Часть 13 Город Алапаевск

Римма Конон
Часть 13
Город  А Л А П А Е В С К

В декабре  1960 года у нас родился сын Александр. Когда ему исполнилось 4 месяца, я поехала в город Алапаевск, в разведку, насчёт работы. Работа нашлась. Меня приняли  в Стройуправление треста «Уралмедьстрой»  сначала табельщицей, потом перевели инспектором отдела кадров. Приступила к работе 3  мая 1961 года. 

Муж устроился в это же управление плотником. Жили сначала на двух частных квартирах. 
Потом получили в рабочем посёлке комнату в бараке. Условия жизни улучшились. Радовались комнате в этом многолюдном барачном доме.
Во дворе, около барака была небольшая песочница для детей, а для мужчин имелся стол, где сильная половина жильцов после работы отдыхала, играя в «козла», и отводила душу разговорами на житейские темы. Мой муж в этой компании не был исключением.

Через пять с половиной месяцев начальник ОК СМУ, пожилая женщина без среднего образования,  предложила мне
перейти на работу в городской отдел  милиции на должность машинистки. Я поняла её подоплёку, она просто избавлялась от меня, человека с дипломом, и я ушла.

***
Работая в городском отделе милиции машинисткой, я погружалась в иной мир нашего бытия. За каждым уголовным делом, как в кино, просматривались трагические судьбы людей. А что касается сотрудников отдела милиции, то, начиная от рядового милиционера, участкового или следователя,  они настолько были серьёзными, что я невольно начинала о ком-то писать заметку в городскую газету «Алапаевский рабочий».

Однажды приехал из Свердловска капитан милиции. Ему нужно было поместить в газете объявление о наборе курсантов в школу милиции. За объявление нужно было платить, а в ГОМ на эти расходы средств не было. В редакции посоветовали обратиться к машинистке Р. - она сможет написать статью, завуалировав основные условия приёма на курсы и учёбу. Срочно побеседовала с криминалистом, мужем Раисы, который окончил школу милиции, за вечер написала статью, и её приняли к печати. 


ЗНАКОМСТВО  С  КГБ

Примерно через два года работы в Алапаевском ГОМ, вышла я из кабинета в коридор и там увидела мужчину из нашего барака, выходящим из кабинета работника КГБ. Повстречавшись со мной, он внезапно вогнул голову в плечи и отвёл глаза. Я не придала этому значения, но его реакция показалась мне странной.
На второй день работник КГБ Парфёнов вызвал меня  к себе в кабинет на доверительную беседу. Открыл мне тайну о муже и дал совет поговорить с ним, чтобы он во время откровенных разговоров с людьми, в том числе во время игры в «козла», не высказывался отрицательно в адрес власти и ЦК КПСС, коммунистов.
Для  меня это сообщение было большим ударом. С этого     момента я начала многое понимать в поведении мужа. Пришлось вызвать его на откровенный разговор. Потом снова беседовала в кабинете КГБ, и Парфёнов дал совет: записать его рассказ о военном времени и о том, что потом произошло, и послать  материал в Москву  на пересмотр дела. Что я и сделала. Этот материал отражён в воспоминаниях мужа, участника Великой Отечественной войны. А что касается моего душевного состояния  в связи с открытием таких сведений, то его трудно было понять, а принять вообще не было сил. Но жить ведь надо, и двое детей. Утешало то, что муж не врал. За ним не было никакой вины.   

