Часть 5. Я студентка

Римма Конон
Часть 5
Я – С Т У Д Е Н Т К А

31-го августа  1951 года я была уже в Львове. Сдала коменданту паспорт на прописку, получила постельные принадлежности:  пустые чехлы  для будущего
матраса  и подушки, две простыни, одеяло,  и койко-место в комнате  на 11 человек.  Потом  повезли нас  на грузовой машине в типографию. Завели в
цех с бумажной стружкой, отходов  от производства печатной продукции.
Там мы утрамбовали себе матрасы и подушки, привезли в общежитие и уложили
на собственные кровати. Кстати, стружки в матрасах периодически менялись.               

В нашей группе переплётчиков было 29 девушек разных национальностей: 
украинцы, русские, белорусы, евреи. Почти все девушки были из
малообеспеченных семей, но я заметно отличалась от них своей
«уникальностью» одеяния.   Если у всех в группе из одежды было всё
необходимое, то у меня эта необходимость заключалась в наличии
«неказистых» туфлей со шнурками, в которых я в любую погоду, в любое 
время года,  в техникум  и обратно, добиралась частенько в позе бега
трусцой. Было одно черное штапельное платье, юбка с кофтой, домашнее платье.Пальто у меня никакого не было.
Фото- техникум и коллективные группы переплётчиц.               

На первом курсе приобрела вязаную толстую кофту, которая заменяла мне
и зимнее и демисезонное пальто вплоть до 4-го курса. Позже тетя Сима
прислала пуховый платок. И я была счастлива: у меня была стипендия,
крыша над головой  и  условия для приобретения профессии.
Фото – в кофте-пальто,  на 3,5 года….

На первом курсе стипендия была 140 рублей. Сейчас уже не помню, с какого
семестра второго курса я стала получать повышенную стипендию вплоть до
окончания техникума, но всё равно её катастрофически не хватало.
После обустройства с жильём, до начала занятий,  ознакомились  с городом
и его  достопримечательностями. Прежде всего, познакомились с центром

города, парковой аллеей, которая называлась  «стометровкой». Располагалась 
она напротив оперного театра, за памятником Мицкевичу. Это было излюбленное
место молодёжи. 

Вторым местом знакомства был Стрийский парк, а потом – «Пидзамче»,
конусообразная лесистая гора около западной границы. На пик горы вела спиралевидная асфальтированная дорога, по бокам которой местами расположены скамейки для отдыха. С верхушки этой горы  был виден  польский  Краковский
рынок.      
               
***
Маму вскоре перевели работать (без её согласия)  в западное горное село,
где обстановка была ещё  хуже,  чем в первом селе. Сначала жила там с
Юрой в небольшой избушке с одним окном. Вскоре  Юра  уехал в Воронеж к 
тёте Нюре – папиной сестре. Учился  в  ШРМ, работал учеником слесаря на
военном заводе.  Через некоторое время мама завербовалась на строительство какого-то завода в Осетию, город Сумгаит, и уехала туда с Юрой.

Из записей в студенческих дневниках на 1-м курсе, 1952 год:

-28 февраля 1952 года. На занятие не пошла по уважительной  причине. Сегодня снился сон: получила два письма,  в одном из них было 2 рубля с копейками.
О чём думаешь, то и снится. Написала письмо маме. Девчата спрашивают, что













я пишу. Надо учить полиграфию.

-29 февраля. На физкультуру не пошла (не в чем). Еда была общая: чай,
заваренный липовыми цветами, и ливерная колбаса. Вечер. Кто уроки учит,
кто читает художественную литературу, а Валя спит. Галя её  разбудила,
и она завозмущалась:  « Яки вы дурни, я по радио мертви души слухаю…»
-1 марта. День весны, а на улице идёт пушистый снег.

-15 марта. Заняла у Нади 12 руб. 60 коп. Купила чулки. До стипендии ещё
неделя, а денег нет.

-16 марта, воскресенье. Встала в 12 часов. Пожарила почти в воде картошки
немного – «наелась». Пошла к Эммочке, она ходила в кино. Завтра контрольная работа по «глубокой печати», надо учить. Пришла в гости Тамара Лисицына, а
Галя говорит: «не пидэм сьогодни на пэршу пару…» Я рисовала карикатуры в стенгазету.

