорят, в увеличении срока наработки на отказ. По сути дела, рост качества товаров равносилен росту их количества.

Измерить качество с помощью стоимостных показателей невозможно, потому что оно измеряется временем потребления товара, а не затратами времени на его производство.

Короче говоря, технический прогресс проявляет себя только в сокращении затрат на производство товаров и снижении их стоимости при одновременном улучшении качества.

Если такого снижения и такого улучшения нет, то и никакого технического прогресса тоже нет, а есть только разговоры о нем и вожделенный рост стоимостного ВВП, радующий глаз коленопреклоненного президента В.В.П.

Чтобы это понять, надо знать, что рост физических объемов ВВП может осуществляться двумя способами: экстенсивным и интенсивным.

Вот, как разъясняет суть этих понятий экономический справочник ECONTOOL.COM:

«При экстенсивном типе увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель в целях получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов — все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.

В условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины XX в., в западных индустриальных странах преимущество получает интенсивный экономический рост».

Сегодня во всех капиталистических странах рост ВВП в стоимостном выражении обеспечивается за счет частичного сохранения экстенсивного способа производства как надежного средства торможения научно-технического прогресса. Связано это с тем, что научно-технический прогресс находится в непримиримом противоречии не только со стоимостным ВВП, но и со священной коровой капитализма - частной собственностью.  Потому что в условиях капиталистической частной собственности НТП сокращает не только время живого труда, но и делает лишними людей, которые им заняты, и таким образом увеличивает не только количество материальных благ, но  и количество социального динамита, увеличивая армию безработных. Чтобы поддерживать численность этой армии на социально безопасном уровне, бо’льшая часть ее канализируется в военную армию, в полицию и в сферу частных услуг с высокой долей ручного труда, которая и снижает рост производительности совокупного труда всего общества.

Чтобы Россия могла встать с колен и выпрямиться во весь свой 1000-летний рост, надо перестать молиться на деньги и начинать смотреть на людей и время как на самый ограниченный и невосполнимый производственный ресурс общества.

Надо глубоко осознать, что если сегодня в стране 5 миллионов безработных, то это означает, что страна впустую теряет ежедневно 40 миллионов человеко-часов, не превращающихся в жизненно необходимые стране блага в виде благоустроенного жилья, вкусной и полезной пищи, добротной одежды и всего остального, что требуется людям для комфортной, долгой и безопасной жизни. 

Все эти потери на совести тех, кто взялся за руль управления российской экономикой, не имея даже малейшего представления о действии ее объективных законов, и более 20 лет рулит по принципу «куда кривая выведет», заботясь только о содержимом собственных карманов и ориентируясь на ложный сигнальный огонь в виде ВВП, придуманного американским коммерсантом. 

Для того, чтобы ВВП отражал реальный экономический рост, способ его измерения должен соответствовать его названию: валовый внутренний продукт. Продукт – это потребительная стоимость, а не меновая стоимость, величина которой определяется при обмене товара на деньги. Маркс без всяких обиняков настойчиво указывал на то, что «потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма» (там же, с. 44).

Потребительная стоимость измеряется и контролируется  с помощью натуральных показателей, а не стоимостных. 

Сегодня никто и ничто не мешает России перейти на контроль за своим экономическим развитием с помощью такого натурального показателя как чел.-час.  Главными  препятствиями для осуществления этого перехода являются безграничная глупость и такая же безграничная трусость ее вертикали власти, беспардонно подмявшей под себя не только конституционную власть народа, но и результаты действия объективного экономического закона стоимости.