43. Такой народ был, есть и будет!

Феликс Рахлин
     ТОЛЬКО НЕ ТАМ, А ЗДЕСЬ

Феликс РАХЛИН
«Такой народ» был, есть и будет!
(Только не ТАМ, а ЗДЕСЬ)

В безбрежном море публицистических материалов, бумажных и виртуальных,  на темы о еврейском вопросе в современном мире появилось новое и заметное произведение. Это статья  Григория Валерьяновича Никифоро’вича  «Был такой народ»», с подзаголовком «Штрихи статистики и печали» Её напечатал российский журнал «Знамя» № 4 в апреле этого года, а уже в конце мая статью републиковали израильские «Новости недели»  в своём приложении «Роман-газета». Благодаря чему  её могут прочесть и те русскоязычные читатели нашей страны, которые не пользуются Интернетом, где «Знамя» систематически выходит в виртуальном виде.   

Автор статьи – по основной специальности не литератор, а физик и биолог, кандидат физико-математических и доктор биологических наук. Тем не  менее (а, может быть, именно благодаря этому) учёный-естествоиспытатель – автор не только сочинений по своей специальности, но также и  научно-популярных книг,  литературоведческой работы (о писателе Фридрихе Горенштейне) и детективного романа. В наше время совсем не редкость – обращение учёных-естественников к важным и животрепещущим  темам общественной жизни. Вот и в данном случае человек, казалось бы, далёкий по профилю своей специальности  от тем гуманитарных (и, судя по всему, вовсе не еврей!) выступил с мыслями, занимающими сейчас многих  на планете и, в частности, граждан России и… беженцев из неё!

Русскоязычный мир последних десятилетий переполнен сочинениями разного рода на темы, так или  иначе связанные с историей и сегодняшней судьбой евреев. Обсуждаются проблемы самые разнообразные, при этом – с позиций, зачастую диаметрально противоположных. Перечисление заняло бы слишком много времени (достаточно упомянуть вопрос о Холокосте: есть страны, в которых, несмотря на их демократический характер, одно отрицание этого явления, столь памятного даже не ушедшему поколению, чревато реальным уголовным наказанием, - но в то же время лидеры других стран громогласно заявляют, что никакого Холокоста «не было», что он есть своекорыстная  выдумка коварных евреев!

Подобным образом в современной России одни  решительно  осуждают длительную практику советского государственного антисемитизма,  такие эксцессы, как  тайный процесс над еврейским антифашистским комитетом СССР, завершившийся беззаконной казнью почти всех его руководителей (впоследствии реабилитированных), безответственную компанию борьбы против «космополитов» (под которыми имелись в виду евреи), средневековое  по сути «дело врачей-отравителей» (тоже в большинстве евреев)… При этом виновниками провокаций называют сталинское руководство, а затем – его последователей.  Другие, напротив, пытаются восстановить культ Сталина как «отца народов» и «мудрого вождя», а еврейскому народу приписывают роль внутреннего врага России или, по меньшей мере, чуждость её интересам и чаяниям… Соответственно, диаметрально противоположные оценки выносятся государству Израиль, его военному противостоянию арабским странам, а также  тем бывшим советским и российским  «гражданам  еврейской национальности», которые приняли  гражданство этой еврейской страны или других зарубежных стран. В блогах, на Интернет-форумах, в живых журналах  нередко появляются  недвусмысленно юдофобские  суждения, призывы и высказывания. Антисемитизм в России теперь дозволен, вписан в её «демократический» имидж, и слово «жид», которое в течение многих лет из синонима слова «еврей» в русской речевой практике превратилось в оскорбление, употребляется как  якобы  обычное, эмоционально  нейтральное.

Никифорович однозначно на стороне врагов антисемитизма. Он – явный продолжатель одной из лучших традиций старой русской интеллигенции, о которой пишет, что в её среде «случаи острого клинического антисемитизма встречались крайне редко». И далее: «Её преемница, советская интеллигенция, всё ещё чуралась явных проявлений антисемитизма и старалась не замечать признаки этой инфекции вокруг себя».

На фоне этих замечаний резким отступлением от традиций русской интеллигенции выглядит упоминаемое автором «Письмо товарищу Сталину» современного, относительно молодого (1975 г.р.) и, как пишет Никифорович, «талантливого» русского писателя Захара Прилепина (действительно, лауреата множества литературных премий). Приводится такая цитата из Прилепина: «Письмо написано затем, чтобы дать голос коллективному сознательному и бессознательному народа, к которому имею честь принадлежать и от имени которого я имею смелость говорить».