-18 марта. Встали в 7 часов и быстро пошли за хлебом. Очередь  была большая, замёрзли. Пришли в 9 часов. Жду               стипендию, есть  нечего,  ещё заняла 16 рублей. Пришло
извещение на посылку от тёти Симы (вес 600 грамм – пуховый платок, чулки, письмо), обещала прислать  200 рублей. Ходили на профсоюзное собрание.

-22 марта – стипендия!   Все пошли в кино «Тарзан в западне». Билет стоит
4 руб. 50 коп. В дни получения стипендии обязательно ходим за горячими
пирожками с повидлом в «Пирожковую» пекарню. Стоимость одного пирожка
40 копеек.

-1 апреля. Все варили еду и ели: сначала картошку с солёными зелёными
помидорами, потом Ленину крутую лапшу, потом Галину лапшу жидкую, потом 
Надину кашу пересоленную. Всё это запили водой. По радио сообщили про с
нижение цен на продукты. Сообщили про убийство в Львове одного политика.


















































































































адя напоминает, чтобы я записывала все события.

***
На исходе первый курс.  Экзамены по математике и  химии сдала на
«Пять».

В первом семестре первого курса общую полиграфию преподавали на
украинском
языке. Напишу несколько предложений (для интереса):
«… За роки Сталинских пятиричок  булы побудованы в Радянському
Союзи 
дуже
потужни заводы полиграфичного машинобудування…»
«…Бильшовицька пресса – могутний зосиб комунистычнои освиты и
выховання
хтрудящих мас, могутни зосибы организации и згуртування масс…», 
«… Шрифты видризняються миж собою по малюнку…».
«... Иван Фёдоров и його друг П.Мстиславич взялы дияльну участь у
будивництви друкарни в Москви и потим почалы дуже успишно друкуваты к
ниги».
Это мои собственноручные записи и так я тогда разговаривала.

***
После сдачи экзаменов, на период летних каникул поехала к тёте Фаине.
В летний период у неё работы было много, так что она была довольна
моей
помощью. Они с дядей Митей содержали кроликов, а те прожорливые, 
траву приходилось  искать и  вне её огорода. Хороший урожай давали две
черешни, приходилось часто лезть на дерево, собирать её, потом рассыпать
для засушки
на пологую крышу сарая, а вечером снова лезть, снимать ягоды до утра.

Потом снова, по-новой, изо дня в день, пока не высушатся. Поскольку
недалеко от их дома проходила железнодорожная станция, то дым от
паровозов оседал на деревья, дома и по всей территории. С черешни
я слезала чумазой. За работу  подарила мне отрез на кофту, чему я была
очень рада.
Четверостишие из  дневника:

Как быстро ты бежишь, о жизнь!
Остановись хоть на минутку.
Обозначай дорогу-путь,
И забавляй меня, малютку!

Забыла записать главное событие на первом курсе. Сразу, после начала
занятий, прочитала объявление о приёме желающих в литературный кружок.
Я, конечно, с радостью пошла на первое занятие. После вступительных
бесед

дали задание написать стихотворение. Написала длинный стих про отца-
фронтовика, как себе представляла на тот момент. Покритиковали,
забраковали.
 Надо бы про любовь  написать. Одним словом, на этом моя «литературная деятельность» закончилась, я начала писать дневники.

Забегая на много лет вперёд, сделаю небольшое отступление и напишу о стихах. Они ко мне приходили в разное время, но  не настоящие, а просто рифмованная проза. Поздравляла стихами сотрудников с днём рождения, были и детские. Потом  стали рифмоваться предновогодние байки, на бытовые темы и другие.

***
Сентябрь 1996 года. Приехала я с огородного участка на                остановку около своего дома. Еле вылезла. В ту пору автобусы были всегда нагружены битком. Рядом оказался мужчина средних лет, который произнес – Я ошибся, мне надо бы выйти на следующей остановке, и сразу обратился ко мне:

- Бабушка, как вам жилось при коммунизме? И продолжил небольшой монолог о себе. Я ему второпях коротко ответила, как мне жилось и как живу сейчас, но, подходя к своему дому, наши пути разошлись.  Откровенный разговор бывшего работника горкома ВЛКСМ меня встревожил, и  я записала его  рифмованной формой.

