Часть 4. Школа и колхоз

Римма Конон
Часть 4
Ш  К  О  Л  А   и   К О Л Х О З

В школу мы  пошли в 1947 году: я  в четвёртый  класс, Юра – во второй,
а Эмма – в первый.  Мы были единственные русские. Преподавали на
украинском языке, а русский язык преподавала учительница лет 45 – 50.
Она же была  классным  руководителем.
Помню, начала  она  раздавать учебник по русскому языку. За него
школьники давали ей,  кто что мог: мёд, масло, яйца. У меня,
естественно, ничего не было, и она книгу не дала. Я  встала  и говорю
«Мне тоже книга нужна». Сидела я  на  последней  парте  и  она, со
злом,через весь класс швырнула в меня книгу.
Потом прислали другую учительницу,  русскую,  в возрасте лет 30-35. Она относилась ко всем хорошо. И другие учителя относились ко мне нормально.

С Юрой было труднее. Он ленился и пропускал уроки. Эмма с первого
класса  с учёбой пошла легко. Её любила учительница  Галина Петровна,
в возрасте под 40 лет. У неё был красивый голос,  и она пела в
церковном хоре.

Каждое воскресенье местные жители семьями ходили в церковь. И мы
стали ходить. Когда Эмму спрашивали «Что ты будешь делать в церкви?»,
она отвечала: «Петь».
Так что молитву «Отче наш» я запомнила на всю оставшуюся  жизнь, и 
в  трудных ситуациях  всегда произносила её внутренне. В церковь
мы ходили каждое воскресенье, соблюдали православные праздники.               

Был такой случай. Кто-то услышал и стал распространять слух, что на какой-то горе было явление Божией Матери. От нашего села это место было далеко. Люди организовывали туда паломничество. Один раз и я ходила. Шли долго, я босиком. Подошли к лесистой горе, поднимались вверх по узким тропам и остановились в том месте, где кто-то видел это явление. Люди считали, что это место теперь святое. 

                ***
В первые два года жизни в селе, советского в нём мало что было,
или только  зарождалось, о чём опишу впереди. Вернусь к школе.
Была она по прежним меркам средней, - семилетка, с небольшими
классами и коридорами. Когда надо было проводить какое-то
мероприятие (собрание, концерт), снимались уличные ворота,
заносились в самый большой класс, и делалась сцена с занавеской.

Первое такое мероприятие школьного масштаба запомнилось на всю
жизнь, ибо было по тем временам опасным и сложным. Было намечено
мероприятие о создании пионерской и комсомольской организаций.
Взрослое население было против пионерии и комсомола,  считали,
что москали  научат отказываться от веры в Бога, заставят уничтожать
иконы. Приём в пионеры подготавливала учительница русского языка.
В классе разместились школьники. Меня заранее назначили председателем
совета дружины. Я стою на сцене, еще там кто-то, и вдруг в класс
врываются  мужчины. Шум, гам. Один из них подскочил к сцене и со
злостью плюнул. Сразу после ухода мужчин  силами школьников был
организован концерт.
Через некоторое время, уже на выгоне - площади посредине села,
было организовано общешкольное собрание по приёму школьников в
пионеры. Итак, начало «культурной революции» по советскому образцу
было положено. 
Параллельно с этим стали привозить кино, и показ его организовывали
в здании сельсовета, в обычном, брошенном кем-то доме. Я и Юра с
другом Николаем, молдаванином, были рады и спешили на просмотр.
Увы, сельчане детей на них не пускали. Потом стали  потихоньку
приходить дети  из простых семей.

Вторым этапом советского образа жизни была организация комсомола.
Сначала находились желающие из молодых подростков бедноты. Их
принимали тайком, но всё же узнали однажды о приёме и одного
комсомольца повесили на вербе недалеко от нашего дома.

В школе всё та же учительница русского языка организовала комсомольскую организацию из трёх человек: я, и еще две одноклассницы, не буду
называть их имена. Мы старались,чтобы никто об этом не узнал, потому
что боялись.

Прислали нового учителя  физкультуры, в обязанность которого входило
расширение комсомольской организации среди школьников.  Поскольку я 
боялась и старалась, чтобы никто не узнал, что я комсомолка, этим
пользовался братишка. Как поссоримся по какому-либо поводу, он начинал
кричать: «Комсомолка, комсомолка!» Я жаловалась маме, а  комсомольский 
билет  хранила под кроватью в самом углу.  Учитель физкультуры
уговорил брата и он тоже стал комсомольцем,  поэтому меня он больше
не дразнил. Итак,  пионерия и комсомол в селе уже были. Теперь перед
районной властью стояла главная задача – коллективизация.