Я прочёл в Интернете письмо Захара Прилепина покойному вождю, на самом деле апеллирующее, конечно, не к  усопшему «отцу народов», а к миллионам живых российских юдофобов: там в издевательской пародийной  форме и якобы от лица «либеральной общественности» (под которой явно имеется в виду российское или бывшее российское еврейство) рассказано о том вреде, какой будто бы нанесло оно созданию сталинской державы и как потом её же растащило и разрушило.

Автор статьи, впрочем, не тратит время на возражения юдофобу. Он… соглашается с ним! Но – в чём?  И вот тут попрошу читательского острого внимания: чуть ли не впервые (во всяком случае, мне другого такого случая в устах  автора-демократа не встречалось) Г. Никифорович признаёт, что:

 «…в традициях Российской империи был и НАРОДНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ» (выделено мною. – Ф. Р.)  Это как раз то самое, что писатель Прилепин (носитель однозначно еврейского по происхождению, причём – древнейшего, имени Захар – в переводе с иврита  на русский самец, мужчина) назвал «коллективным сознательным и бессознательным русского народа». За этой фрейдистско-юнговской формулировкой кроется утверждение о том, что значительная часть русского народа исповедует юдофобские настроения. Даже Солженицын (в своём двухтомном труде «200 лет вместе»Ъ не решился утверждать подобное. А вот Захар решился. И явный либерал Никифорович не побоялся с ним согласиться. Почему?

Потому что это (в целом; свои оговорки выскажу после) потому что это, увы, правда!

Без многовековой и укоренившейся традиции, в значительной мере покоящейся на «естественной» для любого народа ксенофобии, а уж особенно – на впитанных сыздетства христианских понятиях о «Евреяхъ» как противниках Спасителя (хотя – кем же Он Сам-то был?!) не были бы возможны в Российской Империи, да и после её крушения,  многочисленные погромы. Эта традиция сильно облегчила нацистскому оккупационному режиму грандиозный замысел Холокоста, то бишь «окончательного решения»… Автор статьи приводит весьма наглядный пример того, как евреи, оказавшись по эвакуации  в восточных районах страны, где раньше живого еврея (впрочем, как и мёртвого) в глаза не видали, - как они почти мгновенно очутились в обстановке априорного, ничем не объяснимого, звериного антисемитизма. (уж это мы ощутили на себе в полной мере!)

Другое дело, что было ( и есть!) немало исключений. Но они, по пословице, лишь подтверждают правило. Вот почему и сейчас так цепко держится ничем иным необъяснимо  живучая юдофобия в России, где после нашего с вами, друзья репатрианты и эмигранты, выезда осталось наших соплеменников лишь 0, 11 % от общей численности населения России!

Открытое признание юдофобии  не в качестве «отдельных пережитков в сознании некоторой части населения», а как довольно широкой народной традиции, проливает свет и на столь лёгкий поворот в политике ВКП(б) – КПСС и Советской власти: от широко прокламируемого интернационализма – к  мерзкой практике «пятой графы» и фактического запрета евреям  на часть профессий. Примечательно и то, как легко и быстро проросли на советской (казалось бы, интернационалистической) почве ядовитые плевелы юдофобии за исторически недолгий срок нацистской  оккупации  (да ведь всего лишь частичной), как НА ВСЕЙ территории  СССР во время и после, казалось бы, победоносной для него войны привилась чисто геббельсовская антисемитская пропаганда о том, что «жиды» якобы «защищали Ташкент».

Вместе с тем автор статьи убедительно показал, как Сталин (по его словам, «мастер политического маневра») ловко воспользовался усилением антисемитизма в послевоенные годы, чтобы разделить в сознании народа понятия «еврей»  и «коммунист»… «Наступление» партии на евреев, кадровый партийно-государственный разбой, когда евреи в целых отраслях сгонялись с занимаемых должностей, не допускались на командные должности, и это зачастую встречало поддержку остальной части населения,  – всё  это в памяти старшего поколения… Как и вошедшая в обычай (и также с юмором отмечаемая в статье) институция «евреев-заместителей» (замов первых лиц во множестве учреждений и предприятий)…

К слову, о существующем и даже вошедшем в традицию разделении антисемитизма на «бытовой» и «государственный». Вообще говоря, такая «классификация» имеет право на жизнь: в самом деле, первые десятилетия  Советской власти были практически свободны от государственного покровительства юдофобии, а тем более – от её стимулирования. Это, однако, не исключало бытовых проявлений закоренелой привычки…

Но человек, заражённый антисемитскими и шовинистическими предрассудками на бытовом уровне, будучи, по прихоти судьбы, облечён властью, – неужели, при  решении кадровых или иных  властных полномочий, поступит объективно, в противовес впитавшимся в его душу настроениям, симпатиям и антипатиям? – Вывод слишком ясен! 