***
Как вам жилось при коммунизме? –
Спросил мужчина средних лет, -
И как сейчас, в капитализме:
Довольны жизнью, или нет?*
А я работал в комсомоле,
И горя-горюшка не знал.
Авторитета было – море,
В президиумах заседал.
Я жил (порхаючи) привольно,
И радостной была жена.
Теперь она всем недовольна,
И безработная она.
И, как свести концы с концами
С моей зарплаты всей семье?
Пока дорожки не расстались,
Настал черёд ответить мне
- Я в «коммунизме» не порхала,
В капитализме – тяжелей.
На свою пенсию, - сказала –
Тогда жила я веселей.
- Прости, мамаша, - выпил малость,
Мужчина с горечью сказал,
А на лице его усталость…
В соседний комплекс пошагал.
По пути с дачи, в конце лета
Произошёл сей разговор.
Добавить хочется ответа,
Он гложет душу до сих пор.

А через два года записала 40 четверостиший о том, как жила в «коммунизме». Напечатаю небольшой отрывок:

Мне жизнь дана не ровной гладью.
Урок страданий преподав,
Манила неизвестной далью,
Оседлость бытия отняв.
Из края в край всегда бросало,
Искалось счастье где-то мне,
Как будто места было мало
На той, родимой, стороне,
Где в перелесках под горою
Так было тихо и свежо,
И омывалось всё рекою,
Жилось привольно, хорошо.
Но всё развеялось по ветру,
Ушло навечно в небытиё,
Углы чужих  квадратных метров
Не раз менялись под жильё.
Всё поневоле получилось,
Причина этого одна: -
Как  с неба гром, вдруг опустилась
Она – проклятая война…

Если бы не война, жили бы мы в своём доме близ реки Хопёр.
Продолжу студенческие записи.

-12 октября 1952 года, воскресенье. Ходила к Эммочке. На улице дождик. Девчата веселятся. У меня на сердце тяжесть.      

-25 октября. Ездила к маме, потом к тете Фаине. К Эмме не ходила из-за дождя. Ждём стипендию. Ели сегодня капусту и суп.
-31 октября. Вспоминала детство в городе Новохопёрске, реку Хопёр, подруг. С двух сторон нашего дома горы: на одной лес, а на другой город. За рекой тоже лес, а в лесу тогда было море цветов; петушки и курочки, колокольчики и другие. Направо от нашего дома дамба, она вела к месту отдыха горожан. Природа вокруг и воздух благоухали, потому, что никаких вредных промышленных предприятий не было. Воду брали в реке, и была она чистейшая.

-9-го ноября. Третий день ноябрьского праздника.  7-го ходили на парад, погода была хорошая. 7 и  8  ноября показывали кино: «Чапаев» и «Член правительства». Сегодня после обеда пошёл первый снег, сильный ветер. Учим уроки. Читаю книгу писателя Стенделя «Красное и чёрное»

-26 ноября, среда. Запись о брате Юре напечатаю отдельно.

-27 ноября 1952 г. После 4-й пары получила стипендию. От 139 рублей осталось 50 рублей. До Нового 1953 года ничего интересного  в дневнике не написано, кроме экзаменов. За диктант по русскому языку получила 5, по устному поставил - 4, общая - 4, математика - 4.

-9 февраля 1953 года, второй курс. Мы на практике в типографии. На машине работал молодой парень. А мы носили пачки бумаги, накладывали их на самонаклад, и перефальцовывали брак.

-1 марта. Ходила к Эммочке, купила ей конфет, она пришла из бани. 3 и 4 марта болела: горло, уши, температура. Болела и Галя, на занятия не пошли. По сравнению с первым курсом я похудела, потому что мало ем.

-7 марта. Практика закончилась, сдавали экзамен по практике, я сдала на 5, Лена тоже на 5, а Маруся – на 4.