В 1963 году  уголовное дело на моего мужа было пересмотрено, и его  реабилитировали. Справедливость восторжествовала. Так что «осведомителю» большое спасибо. В отделе милиции я проработала четыре года. И ещё бы работала, если бы не уволилась секретарь Ушакова Зинаида Ивановна, и меня начальник ГОМ Костяев не назначил  на должность секретаря.
В моём  сознании закрепилось понятие, что в должности секретаря городского отдела милиции должен быть человек именно такой, как Зинаида Ивановна. Она не была до этого времени замужем, а ей уже лет 40. Всегда красилась и пудрилась, что мне лично не требовалось. Одежду она меняла каждую неделю, чего я не могла себе позволить. Поздно вышла   замуж,  уезжают с мужем в Сибирь, на стройку «Запсиб». Но я  на замещение этой должности подходила только по деловым качествам, но не по одеянию.
Поэтому, стоило только представить себе, как я буду входить к начальнику на его звонок, меня брал страх. Я сразу представляла свою обувь, своё платье – да не приведи Господь, испытывать постоянный дискомфорт от такого несоответствия! Мне и присниться не могло иметь столько одежды, сколько было у Зинаиды Ивановны. Я решила - лучше уволюсь.
Написала заявление на увольнение, и временно исполняла обязанности секретаря. Во время отработки нашла работу в должности секретаря, но в гражданской организации, в ПМК-149. Там подписали заявление о приёме, а начальник милиции не отпускает. Пришлось воспользоваться правом, после отработки закрыла сейф с документами и ушла. После этого меня уволили. Исполняющей обязанности секретаря Костяев назначил Раису, вторую машинистку.

В ПМК-149, межрайонной строительной организации работать было спокойно, но мне эта работа была противна по натуре. Печатать документы ещё, куда ни шло, я секретарство я переносила с трудом. Выход нашелся, через полгода меня перевели на должность бухгалтера, и я успокоилась. Мужу на работе дали двухкомнатную квартиру в центре города. Жизнь стала лучше, жить стало веселее.

Ещё когда работала в отделе милиции, начала водить Галю в детский сад, который располагался от барака в другом конце города. Сначала отвозила её в садик, оттуда пешком, а зимой почти бегом добиралась на работу. Во-первых, спешила, а, во-вторых, из-за обуви, ходила в коротких осенних сапожках, так что ноги постоянно коченели. Теперь уральская жизнь аукается моим здоровьем. Простывала и Галя, её на полгода направляли в лесной санаторий. Потом оформили и сына в детский сад, чему была очень рада.

Вот так мы жили первые годы в Алапаевске. Я  часто писала заметки в городскую газету «Алапаевский рабочий», была членом литературного объединения под руководством Хапова Наркиса. Но настоящего удовлетворения от этого хобби не было. Если я в какой-то мере отвлекала себя от безрадостного жития, то мужу моё увлечение не нравилось, а значит, и не было настоящего взаимопонимания.  Но с внешней стороны этого не было заметно, благодаря моему характеру и неуёмному терпению.
Однажды прочитала в газете об открытии конкурса на замещение должности литературного сотрудника многотиражной газеты Алапаевского металлургического завода. Решила принять участие в конкурсе. Выполнила задание, написала две статьи: одну на бытовую тему о женщине, пьянице, а вторую о бригаде сталеваров. Обе статьи были напечатаны, и я прошла по конкурсу на замещение этой должности с окладом 90 рублей В милиции оклад был 67 рублей), с предоставлением двухмесячного отпуска, в том числе один  месяц пребывания в санатории. Но, увы, муж не разрешил, этот вариант смены моей профессии ему не понравился. Маляром бы стала – это другое дело, должный уровень…

Несмотря на кажущиеся улучшения в жизни, меня лично многое не устраивало. Прежде всего – постоянная смена работы, неудовлетворение заработной платой и уральские холода. Всё это вкупе волновало и требовало поиска выхода из такого положения. После восьми лет жизни на Урале мы решили уехать на малую родину.

Сегодня 16 ноября 2014 года, воскресенье. Только что вновь прочитала 13 часть «Колокольни» на рабочем столе. Здесь я заканчиваю редактирование, исправляю ошибки. Потом попрошу внука  заменить эти части на те, которые размещены на странице в интернете. После этого кого-то надо просить вставить в конце книги некоторые фотографии.
К сожалению, у внуков для меня времени не хватает.