Часть 14 Малая родина

Римма Конон
Часть  14
М А Л А Я   Р О Д И Н А
Пгт. Грибановский Воронежской области

В июле 1966 года  прибыли в посёлок городского типа Грибановский.  Мама устроилась на должность заведующей в дом приезжих сахарного завода, Виктор – плотником на сахарный завод, а со мной опять проблема. С дипломом я никуда не пригодна. Все подходящие для меня должности были заняты местными жителями. А жить на одну мизерную зарплату мужа семье из 4-х человек просто невозможно. Добавилась опять  проблема с жильём. Снова пришлось помотаться по частным квартирам, а дети жили у мамы в гостинице.

Первая работа вместе с мужем была в откормочной базе,  которая располагалась от сахарного завода в другом конце посёлка. Комнату снимали у многодетной семьи. Муж работал плотником, а я бухгалтером. В мои обязанности входил учёт крупного скота, сдаваемого на мясокомбинат.
Иду, значит, я  вместе с ответственным работником (мужчиной). Он загоняет корову на весовую площадку для взвешивания. Взвешивает, я записываю, например, «корова весом 350 килограмм средней упитанности», «бычок весом 185 килограмм нижесредней упитанности», и т.д. В кабинете бухгалтерии я делала отчет и сдавала главному бухгалтеру. Кто бы знал, как эти коровы и быки мне надоели!

Но самое главное, из-за чего расстраивалась, это то, что я не могла быть с детьми. В съёмной хатке для них не было места, и ходить к ним далеко. Однажды был такой случай. Откуда-то пришла на двор откормбазы приблудная корова. А мой «начальник» загнал её на весы и заставил меня записать  к направлению в мясокомбинат от имени откормбазы. Записала,  а на второй день уволилась. И муж уволился. Нашли мы частную квартиру: большая комната в доме, но  без отопления. Опять дети у мамы, а мы в «морозильнике» зимой. Муж устроился плотником на сахарный завод.

Чтобы повысить семейный бюджет, я пошла на тяжелую работу - аппаратчицей  ХВО сахарного завода. Работа заключалась в очистке воды для производства сахара из свеклы. В большую центрифугу нужно загружать, совковой лопатой соль  с добавлением воды  из труб с помощью вентилей.
Во время работы во вторую смену попросила однажды разрешение посмотреть, как изготавливается сахар. Вошла в большущий цех, поднялась по железной лестнице на подмостки, расположенные вдоль стен на высоте, примерно, двух этажей, стала наблюдать. Внизу много разных механизмов, всё гудит. А в конце по конвейеру движется сахарная масса. Там сахар насыпается в мешки, тут же они зашиваются и готовы к отправке. Отходы от выжатой свеклы уходят своим путём в жомовую яму, расположенную за территорией здания.

Отправляют готовые мешки с сахаром на склад готовой продукции в дневное время. Кстати, мастером в это смену была моя соседка по дому. А тут, пока я смотрела из любопытства  с высоты подмостков на конвейер движения сахара, один мужчина открыл большущие ворота цеха и вынес несколько мешков на улицу, то есть, зафиксирован факт кражи. Я сделала вывод, что кража (кражи) происходит  не без согласия ответственного работника. Но это не моё дело. У кого-то я спросила: можно ли взять горсточку сахара  покушать детям. Разрешили. Я всыпала несколько горсток в карман  рабочего халата, и тут ко мне подошёл мужчина, который выносил мешки, и сказал:

- Если воровать, то воруй по-крупному!

Мне стало стыдно, и я ушла. Но зато принесла гостинец детям. Сахар был еще не до конца очищен, желтоватого цвета, с запахом, но вкусный. Работала в должности аппаратчицы пять месяцев и поняла, что тяжёлый труд мне противопоказан.  Наверное, в благодарность за терпение вновь началась полоса везения.

***
Апрель 1967 года. Поступила  работать на должность диспетчера в Автохозяйство. Освоила работу, через полтора года перевели старшим диспетчером, мужу не понравилось, не нужны нам лишние деньги, без них обойдёмся. Из-за принципа, снова села в прежнее место.
До меня в должности старшего диспетчера работал мужчина, примерно 40-летнего возраста. Жил  он  в собственном доме, слыл хорошим хозяйственником, чему способствовала должность. В кабинете не засиживался, любил ездить с водителями в колхозы. По возвращению с поездки завозил  на своё подворье всё необходимое для скотинки. Под его руководством в доходные предприятия посылались одни и те же водители. Например, один из таких всё время обслуживал маслосырзавод. Оттуда сметану для себя покупал в 3-литровой  банке, и такой густоты, что ложкой не провернёшь. Угощал ею заправщицу бензина, а она ему безвозмездно не жалела лишние литры горючего.

За короткое время работы в этой должности я поменяла всю ориентацию «блатных». В тот же маслосырзавод меняла водителей, пусть и они попробуют сметану. Такую же практику применяла с обслуживанием автоперевозками мебельный комбинат и другие доходные предприятия. Через некоторое время работница ремонтной зоны  по секрету сказала, что водители меня называют «сестрой милосердия». О каком милосердии должна идти речь? В любом предприятии, на любом производстве все работающие должны выполнять правила внутреннего трудового распорядка. А инженерно-технические работники и служащие  обязаны работу выполнять в соответствии  с должностными инструкциями, и не допускать панибратства среди подчинённых. В общем, я не вписывалась в когорту служащего персонала, точнее - не умела работать, как другие.