Статья Г. Никифоровича  написана во многом в ответ на ряд идей книги А. Солженицына  «200 лет вместе». Одной из навязчивых мыслей последнего является призыв к русским и евреям «взаимно покаяться» в нанесённых  друг другу (якобы обеими сторонами) обидах и ущербах. «С этим (идеей взаимного раскаяния. – Ф. Р.)  – пишет Никифорович, – пожалуй, можно согласиться, но  в каких пропорциях делить ответственность» (между народами)? Учёный указывает, что Солженицын пенял русским евреям на их «непатриотизм», равнодушие к судьбам страны, но в статье подчёркнуто, что евреи в массе своей  пришли в Россию не добровольно  и  не по «высочайшему» приглашению (как явились, и тоже на «200 лет вместе», немцы-колонисты), а достались ей автоматически, как «добыча», при разделе Польши в ХVIII в., и в первую сотню лет, особенно в условиях немедленного действия обрушившейся на них массы дискриминационных законов, не могли проникнуться идеей российского патриотизма…

Иное дело – в первые советские годы. Автор статьи обзорно, но достаточно подробно показывает, как после полосы лютых  погромов царского времени, а затем – ещё более зверских погромов периода гражданской войны, большевистская власть на десятилетия избавила их от этого уничтожительного бедствия, которое автор справедливо назвал «репетицией Холокоста» (заметим:  публикуемая в том же выпуске роман-газеты документально-публицистическая повесть писателя Микки Вульфа о погромах тех же времён не менее выразительно озаглавлена: «Пролог» – тому же Холокосту!). Перенесшие эти бедствия наши отцы и деды, как им казалось, обрели, наконец, истинную родину, и во многом именно этим объясняется тот массовый героизм евреев в Отечественной войне, по статистике ничуть не меньший, чем со стороны коренных народов СССР и России, а также и активность евреев в коммунистическом строительстве. То и другое Никифорович показывает на конкретных цифрах и примерах. Как и страшную растерянность и разочарование евреев в советской власти и коммунистическом руководстве после того как оно «кинуло» своих ревностных сторонников (автор сознательно воспользовался именно этим словечком из современного сленга), вскоре после окончания войны развернув беспрецедентную антисемитскую травлю… Тут-то и проснулись национальные чувства, достоинство и гордость веками ущемляемого народа, и подавляющая часть еврейского населения эмигрировала из бывшего СССР, из России…Большинство из них – в перманентно воюющий, небезопасный для жизни Израиль.

Справедлив и один из важных выводов автора: «Хоть евреев как народа больше нет, бацилла антисемитизма видоизменилась и угрожает теперь эпидемией общей ксенофобии, вызывая “сознательные и бессознательные” народные чувства ко всем вообще чужакам: “чуркам, хачам, черножопым “…» Как не вспомнить здесь старый еврейский анекдот «Берегите армян!»  Мне не впервые писать, что юдофобия есть классический пример и квинтэссенция любого шовинизма.

Напоследок – моё единственное возражение уважаемому автору. Он назвал свою статью «Был такой народ», а в подзаголовке выражает  печаль по поводу  почти полного исчезновения  «такого народа» из России. Однако надо видеть истину:  этот народ не исчез «в никуда» - сам автор приводит цифры: к 2006 году 1,9 млн евреев уехали с территории б. СССР, из них  теперь около 400 тыс – в США, прибл. 200 тыс. – в Германии, а 1, 15 млн – преимущественное большинство! – в Израиле.

Да, это уже не советские и не вполне русские, украинские, белорусские, молдавские, прибалтийские, кавказские или среднеазиатские евреи, но ведь и оставшиеся коренные и «титульные» хозяева страны – не совсем такие, какими были.

Можно понять их опечаленность тем, что родину покинули многие великолепные специалисты разных профессий: трудно найти подходящего врача, программиста, порой и сапожника или портного… Президент Путин упоминал даже о какой-то программе возвращения эмигрантов на родину… Вряд ли это, однако, возможно – по меньшей мере, если говорить о еврейском народе. Большая – бО’льшая! - часть его здесь, и окончательно связала себя с исторической родиной.  Все претензии я бы рекомендовал направлять к «Самцу-Мужчине» Прилепину, его идейным предшественникам и единомышленникам.

Как народ мы – уверен! - не вернёмся! Точнее – мы уже вернулись. Домой.