 
ТРАУР  ПО  СТАЛИНУ

Сегодня 9 марта 1953 года. У  нас была только одна пара занятий, так как слушали по радио речь Маленкова и Молотова на похоронах И.В.Сталина.
Теперь напечатаю полностью своё  тогдашнее впечатление по поводу этого  события:  «Горькое впечатление на меня произвела кончина такого величайшего человека всего мира, отца и друга всего прогрессивного человечества, вождя СССР. Услышав по радио о смерти Сталина, мы сильно плакали, не верилось, чтобы такой могучий светоч мог умереть.  Как тяжело пережить такое несчастье. Но мы, молодёжь, не сложим руки, не повесим головы в унынии, а наоборот крепче станем на ноги, выше поднимем знамя мира, с ешё большей энергией отдадим свои силы на построение замечательного будущего – коммунизма».
Переписала точь-в-точь, как написано в дневнике. Какой патриотизм на голодный желудок! Захотелось даже порассуждать на эту тему: что нами двигало на такое патриотическое состояние души, когда голодали и нуждались во всём, когда призрак коммунизма был близок только на словах? И всё же, мы всем сердцем и душой верили хоть и в призрачное, но светлое будущее!

***

Сегодня 9 февраля 2012 года – по ТВ дебаты на предвыборную тематику. 4 декабря 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу. Оппоненты  недовольны. В Москве и в других городах, несмотря на  сильный мороз, прошли митинги. Просмотрела выступления представителей всех партий и обиженных, не прошедших в Думу 4 декабря 2011 года. Все выступающие во главу угла ставят лозунг за «Честные выборы!».   
На память пришли выборы в Государственную Думу и Президента  Медведева Д.А. в  2007-2008  годах. Тогда, накануне выборов, на ум приходили стихи. Я даже носила их председателю избирательной комиссии нашего участка и сказала:  «Проголосую, если эти стихи отправите в Москву», на что получила ответ: «Даём гарантию, что в мэрию отдадим, а насчет Москвы гарантировать не можем». Такой ответ я предвидела, и с чувством гражданского долга проголосовала, а стихи оставила, ведь они пришли не зря, их как будто кто продиктовал не только для меня. Сейчас я решила их продублировать, так как они подходят и к сегодняшней ситуации. На мой взгляд, новее и лучше я уже не придумаю. Так что начинаю их печатать.



Предвыборное откровение

Как живу? Как всегда, прекрасно.
День сегодня удался ясным.
Небо чистое, голубое,
Солнце светится золотое.

- Настроение? Как всегда.
Хотя нет, сегодня похуже.
Но оно для меня – не беда,
Поясок затяну потуже,
Нервы  крепче сожму в кулак
И сердечку подам я знак,
Чтобы впредь не волновалось,
Помогло побороть усталость.
- Что мне нужно? – всего ничего:
Мир, достаток, здоровье, тем более.
Бог терпенье даёт, оттого -
Всем довольна я, кроме боли.
Боль за внуков и за детей,
Нелегко им теперь живётся.
Ну а мне на закате дней?
Бог на просьбу мою отзовётся!
Я надеюсь, что вскоре нам
Улыбнётся судьба, не иначе,
И на выборах голос отдам
За того, кто пошлёт удачу. 
24 ноября 2007 года 

В честь выборов в Государственную Думу России:
В головах разброд сомнений, рассуждений.
Идёт борьба желаний и воззрений,
Идёт борьба закормленных отцов,
Кто больше заполучит голосов.
«Агитками» зовут нас за собой,
И обещают рай наперебой:
«Послушный избиратель! Не пасуй,
За партию мою проголосуй.
Я за тебя в той Думе постою,
И я тебя досыта накормлю,      
И я тебя вовеки не забуду,
Пока почётным депутатом буду.
А если обещанием солгу,
Останусь пред тобою я в долгу,
Ты связь свою со мною разорви,
Досрочно с депутатов отзови!»
Написанное льстиво полотно,
Знакомо избирателям давно,
И им известно, точно наперёд,
Какая партия во власть пройдёт.
Как хочется воспеть нам справедливость,
Единую Россию полюбить!
Всевышний! Ниспошли такую милость,
Чтоб легче россиянам стало жить!
1 декабря 2007 года