В период уборочной кампании стала выпускать «Молнии». В конце рабочего дня из путевых листов выбирала данные, кто больше сделал рейсов по перевозке зерна из колхозов, совхозов на элеватор, и вывешивала данные в диспетчерской. Утром водители получали путевой лист и обязательно смотрели кто впереди, кто больше перевёз зерна. Одним словом, в работе проявляла самодеятельное творчество.
Вскоре перевели меня работать старшим инспектором по кадрам. В этой должности  работала три года, вплоть до переезда в Набережные Челны.

***
Не помню, в каком году состоялся 16-й Съезд профсоюзов СССР. По разнарядке свыше наше автохозяйство должно было выбрать делегата на этот съезд. По этому поводу произошёл курьёзный случай. На собрании его Величество Рабочий Класс единогласно проголосовал на мою кандидатуру.  Эту досадную «ошибку» исправил лично начальник АТХ  Б.Н.В.,  и на съезде присутствовала его кандидат  -  кассир Н.
Как уехала она в столицу нашей Родины втихаря, так и приехала безо всяких эмоций,  впечатлений  и рассказов о важном форуме. Но, коль её послал лично начальник, то и отчитаться она должна только ему лично, а не  перед всей профсоюзной организацией.  Это всем понятно. Итак, исходя из  вышеизложенного эпизода, обо мне можно судить, как о неудачливом человеке. Частая смена местожительства и работы  тоже не характеризует положительно. Но сама себя я таковой не считала и не считаю.

Когда работала в Грибановском автохозяйстве, продолжала сотрудничать с редакцией местной газеты, писала заметки о передовиках  производства – водителях и ремонтных рабочих. Редакция их с удовольствием принимала и печатала без корректировки. После получения первой моей статьи, редактор газеты приезжал в АТХ познакомиться с автором. Так что тяга к писательскому ремеслу во мне, наверное, была заложена по генам от какого-то родственника, скорее всего от мамы.  Редактор районной газеты во время знакомства со мной, сказал, что я должна быть членом КПСС, потому что писала и о коммунистах. Пришлось выполнить это пожелание.


В ту пору в автохозяйстве работала и моя сестра Эмма. 
Приехали они с Урала в Грибановку всей семьёй – с двумя детьми, на собственном легковом автомобиле «Запорожец» Работала  в АТХ сначала диспетчером. Окончила курсы водителей, сама управляла автомобилем. Потом работала в должности  начальника отдела эксплуатации, зама начальника по эксплуатации. Жили мы на одной улице  с названием «Крым». Одноэтажные дома сахарного завода утопают  в садах. С улицы их не видно. А рядом лес. Природная красота!
 

Мне в автохозяйстве работа нравилась. А что касается жилищных условий, то никаких перспектив на улучшение  не предвиделось.  Дети взрослели, комната в 11 квадратных метров и маленькая кухня приносили мало радости. Всё чаще подспудно возникал вопрос:               

Ч Т О  Д Е Л А Т Ь?

Мужа, как будто, всё устраивало, а меня нет. Выручило опять родное государство. Открывается строительство автогиганта на Каме в Татарской АССР. А почему бы не поехать?   
Весной 1971 года поехали в Набережные Челны в разведку муж, его напарник по работе и муж моей сестры. Возвратились домой в бодром расположении духа. Немного с юмором стали рассказывать, что увидели и как они себе представляют будущее строительство.
Во-первых, ничего не поймёшь, где и что строится.
Во-вторых, вокруг огромное пространство, бескрайние дороги  с непрерывно движущимся потоком автомобильного транспорта. А тут ещё грязь везде после дождя. И к чему эта неразбериха на голову троих мужчин? Ни к чему. После поездки успокоились, решили, что тише едешь, дальше будешь.

Меня такая позиция не устраивала. Я внимательно читала все центральные газеты, приглашающие на новостройку всех желающих, работников разных специальностей. И осенью этого же года поехала в Набережные Челны  с надеждой узнать, стоит ли мне лелеять мечту снова сменить местожительство. Если вдруг понравится и подходящая работа найдётся,  то я останусь. Дети временно поживут у мамы, муж тоже приедет,  и мы с ним будем трудиться ради лучшего будущего.   

***
А теперь, забегая вперёд, напечатаю дневниковую запись в тетрадке периода 1999 года.
Сегодня 13 июня 1999 года,  воскресенье,  праздник «Сабантуй». Получила газету  «Камские зори» № 21 с обращением:

«Уважаемые первопроходцы стройки! Творческая группа журналистов, готовящая к 35-летию Камгэсэнергостроя, ждёт ваших воспоминаний встреч со всеми, кому есть что рассказать. Мы будем очень благодарны всем, кто принесёт в редакцию фотографии о знаменательных событиях  в жизни Камгэсэнергостроя. Мы так же можем подойти к вам домой сами. Гарантируется сохранность и обязательный возврат всех фотодокументов. Звоните нам:  42-07-45, 42-90-42, 42-16-35. Времени до дня рождения Камгэсэнергостроя осталось очень мало».
Вырезка этого объявления из  газеты подклеена в моей тетради, а внизу  запись: «Я должна порыться в своих архивах и поработать, хотя бы для себя». Результатом этого газетного объявления стали записи в двух тетрадях о начальном периоде работы в Набережных Челнах