К О Л Х О З

Точно  не помню, какой это был год: 1949-й или 1950-й. Этой
коллективизации  население боялось как чумы, будучи наслышаны
о коллективизации в России в 30-е годы.  Председателем  будущего
колхоза назначили  местного пожилого мужчину, а маму перевели на
должность секретаря.

Организация  колхозного хозяйства началась с помощью  районных 
властей и милиции: У богатых сельчан (кузнеца и других) конфисковали
лишних лошадей, коров, свиней, сено, солому, различный инвентарь и
разместили всё это в разных местах  создаваемого колхоза:
а)  посередине села, на выгоне устроили ток, куда  перевезли от
богатых излишки соломы  веялки сеялки и другой инвентарь;
б)  в хозяйственных помещениях одного бывшего кулака  поместили
крупный рогатый скот, у другого – свиней, у третьего – лошадей;
в) для хранения зерна применили бывший польский костёл.

Итак, основная материальная база колхоза создана. Теперь дело за
главным – рабочей силой, то есть за колхозниками. Первыми в колхоз
вступали  бедняки, им терять было нечего. Кроме того, они надеялись
на лучшую жизнь. Потом  потихоньку пошли в колхоз и середняки.
Начали трудиться  в новых условиях. В то же время  нашлись такие
сельчане, которые начали вредить.

Мама каждый вечер закрывала окна плотным материалом. Однажды она
заметила в щелочку яркий свет. Подумала, что опять облава на
бандеровцев. Приоткрыла занавеску, а там яркое  большое пламя со
стороны колхоза. Она выбежала на улицу и увидела, как горит солома,
сено и весь инвентарь. Стала кричать: «Караул, пожар!» Вокруг ни души.
Тут вышел хозяин  нашей квартиры  и сказал: «Пани Мария, идите в хату
и больше не выходите!». Она послушалась и всё поняла:  надо молчать,
хотя горела не только солома. Издали видны были пожары, где находились 
коровы, свиньи и лошади. В селе запахло паленым мясом. В общем, гори,
колхоз, синим пламенем, никому ты не нужен. Сгорел. 

После  пожара колхоз временно расформировали, председателя арестовали 
и осудили за участие с бандеровцами. Мама стала работать в прежней
должности. Потом, возможно,  колхоз снова возродился, но эти данные
мне не были известны, так как в сентябре 1951 года я поступила в
Львовский полиграфический техникум.


В Ы С Е Л Е Н И Е

Запомнилось ещё одно печальное событие -  выселка  сельчан целыми
семьями в Сибирь. В один день, а точнее утром, на площадь около школы
были согнаны на подводах семьи для выселения их из села за связь с
бандеровцами или службу в войну у немцев кого-нибудь из родственников.
Среди них была семья моей одноклассницы Веры Верба, брат которой
скрывался. Увозили всех на станцию, а там грузили в поезда и
отправляли в неизвестном направлении.

Чуть позже прошёл слух, что за связь с бандеровцами или с немцами
хотят выселить учительницу Галину Петровну. Многие девочки собрались
к ней с гостинцами. Пошла и я с ними, захватив с собой несколько яичек.
Когда вошли к ней в дом,она стояла перед иконой на коленях и молилась.
С благодарностью посмотрела на всех, а меня погладила по голове.
Но её не выслали, она продолжала работать. Видимо, разобрались,
что немцы заставляли работать на них, а она хорошо знала немецкий
язык. Больше в селе выселений не было.

Училась я хорошо, старалась. В библиотеке брала книги украинских,
русских и белорусских писателей (Леси Украинки, Тараса Шевченко,
Коцюбинского и других).  Любила читать стихи. Школу, семь классов,
закончила на «видминно» (отлично),и с тремя одноклассницами поехала
в город Львов поступать в какой-нибудь техникум.

Три подружки поступили в кулинарный техникум, а мне приглянулся
Львовский полиграфический техникум. Вошла в здание. В кабинете
приёмной комиссии проверили мои документы и свидетельство об окончании
семи классов на отлично,произнесли: "И химия - пять. Мы берём вас без встапительных экзаменов".
Здание техникума у меня сохранилось на фото, а на расстоянии от него,
примерно,  в 500 - 700 метрах, в здании бывшего монастыря, находилось
общежитие.  Меня всё прекрасно устраивало, и я привезла радостную весть
маме.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2013/08/10/1240