Наши шесть соток

Татьяна Завадская
- Коля, иди к нам!  - Позвала я соседа по даче, накрыв стол под навесом привезёнными продуктами и поджарив сковородку мяса на костре.

Сосед тут же пришёл через калитку, которую мы специально сделали между нашими дачами, чтоб удобнее было общаться. Он босиком, коленки в земле, мужчины не умеют, как женщины, полоть, наклонившись, вот он и ползал на грядках на четвереньках.

Наш сосед - удивительный труженик. Оставшись один, без жены, он продолжает сам ухаживать за дачей, что-то сажает, прививает на яблонях новые сорта, разводит  крупную смородину и  малину. И, главное, разбирается, как сорта называются и кто их вывел.

Как-то несколько лет назад сосед пришёл и сам предложил привить на нашей яблоньке яровые сорта яблок. Побеги прижились, и теперь первые плоды Колиного мастерства, крупные и сочные, радуют взор и притягивают своим ароматным сладким вкусом.

Раньше Коля с женой Валей вместе работали в огороде, ходили в лес  собирать грибы и ягоды, ночевали на даче, готовили вкусный грибной суп на костре и угощали нас.
В огороде у них был идеальный порядок. Я ещё работала, а они уже были на пенсии и всё свободное время проводили на даче.

Возле дома Валя разбила красивый цветник, любовно посаженный хозяйкой. Каких только цветов там не было! По весне расцветали жёлтые и белые нарциссы, их сменяли тюльпаны и пионы. Радовали взор розовые и белые ромашки, а затем гладиолусы и георгины. А между грядками прямо в огороде до поздней осени цвели бархатцы, настурция и календула. Хозяйка говорила:

-Эти лапочки-цветочки защищают растения  от вредителей.

Веранда кирпичного домика вся в виноградных лозах.  Он так расплёлся, что пошёл к нам, лежит на заборе и забросил свои побеги на навес возле нашего домика.

- Собирай его сама, Таня, он мне теперь не нужен. Я с него ничего делать не буду.

Эти слова я слышу от Коли теперь каждую осень, когда созревает виноград. У меня и своего много, но собираю и Колин, чтоб его не обижать и чтобы урожай не пропал. А потом угощаю его виноградным вином, которое сама делаю.

Вот и сейчас я поставила на стол бутылочку своего божественного напитка.
Выпили, поели и начали вспоминать:

- А помнишь, Таня, как мы все с энтузиазмом строили свои дачи в 1992году?

- Конечно, помню, Коля.

- А что теперь вокруг? Через дачу бурьян, в домиках выбиты окна, сломаны двери, внутри всё разворовано и разбито.

- Да, Коля, помрём мы, и наши участки зарастут бурьяном.

- Помнишь, как Ивановна спорила о меже,  - говорит Коля,- мало было ей земли, а теперь  сколько лет никто не появляется на её даче. Забор снесли, домик весь без окон и дверей. Вот такой наш русский народ!  Стоит. Не твоё. Чего лезть? А всё равно лезут, всё воруют и ломают. А Ивановна жива, встречал её дочку на рынке, разговаривал, слабая уже.

- Да, Коля, такой у нас народ! Вот была я на даче у родственницы  под Ригой в Саулкрастах. Там многие дачи не закрыты, никаких замков. И дачи не к нашим, а никто туда чужой не лазит. Народ там другой. А почему мы, русские, такие?

-От бедности, - говорит Коля, - всё от бедности. Можно я у тебя кочан капусты срежу? Вас вчера не было, я у тебя щавеля  нарвал.

- Бери, Коля, что тебе надо. У тебя опять ведь всё залило дождём, притянуто и плохо растёт. Надо грядки выше делать, поднимать за счёт борозд.

- На следующий год ничего сажать не буду. Не стало Вали и огорода не стало. Сколько работаю, а толку мало.

Вот так посидели, повздыхали, пообщались.

Хороший, добрый у нас сосед!

И жена у него была хорошая, но рано умерла от рака. Скучает Коля, дети разъехались, одному тяжко дома, вот и спешит каждый день на дачу. Земля притягивает, отвлекает, даёт силы жить.

Но Землю надо любить! Только тогда она становится тебе другом и помощницей. Наработавшись, к вечеру от усталости забываешь о бедах, быстрее сон приходит, меньше в голову лезут воспоминания и плохие мысли.

Я тоже часто думаю о ЗЕМЛЕ. Нравится ходить босиком по огороду. Земля как бы наполняет тебя своей силой. Энергия жизни идёт от ступней ног вверх, наполняя душу чем-то прекрасным и вечным.

Но это тогда, когда человек любит ЗЕМЛЮ и любит на ней работать. Почему-то это уходит. Молодёжь предпочитает всё купить готовое. Поэтому и стоят дачи,  заброшенные и растянутые, когда старшее поколение уходит.

А ведь любили же землю наши предки! Коллективизация отбила эту любовь, она стоила жизней. В 90-е годы нам наделили по шесть соток. Как ринулись тогда все работать на своих дачах.

Нравилось! Но опять всё ушло.

Теперь возле больших городов ЗЕМЛЯ дорогая, скупается и стала предметом наживы.
Строятся особняки, но её хозяева  землю не любят и на ней не работают сами. У них другая любовь.

А она живая, как и мы с вами!

ЗЕМЛЯ – наше начало, наша ЖИЗНЬ!


Фото автора.

На фото заброшенные дачи и яблоня в моём саду, привитая соседом Колей.