День выборов

Сегодня Выборы в России
Достойной жизни для людей.
Я знаю: цель наша по силе
Для воплощения идей!
Сегодня день необычайный,
Сегодня день надежд, тревог.
Избранник наш будет достойный,
И да поможет ему Бог!
Я голосую за рассвет,
За мир и дружбу, процветанье,
А ПРЕЗИДЕНТУ пожеланье, -
Чтоб россиянам нёс он СВЕТ,
Чтобы достаток шёл с низов
И был бы он у стариков,
Чтоб все в верхах мудрее стали,
Про молодёжь не забывали,
Чтоб ключ к сердцам людей нашли,
Патриотизмом всех зажгли!
Да не потухнут в нас огни
НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ И ЛЮБВИ! 
2 марта 2008 года

***
Март. Второе число. В нашем городе пасмурно, ветер, а в душе моей тихо, светло. Знаю: там, в небесах, высоко, над Россией Звезда ярко светит.

Ту Звезду не видать, что спасает землян, так давайте помолимся  вместе: помоги нам, Господь, вразуми россиян на отдание долга и чести.

И в сердца всех людей посели дух надежды и веры,
дай Правителям, мудрым и смелым, светлый путь для  хороших идей к возрожденью Великой России, и пошли им  здоровья и силы!

***
4 марта 2012 года –  назначены  выборы нового Президента. За  пост главы Государства  Российского идёт ожесточённая борьба зарегистрированных выдвиженцев от партий:  Жириновский – ЛДПР, Зюганов – КПРФ,   Миронов - «Справедливая Россия», Путин - «Единая Россия»  и самовыдвиженец – Прохоров.

После выборов в  Государственную Думу 4 декабря 2011 года  совсем потеряли голову  кандидаты оппозиции и те, кто не прошёл в Гос. Думу,  и те, кто просто недоволен своей  жизнью. И  повалил народ  на  митинги! Писчая братия трубит,  кто во что горазд. По телевидению на всех каналах открыты  предвыборные дебаты. Народ в растерянности, в раздумье.  Из кожи лезут Немцов и Рыжков, а из кандидатов Зюганов, Жириновский и Миронов. На Путина из их уст столько грязи  лилось – уму непостижимо. Прохоров тоже возмущался, но в меньшей мере.  Но, какие бы для него не сочинялись и не пелись песни, роль его на Государя не подходит. Сама  должность Президента  такой большой  страны, как Россия, не позволяет проводить эксперимент по обучению правил и навыков управления Государством. У каждого  кандидата есть определённая поддержка народных масс, хотя реальная возможность, на данном этапе, вести Россию по правильному пути есть у другого человека. Я проголосую за Владимира Владимировича Путина!    

Стих сына Александра:
Пусть не пугает вас год Дракона.
Он  смелый, добрый, почти родной.
На страже мира, любви, закона
Руководить будет страной!               
Январь 2012 года.

Перечитала последние записи из дневников, не понравились. Ничего интересного: «…денег нет, не ела, страдала…» – ни к чему всё это. Лучше по памяти коротко написать про студенческие годы и  перейти к описанию трудовой деятельности и путешествиях по стране Советов.

Итак, после первого курса на каникулах я работала у тёти Фаины. После второго курса работала в городской  беловой фабрике ученицей 2-го разряда, на складе готовой продукции упаковывала альбомы для открыток и фото, для отправки к потребителям. Заработала за лето 500  рублей.
Я усиленно познавала азы своей будущей профессии, которая мне очень нравилась. Несмотря на все недостатки в материальном обеспечении, на первое и главное место в жизни ставила учебу, получение должных знаний и умений овладеть переплётным производством. 

3 курс, второй семестр. Экзамены сдала удачно.
-21 января 1954 года. Сдала практику на 5. Получила от мамы 200 рублей, а от тёти Симы 50, положила на сберкнижку, надо копить на пальто (демисезонное стоит от 600 до 800 рублей).
На фото справа сестра Эмма с подругой.

Зимние каникулы проводила в общежитии одна, девочки разъехались по домам.   

-31 января. Ходила к Эммочке. Сегодня ужасный мороз – 20 градусов.      
-12 апреля  (понедельник). Вчера с Марусей ходила на барахолку, купила чемодан, платье, рубашку.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2013/08/10/1244